Неверный друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Л.Н. Толстой

Где-то я прочитал такое высказывание: "Будь осторо­жен, когда хочешь в человеке бить по дьяволу, как бы не задеть в нем Бога". Оно заставило меня по- новому посмотреть на взаимоотношения людей в церк­ви. В истории церковнослужители доходили до такой ненависти к дьяволу и греху, что им ничего не стоило пытать, мучить и даже убивать людей. Они не задумы­вались о том, что в своем порыве лжеправедности они становятся похожими на того, кого люто ненавидят, дья­вола. В их словах, делах, поступках больше не было Бога, а Царила только злость, месть и жестокость. Качества, присущие дьяволу, обретали в них небывалый размах. Они забирали у людей то, что им не принадлежало, - жизнь. Они убивали в них не только грех, но и веру в Бога.

Сейчас, конечно, другое время, но в "охоту за ведь­мами" втягиваются все больше и больше служителей. Поиск инакомыслящих, исключение из церкви, пресле­дование, запугивание становятся нормой взаимоотношений. Вместо любви и радости некоторые церкви на­полняются атмосферой страха и контроля. Мир делится на своих и чужих. Сегодня вы кого-то выводите на чис­тую воду, а завтра вас. Главное в этой гонке - не за­быть, что в осуждаемом человеке живет Дух Божий.

Помню, как один служитель говорил согрешившему брату, который хотел начать служить заново: "Бог-то тебя простит, но люди - никогда". Тут и кроется причи­на многих терзаний. Мнение людей становится важнее, чем мнение Бога. Давайте посмотрим на человека, ко­торый в трудную минуту столкнулся с непониманием и осуждением друзей.

История Иова, если не знать причину произошедших с ним неприятностей и окончание истории, напоминает историю типичного служителя, попавшего в период ис­пытаний. Наша первая реакция: "Бог, что я сделал не так?" Даже зная, что проблемы бывают у всех, мы сер­димся на Бога и завидуем другим. "В чем дело, Бог? Ты что, не знаешь, что я Тебе служу? Почему именно я?"

Вы помните, что Иов был богобоязненным челове­ком. Кроме того, он был богатым, успешным.

И вот, внезапно он узнает, что все его дети погибли. Что может быть хуже для родителей? Жена, увидев это все, сказала: "У неверующих дети здоровы, а у нас? Все, что ты говорил мне и детям, не сработало". Позже жена в отчаянии сказала: "Похули Бога и умри".

Итак, на Иова навалились сразу все проблемы. У не­го погибли дети, наступил разлад с женой, к нему при­шла болезнь - жесточайшая проказа. И не было ни одного места на его теле, которое бы не было в этой проказе. С ног до головы он был полностью в ней. Оста­лась надежда на помощь друзей.

У всех нас есть друзья, и все они стремятся дать в та­ких ситуациях какой-то совет. Вот и к Иову пришли его приятели.

И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и ра­зодрал каждый верхнюю одежду свою, и бро­сали пыль над головами своими к небу. И си­дели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

Иова 2:12,13

Пришли его друзья, помощники. Сначала рыдали, потом сели рядом, не говоря ни слова, и смотрели на него целую неделю. Он смотрел на них, они смотрели на него. Иов был в депрессии.

Многие говорят, что нельзя думать о плохом, нельзя находиться в депрессии. Но так говорят те, кто не пере­живал чего-то серьезного. У Иова умерли дети, он прак­тически потерял жену, потерял здоровье. И ему не по­могают стандартные слова: взбодрись, радуйся. Вот что говорит Иов:

На что дан страдальцу свет, и жизнь огор­ченным душою, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхити­лись бы, что нашли гроб?На что дан светчело­веку, которого путь закрыт, и которого Бог ок­ружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода.

Иова 3:20-24

Первая реакция на то, что произошло в его жизни - желание умереть. Он говорит: "Лучше бы я умер. Лучше бы я погиб вместо моих детей". Первая реакция - шок и сильнейшая внутренняя боль. Смерть детей - это не просто так. Болезнь - это не просто так. Боль окружала его со всех сторон.

Что же отвечали Иову друзья?

И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:еслипопытаемся мысказатьк тебе слово, - не тяжело ли будет тебе? Впрочем, кто может возбранить слову!

Иова 4:1,2

Друзья решили помочь Иову справиться с трудной ситуацией в жизни. Один из них говорит: "Тебе, конеч­но, будет тяжело это слышать, но я все равно скажу правду". И вот, что обычно говорят в таких ситуациях:

1. "Может, ты никогда и не был настоящим служителем, если теперь такой слабый?"

Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непо­рочность путей твоих - упованием твоим?

Иова 4:3-6

Первый друг говорит: "Ты был такой сильный служи­тель, всем помогал, всех наставлял, а теперь к тебе при­шли проблемы, и ты все забыл? Ты уже слабый? Что, твои советы не работают в твоей личной жизни? Ты же веришь в Бога, значит, твоя вера должна быть твоим упованием!"

Сами "советчики", может быть, никогда никому не помогали и не служили Богу, но сейчас у них появилась возможность почувствовать себя выше. А он, испыты­вая страдания, сидит и слушает то, что они ему говорят.

И отвечал Иов и сказал: о, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы.

Иова 6:1-3

У человека, попавшего в сложную ситуацию, возни­кает шок, неверие, что это могло произойти именно с ним. Когда Иов начинал осознавать произошедшее, то думал, что лучше бы он умер, чем пережил все это.

Следующая стадия после того, как он осознал, что с ним произошло, ~ это неимоверные страдания, внут­реннее мучение.

К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю. Но братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих. Уклоняют они направление путей своих, заходят в пус­тыню и теряются.

Иова 6:14-18

Он говорит, что от друзей ему нужно только одно - сострадание. Ему не нужны лекции, проповеди, настав­ления. Не в это время. Когда приходят проблемы, тогда друзей становится все меньше и меньше. И чем больше проблемы, тем больше эти "друзья" становятся похо­жими на лед, который, когда приходит тепло, тает и утекает в неизвестном направлении. Иов сравнивает их с водой, которая теряется в пустыне. В какой-то труд­ный момент вы понимаете, что друзей очень давно нет рядом, они исчезли.

И здесь Иов показывает причину, почему люди не могут поддерживать других в кризисе, - потому что у них нет страха Божьего, нет уважения к Богу. Они не по­нимают позицию Бога.

2. "Ты - эмоциональный. Хватит уже демонстрировать свои эмоции!"

И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду? Если сы­новья твои согрешили пред Ним, то Он и пре­дал их в руку беззакония их. Если же ты взы­щешь Бога и помолишься Вседержителю, и если ты чист и прав, то Он ныне же встанет над тобою и умиротворит жилище правды твоей.

И если вначале у тебя было мало, то впослед­ствии будет весьма много.

Иова 8:1-7

Верующие люди часто бывают более жестокими, чем неверующие. Они могут придти к человеку, у которого умирает ребенок, и сказать: "Бог дал, Бог взял. Не пере­живай!" Даже люди в мире в таких ситуациях понима­ют, что если нечего сказать, то лучше молчать. Но веру­ющие люди часто не понимают, когда нужно молчать, а когда говорить.

Первый обвинил его в том, что он плохой служитель, второй - в том, что он слишком эмоционален. Вилдад прямым текстом сказал: "Из-за того, что твои дети име­ли какие-то тайные грехи, Бог их и уничтожил!" Он по­советовал Иову покаяться: "Если ты покаешься искрен­не, то все у тебя будет хорошо, проблемы исчезнут". Но Иов думал: "Я уже каялся сто раз, и ничего не происходит".

Вилдад говорил, что все может измениться в лучшую сторону.

И отвечал Иов и сказал: правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?

Иова 9:1,2

В такой период испытаний появляется много вопро­сов к Богу. Такие, которых человек не задавал себе раньше. "Нужен ли я Богу? Такой ли Бог, каким я Его себе раньше представлял? Как можно перед Ним оправдаться?"

3. "Ты слишком много говоришь и задаешь глупые вопросы!"

И отвечал Софар Наамитянин и сказал: раз­ве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Пустосло­вие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя?

Иова 11:1,3

"Друзья" совершенно не понимают, что происходит в душе Иова. Следующий "мудрец" своими словами еще больше обижает Иова, говорит, что тот _ пустослов: "Что ты тут нам рассказываешь, как будто не знаешь, за что Бог тебя наказал?" Он высказывает, что Иов всегда был гордым, ничего собой не представлял, просто некому было сказать это ему прямо в глаза. Софар вошел в раж: "Мы выскажем все, что мы думали о тебе, все, че­му всегда удивлялись, отчего ты был таким успешным. За что тебе счастье привалило? Мы знали, что не за что, и знали, что когда-нибудь ты упадешь. Вот, ты напря­гался, старался что-то делать, но упал, и теперь всем очевидно, что мы выше и лучше, чем ты".

4. "Скажи спасибо, что Бог тебя еще больше не наказал".

Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголал и от­верз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следова­ло бы понести! Итак знай, что Бог для тебя не­которые из беззаконий твоих предал забвению.

Иова 11:4-6

Представляете, как утешают друзья: "Скажи спасибо, что у тебя только эти проблемы, тебе вдвое больше сле­довало понести. Благодари Бога, за то, что у тебя умер­ли только дети, за то, что ты здоровье свое потерял, за то, что с женой проблемы. Могло бы быть еще хуже".

Куда хуже? Вы слышали, а может быть, и сами дава­ли такие советы: "Скажи спасибо Богу и на том, а то ма­ло ли, что там могло произойти". Он говорит, что у Иова еще, скорее всего, было что-то греховное, но Бог на это закрыл глаза.

5. "Разве можно понять Бога? О каких взаимоотношениях с Ним ты говоришь?

Наши рекомендации