Вырастить врага и бороться с ним.
Изначально организовать (пустить на самотек) процесс таким образом, что его развитие создаст тебе большие или очень большие проблемы.
* * *
23 июля 1968 года группа из трех членов Народного фронта освобождения Палестины захватила на аэродроме в Афинах Боинг-707 компании Эл Ал и заставила перелететь его в Алжир.
По требованию террористов в обмен на заложников были освобождены арабские заключенные в израильских тюрьмах.
Правительство Израиля сделало первую уступку. Стало очевидным, что с помощью силовых акций возможно решать проблемы.
Террористические организации, получив положительный пример и не встречая особого противодействия со стороны спецслужб своих стран, не только получили толчок к росту, но и объединили свои усилия в террористической деятельности.
Западногерманские "Баадер-Майнхоф" и "Фракция Красной Армии", итальянские "Красные бригады", французская "Аксьен Дарект", испанская "ЭТА", ирландская "ИРА", палестинская "Аль Фатах" начали тесно сотрудничать и создавать систему "контратакующих" акций.
Из всех европейских государств только Израиль смог оперативно прореагировать на появление международного терроризма и его рост.
Остальные государства в течение достаточно долгого срока пытались не замечать проблему либо решать ее мирным путем.
Именно в это время террористические организации смогли максимально организационно и финансово укрепиться, стать чужим инструментом для решения конкретных политических проблем.
* * *
В бизнесе существует типичная ошибка, когда слишком занятый генеральный директор передает свои функции заместителю и позволяет ему принимать самостоятельные решения.
Очень скоро, получив фактический контроль над организацией и почувствовав себя ее реальной главой, заместитель предпринимает действия по замене директора. Или создает дубликат фирмы, перенеся туда партнеров, технологии, поставщиков и покупателей. Точно такая же ошибка возникает в тех случаях, когда генеральный директор создает зависимые от себя предприятия, полагая, что он становится главой холдинга.
В российских реалиях подобные конструкции очень редко оказываются эффективными. Наиболее распространенный финал такой: зависимая компания превращается в самостоятельную единицу и мирно расходится со своим хозяином. Или ведет войну, но все равно уходит.
Вопросы, которые директор должен лично контролировать: право подписи платежных документов и договоров, окончательное решение финансовых вопросов, движение финансовых и товарных потоков, размеры заработной платы и выплата премий, кадровые перестановки, окончательное решение о приеме на работу управленческих кадров, осуществление контактов с правоохранительными органами и представителями криминального мира, работа со стратегическими партнерами.
Ключевые фигуры, которые должны пользоваться полным доверием, — главный бухгалтер и руководитель службы безопасности.
* * *
Другой ошибкой, встречающейся в практике руководителей, является ситуация, когда работник, совершивший нечестный поступок по отношению к организации, жестко наказывается, но остается в ее рядах. Такой работник опасен не только тем, что он может вновь навредить. Опасность состоит в другом — жесткое наказание часто создает скрытого врага внутри организации. Именно такие люди будут добровольно поставлять на тебя компрометирующую информацию, сдадут тебя бандитам или будут тайно вредить другим образом.
Неудовлетворенное тщеславие и жажда мести — гораздо опаснее жадности или глупости.
Гнилой фундамент.
Значимые процессы или системообразующие элементы изначально не берутся под жесткий контроль. В дальнейшем появляется источник хронических проблем, заменить который затруднительно, поскольку он уже интегрирован в систему.
Когда создается сложная организационная структура или иная система, имеющая несколько звеньев, ее надежность зависит от качества каждой части механизма. Если весь механизм работает четко, но одно звено не работает или работает плохо — общий результат всегда будет неудовлетворительным.
Можно иметь мощную организацию, но допустить слабину в одном вопросе — мощность и надежность будут значительно подорваны.
* * *
В годы застоя в КГБ поступали люди двух типов. С одной стороны, те, кто был выбран на конкурсной основе из большого числа претендентов. С другой стороны — представители золотой молодежи — дети высокопоставленных партийных и государственных чиновников.
Именно вторая категория создавала организации проблемы. Когда знакомишься с историями вербовки офицеров КГБ западными службами, то понимаешь, что в действительности никакой особой хитрости в этом деле не требовалось. Требовалось одно — выявить тех, кто сам до этого созрел.
Дальше проблема у вербовавшихся чекистов была в одном — как сделать так, чтобы в них поверили. Сама процедура вербовки затягивалась именно по этим причинам — создать максимально правдоподобную видимость собственного падения.
В объятие спецслужбы противника.
* * *
Ошибки по типу данной стратагемы могут совершаться в различных сферах.
Вот некоторые из них.
Экономия на зарплате высшему управляющему звену. Системообразующие работники или уходят, или работают в нескольких организациях одновременно.
Расстановка кадров: на ключевые позиции ставятся люди, не способные принимать решения или квалифицированно выполнять возложенные на них функции. Либо кадровый набор осуществляется по семейному, клановому признаку, протекциям.
Планирование. К исполнению принимаются проекты, не имеющие защищенного бизнес-плана, не подкрепленные необходимым финансированием, организационными и кадровыми ресурсами.
В политике — привлечение в свою команду кандидатов — вечных неудачников, использование избитых лозунгов, привлечение некомпетентных имиджмейкеров, ставка на случайных союзников.
* * *
Пример от Никколо Макиавелли по поводу военного строительства в Италии:"Италия почти целиком оказалась под властью папы и нескольких республик. Однако вставшие у власти прелаты и граждане не привыкли иметь дело с оружием, поэтому они стали приглашать на службу наемников.
Альбериго да Конио, уроженец Романьи, первым создал славу наемному оружию. Его выученики Браччо и Сфорца в свое время держали в руках всю Италию. За ними пошли все те, под чьим началом наемные войска состоят по сей день. Доблесть их привела к тому, что Италию из конца в конец прошел Карл, разорил Людовик, попрал Фердинанд и предали поруганию швейцарцы.
Начали они с того, что, возвышая себя, повсеместно унизили пехоту. Это нужно было им затем, что, живя ремеслом и не имея владений, они не могли бы прокормить большого пешего войска, а малое не создало бы им славы.
Тогда как, ограничившись кавалерией, они при небольшой численности обеспечили себе и сытость, и почет. Дошло до того, что в двадцатитысячном войске не насчитывалось и двух тысяч пехоты. В дальнейшем они проявили необычайную изворотливость для того, чтобы избавить себя и солдат от опасностей и тягот военной жизни: в стычках они не убивают друг друга, а берут в плен и не требуют выкупа, при осаде ночью не идут на приступ; обороняя город, не делают вылазок к палаткам; не окружают лагерь частоколом и рвом, не ведут кампаний в зимнее время. И все это дозволяется их военным уставом и придумано ими нарочно для того, чтобы, как сказано, избежать опасностей и тягот военной жизни: так они довели Италию до позора и рабства".
Таким образом важнейшая функция государства — оборона, была бесконтрольно отдана в руки наемников. Наемники, естественно, использовали появившиеся у них возможности в свои пользу, а не в пользу своих "хозяев".
Существование наемной армии не только сделало Италию беззащитной, оно не дало возможности приступить к созданию альтернативных вооруженных сил, поскольку наемники стали самостоятельной политической силой и могли в дальнейшем навязывать свои привила игры.
Дразнить собаку.
Стратагема неумного проведения конфликта.
Конфликты могут способствовать укреплению собственных структур, но могут и разрушающее действовать на стороны, которые в них участвуют.
Общие правила проведения конфликтов таковы: необходимо всеми возможными способами уходить от прямого столкновения. Но если столкновение неизбежно, надо его спланировать и осуществить таким образом, чтобы в короткий срок врагу был нанесен сокрушительный удар, после которого конфликт окажется законченным.
* * *
Универсальный принцип успешного нападения: концентрация средств и внезапность.
* * *
Если на тебя лает собака, не надо вступать с ней в перегавкивание и драку. Ты сможешь пару раз дать ей по морде, но она порвет твои брюки. А кому нужны порванные брюки? Лучше в ответ на лай брось ей кусок колбасы или просто делай вид, что не замечаешь лая. Если тебе надо собаку нейтрализовать — просто убей ее. (а может проще — убить ее хозяина?) Не можешь убить — оставь ее в покое. А драться с ней не надо — это ошибка. В конце концов, и собака исполняет свой долг.
Но очень многие люди вступают в конфликты, которые в принципе не могут принести им победы или иного конструктивного результата.
В этом случае они уподобляются глупой собаке, которая ничего другого, кроме как лаять, делать не умеет.
* * *
Конфликт может оказаться спровоцированным твоим противником с единственной целью — выявить твоих союзников и твой потенциал. Для этого предпринимаются демонстративные, эмоционально -яркие, лично оскорбляющие агрессивные действия. После этого, когда ты бросаешься очертя голову в бой, фиксируются твои контакты, выявляются союзники во власти, дружественные средства массовой информации, источники влияния и финансирования. После твоей активизации все выявленные контакты фиксируются и в скрытном режиме отрабатываются. К следующему, уже реальному конфликту, ты рискуешь недосчитаться многих своих сторонников.
* * *
Другой распространенной ошибкой является ситуация, при которой для достижения результата необходимо проведение единых согласованных действий. Успех может быть достигнут только при системном решении проблемы. Но этого не происходит.
Например, проводится операция по прорыву фронта.
Объявляется общее наступление. На позиции противника летят снаряды, в бой вводятся танки и пехота. С большими потерями фронт прорван. Но дальше ничего не происходит. Для танков не подвезли горючее. Или запил командир, а заменить его некем.
Результат. Противник восстанавливает оборону. Твои огневые позиции засечены и в рабочем порядке будут уничтожены. Снаряды и солдатские жизни потрачены напрасно. Сам по себе прорыв фронта ничего не дает.
Необходимо развитие наступления и достижение конкретных результатов в виде захваченных населенных пунктов, стратегических объектов, окруженных и уничтоженных группировок противника.
Подобные случаи нередко бывают в крупномасштабных предвыборных акциях. Готовится наступление по нескольким линиям. Ведется планомерная кампания, затем оказывается, что в нужный момент невозможно сделать завершающий шаг. По причине внутреннего раздора, истощения ресурсов или плохого настроения кандидата.
Бисер перед свиньями.
Людей можно разделить на две большие группы. Одни в ответ на добро отвечают добром. Другие проявление добра воспринимают как проявление слабости и будут пытаться сесть тебе на шею.
* * *
Критерии добра и зла формируются в детстве. Взрослого человека перевоспитать нереально. Если твой партнер, знакомый, коллега воспитан по типу кухаркиного сына, и тупо стремится получить все, ничего не давая в ответ, а ты пытаешься воздействовать на него собственным гуманизмом и идешь на уступки — твоя доброта ни к чему не приведет. Он еще больше обнаглеет, уверовав в верность своего пути и правильность собственной тактики.
Добро можно делать в отношении друзей, детей, просто незнакомых людей.
Но перевоспитывать добром недостойных — значит плодить проблемы для других людей.
Однако очень многие годами следуют практике воспитания молодых свиней, надеясь, что из них, в конце концов, вырастут прекрасные благородные львы.
Или орлы. Этого никогда не происходит.
Зачастую через несколько лет рядом обнаруживается толстая зажравшаяся свинья, уверовавшая в свою гениальность и исключительность.
Буриданов осел.
Жил мудрец Буридан.
У него был очень умный осел, который очень любил рассуждать.
Однажды осел оказался между двумя одинаковыми стогами сена и не смог определить, к которому следует идти.
А без ясного ответа на собственные вопросы он не привык двигаться. Так он, голодный, стоял и рассуждал.
Пока не сдох от голода.
Существует некая норма достаточности достоверности.
В некоторых случаях невозможна точная оценка ситуации, и решение должно быть принято на основании имеющихся данных, оценки тенденции или интуиции. Поскольку промедление может автоматически означать проигрыш.
Тем не менее, существует достаточно много случаев, когда решения не принимаются, поскольку ответственному лицу кажется, что еще не все признаки свидетельствуют о наличии явления.
* * *
Штаб американской базы Перл-Харбор не мог себе позволить идентифицировать засеченные радаром самолеты как японские. Поскольку с точки зрения его работников явных свидетельств тому не было.
* * *
Типичное применение данной антистратагемы основывается на том, что лицо выработало у себя собственный стандарт восприятия и оценивает действительность с точки зрения собственных критериев, требуя игры по собственным формальным правилам, а не по тем законам, которые должны отвечать реальности и действующей обстановке.
* * *
Анекдот.
— Мужчина поднимает над забором сына и спрашивает: что ты видишь? — Я вижу окошко нашего дома.
— А что там? — Там наша мама и чужой голый дядя. Дядя раздевает нашу маму! — А что дальше? — Ничего не вижу. Дядя выключил свет.
— Да ты приглядись! — Нет, все равно, ничего не видно.
Мужчина хватается за голову и начинает метаться вдоль забора, горестно восклицая: Проклятая неизвестность! Проклятая неизвестность!* * *
Другой типичной ошибкой является попытка выбрать вариант решения не из реально существующего набора возможностей, а из собственных представлений о том, как это должно быть.
* * *
Никколо Макиавелли: "Не стоит лишь надеяться на то, что можно принять безошибочное решение, наоборот, следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.
Однако в том и состоит мудрость, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо".