Таджикистан: основные направления развития.

Доклад на первой сессии Маджлиси Оли Республики Таджикистан

(7 апреля 1995 г)

Уважаемые народные депутаты!

От всей души присоединяюсь к поздравлениям, которые звучали здесь сегодня в связи с вашим избранием народными депутатами Таджикистана в Маджлиси Оли!

Всех тех, кто в нынешнее нелегкое время, несмотря на различия во взглядах и убеждениях, общественном положении, готов разделить ответственность за судьбу страны, верой и правдой служить народу, я приветствую как своих единомышленников.

Уважаемые депутаты!

Первая сессия Маджлиси Оли - событие огромного исторического и политического значения. Ее главная особенность состоит в том, что высший законодательный орган избран и приступил к осуществлению своих полномочий в условиях независимости республики и действия новой Конституции.

Ошибаются те, кто утверждает, что Таджикистан все еще топчется на историческом перекрестке. На референдуме 6 ноября 1994 года народ нашей страны определил свой путь.

В намеченные сроки решены все задачи, которые были изложены мной с этой трибуны в Политическом заявлении 28 декабря 1993 года.

Как Президент Республики Таджикистан теперь свою первейшую задачу я вижу в том, чтобы провозглашенные в Конституции нормы не оставались декларацией, а наполнялись реальным содержанием.

Гарантировать соблюдение Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальную независимость, единство и территориальную целостность, преемственность и долговечность государства, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, соблюдение международных договоров Таджикистана - таковы стратегические приоритеты повседневной деятельности Президента республики, как они установлены Конституцией.

Именно с этих позиций я хотел бы представить Маджлиси Оли свое видение основных направлений внутренней и внешней политики республики Таджикистан как на текущий год, так и на перспективу.

Конечно, мы должны сознавать, что стоящие перед нами задачи не решаются в одночасье. Но мы являемся и свидетелями того, как могут невероятно ускоряться темпы общественного прогресса на поворотах истории.

Убедительный тому пример - становление национальной государственности Таджикистана.

Семь десятилетий назад на географических картах появилось государство под названием Таджикистан. Правда, все это время оно пребывало на политических задворках великой державы И лишь совсем недавно мир впервые по-настоящему узнал о таджиках и Таджикистане.

Обретение государственной независимости, признание Таджикистана 117 странами мирового сообщества, установление дипломатических отношений с большинством из этих государств, вступление в ООН, членство в десятках других авторитетных международных организаций, проведение в столице республики форумов таджиков всей планеты - таковы лишь некоторые вехи на пути к суверенитету, пройденном исключительно быстро нашей страной.

Суверенный государственный статус Таджикистана теперь юридически закреплен в Конституции, вобравшей в себя общепризнанные международные нормы.

Уважаемые депутаты!

Говоря о гарантиях суверенитета государства со всеми присущими ему атрибутами, напомню подтвержденную всем ходом истории истину: в мире нет и не может быть полной экономической независимости.

Не случайно разрыв существовавших в рамках бывшего СССР хозяйственных связей, разрушение единой финансово-денежной системы привели к обвальному падению экономики практически во всех странах СНГ.

В 1990 году для функционирования народного хозяйства из-за пределов Таджикистана нам поставлялось более 2,5 миллиона тонн нефтепродуктов, 1,5 миллиона тонн зерна, более 2 миллиардов кубометров природного газа, около миллиона кубометров различных лесоматериалов, около 350 тысяч тонн проката черных металлов.

Только для закупки перечисленных ресурсов в указанных объемах по действующим ныне мировым ценам нам сейчас понадобилось бы около одного миллиарда долларов США. А ведь нужны еще автомобили, троллейбусы, станки, сельскохозяйственная техника, многие другие изделия, для приобретения которых мы вынуждены искать зарубежные кредиты. До каких пор мы будем жить в долг, надеясь на великодушие и бесконечную добросердечность наших друзей?! Но, с другой стороны, создав механизмы взимания задолженности других стран Таджикистану, мы могли бы решить некоторые проблемы и покрыть часть своих долгов.

Мы должны вплотную заняться проблемой уменьшения экономической зависимости от других стран.

Речь идет, прежде всего, о сокращении потребности в импорте той продукции, которую можем производить сами. В наших условиях мы можем обеспечить себя многими видами продовольствия, уже в ближайшие годы вдвое снизить импорт зерна, довести его производство до 700 - 800 тысяч тонн в год.

За счет переработки местных сырьевых ресурсов необходимо резко увеличить выпуск готовой продукции - хлопчатобумажных и шелковых тканей, швейных изделий и высококачественных вин, плодоовощных консервов, развивать новые отрасли металлургии. Структурная перестройка экономики должна сочетаться с наращиванием экспортного потенциала.

Производство алюминия предстоит довести в ближайшие годы до четырехсот тысяч тонн. Необходимо увеличить добычу золота, других драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности предстоит развернуть работы по освоению знаменитого комплекса месторождений Большого Канимансура, запасов Адрасмана, Таджикского золоторудного комбината прииска Дарваз, заинтересованность в разработке некоторых заявлена рядом иностранных компаний. Не следует забывать, что республика имеет богатые запасы нефти и газа, других полезных ископаемых. Правительству надлежит в ближайшее время разработать и всеми средствами привести в действие программу освоения этих богатств.

Непременно нужно восстановить и ранее достигнутый уровень производства хлопка, шелковых коконов, табака. Что нам не хватает? Вода есть, земля есть, солнца достаточно, рабочей силы в избытке. Думаю, недостает ответственности.

И это лишь часть задач, которые надо решать безотлагательно. Тем более, что кризис в экономике достиг, как известно, критической точки.

По производству зерна республика находится на довоенном уровне, картофеля, овощей и винограда - отброшена на 30 лет назад. В прошлом году, по сравнению с 1990 годом, производство хлопка-сырца составило 63 процента.

Если в 1993 году, по сравнению с предыдущим, объем промышленного производства снизился на 19,5 процента, то в 1994 году - на 31 процент. Закончился первый квартал текущего года, но до сих пор почти половина промышленных предприятий частично или полностью простаивает.

Положение, как видите, крайне тяжелое. Поэтому задача номер один состоит в том, чтобы остановить падение производства во всех отраслях народного хозяйства.

В стратегическом плане есть лишь одно средство исправить положение - переход к рыночным отношениям. При этом было бы губительной ошибкой слепо копировать чужие образцы. Мы должны выработать свой путь, отвечающий нашей специфике.

Программа реформ подготовлена и будет в ближайшее время рассмотрена правительством. Она сводится к созданию условий, позволяющих Таджикистану реально включиться в систему мирового хозяйства и прежде всего в процесс экономической интеграции стран СНГ.

А мы значительно отстали. У нас вяло идет приватизация. До сих пор по существу нет товарно-сырьевой биржи и биржи недвижимости, фондовой и валютной бирж, рынка ценных бумаг, рыночная среда формируется совершенно стихийно.

Указом Президента «О первоочередных мерах по углублению экономических преобразований и ускорению перехода к рыночным отношениям» была предпринята попытка сдвинуть дело реформ с мертвой точки, обеспечить управляемость социально - экономическими процессами.

Выходить из управленческого кризиса мы только начинаем. Многие рычаги управления еще не задействованы. Нет четкого разграничения структур экономики, при государственных предприятиях существуют всевозможные малые предприятия и кооперативы, в которые осуществляется перекачка ценных ресурсов, основных фондов и денежных средств. Этой бесконтрольности надо положить конец.

Мы до сих пор не освоили механизмы контрактной системы, которая хорошо зарекомендовала себя во многих странах. Во всех сферах наступил кадровый голод, производственно - управленческий корпус засорен некомпетентными людьми. Сколько можно говорить, что расстановка кадров должна быть основана на принципах компетентности, профессионализма и ответственности. Все государственные органы обязаны усилить внимание к этому делу.

Беспокоит нас и недостаточно эффективная координация внешнеэкономических связей различных структур. За пределы республики незаконно переводятся валютные средства, механизмов репатриации валютной выручки не создано.

Можно продолжить этот перечень. Но нет у нас по существу и самого главного инструмента управления - денежно-финансовой системы.

Из-за хронической нехватки наличных денег внутренний государственный долг уже превысил 700 миллиардов рублей, в том числе около 400 миллиардов рублей - задолженность по зарплате, пенсиям и пособиям.

Что хотелось бы сказать в этой связи?

В соответствии с Соглашением между правительством Республики Таджикистан и правительством Российской Федерации в 1995 году, российский рубль остается законным платежным средством на территории Таджикистана. Вместе с тем назрела необходимость ввести собственную валюту.

Не буду углубляться в этот вопрос, он заслуживает специального рассмотрения в рамках реформирования всей финансовой системы. Без его решения не могут быть эффективными другие меры государственного управления, которые призваны поставить предел стихии «дикого рынка» и открыть простор рынку цивилизованному, ускорить его становление.

Уважаемые депутаты!

В решении непростых задач обеспечения суверенитета государства наши действия одухотворяются сегодня патриотической идеей сплочения всех общественных сил. Таджикистан - единая Родина-мать для всех таджикистанцев Превратим его в развитую цивилизованную страну, опираясь на собственные силы и внутренние резервы, на единство сплоченность!

В соответствии с Конституцией, в которой однозначно выражена воля народа, Таджикистан - унитарное государство, его территориальная целостность неизменна.

В силу целого ряда причин уровень социально-экономического развития регионов страны существенно различается. Поэтому необходимо обратить самое серьезное внимание на развитие межрегиональной производственной инфраструктуры. В максимально короткие сроки важно завершить строительство железных дорог Курган-Тюбе - Куляб, Самарканд - Пенджикент, Куляб - Дарваз, что позволит создать основу для преодоления экономической отсталости этих регионов республики, решить ряд социальных проблем. Не следует надолго откладывать и строительство Анзобского тоннеля, работы на этом важном объекте должны быть возобновлены.

Как большое достижение можно расценивать ввод первой очереди Памирской ГЭС, и надо изыскать возможности для продолжения ее сооружения.

Энергетика - это стержень, объединяющий в одно целое экономику нашего горного края. Не говоря о таких крупных станциях, как Рогунская и Сангтудинская, стратегическое значение имеет и строительство малых гидростанций, позволяющих поднять к новой жизни самую глухомань. Есть специальная программа, которую только остается выполнять.

Настоятельно необходимо уделить особое внимание использованию водных ресурсов.

С позиций сочетания интересов центра и регионов следует упорядочить начатую в стране работу по разграничению государственной собственности. Действующим законодательством предусмотрены большие права местных органов власти. И это совершенно правильно. Но когда например, хищнически эксплуатируются субъекты, имеющие общегосударственное значение, когда местные власти своими решениями передают их в эксплуатацию весьма сомнительным структурам, а такие факты имеются, меры должны быть однозначными.

С другой стороны, важно упорядочить практику приватизации коммунальной собственности, используя ее как источник пополнения средств на цели социально-экономического развития регионов.

Теперь, когда в основном завершено формирование местной исполнительной власти, ответственность за развитие территории возлагается, прежде всего, на представителей Президента - представителей областей, городов и районов.

Необходимо, развивая сотрудничество между областями, городами и районами, привести в действие весь арсенал средств взаимного обогащения традиций, обмена информацией и культурными достижениями, умножения нравственных богатств народа, населяющего наш благодатный край.

Мы все вместе, уважаемые депутаты, ответственны за обеспечение единства нации и укрепление суверенитета родного Таджикистана.

И, завершая тему гарантий независимости, единства и территориальной целостности государства, хотел бы затронуть проблемы строительства наших Вооруженных Сил.

Они нужны нам исключительно для решения задач обороны. Таджикистан никому не угрожает и, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств.

Подписав Алматинский меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств, мы вместе с другими странами взяли обязательства воздерживаться от военного, экономического и иных форм давления друг на друга.

Более того, мы сторонники дальнейшего развития всего комплекса существующих двусторонних и многосторонних соглашений в направлении создания единого военно-политического союза стран СНГ. А для этого нужно привести в должное соответствие уровень оснащенности наших Вооруженных Сил, осуществить военную реформу.

Министерство обороны и его ведомства, местные органы власти ответственны за то, чтобы граждане нашей страны смогли по достоинству послужить делу защиты Родины, охране интересов государства, укреплению его безопасности.

Уважаемые депутаты!

Реальное положение Таджикистана в современном мире определяется тем, как на деле обеспечиваются провозглашенные в Конституции права и свободы человека и гражданина.

Совершенно определенно должен сказать: несмотря на тяжелейший кризис, когда главное для страны - это выжить, решение проблем прав человека невозможно откладывать на потом. По этому критерию в целом судят об уровне цивилизованности общества.

На этапе перехода к рынку на первое место выдвигается задача реализации экономических прав, прежде всего свободы экономической деятельности и предпринимательства.

Разгосударствление собственности наталкивается на глухое сопротивление чиновников, не желающих выпускать из рук рычаги власти.

По этой причине сдерживается проведение земельной реформы. Медленно создаются дехканские хозяйства, несмотря на то, что частный сектор на селе производит больше половины продовольственной продукции, имея в пользовании лишь около 10 процентов орошаемых сельхозугодий республики.

А сколько земель пустуют, остаются неиспользованными там, где можно поставить на поток производство продовольствия, дать людям источник средств к существованию, реализовать важнейшие социальные права - на труд и защиту от безработицы?

Реальность такова, что очень многие, числящиеся в составе трудовых коллективов, стали частично или полностью безработными. Поэтому проблема защиты этих социальных прав граждан выливается в задачу восстановления простаивающих мощностей, создания новых рабочих мест. Пора от разрешительной перейти к регистрационной системе создания предприятий, основанных в условиях многообразия форм собственности. Надо дать льготы тем, кто создает новые производства, осваивает современные технологии и выпускает продукцию, отвечающую мировым стандартам.

Чтобы снизить остроту безработицы, очень важно обеспечить свободу перемещения рабочей силы, в том числе и за пределы республики. Массу вопросов нужно проработать в этом плане на международном уровне.

С другой стороны, важно восстановить систему мотиваций к труду, прежде всего принцип материальной заинтересованности, реализовать конституционные гарантии на социальное обеспечение.

И в этой связи хочу сказать о пенсионерах. В Республике Таджикистан принят неплохой Закон о пенсионном обеспечении. Однако в силу сложившихся на сегодня обстоятельств он не выполняется, недопустимо задержана выплата установленных пенсий. Такое положение далее нетерпимо. Считаю, что денежная наличность, которая с трудом изыскивается, должна направляться в первую очередь на выплату пенсионерам.

Хотел бы также подчеркнуть: впереди 50-летие Победы, и мы должны сделать все необходимое для выполнения Указа. Президента о поддержке ветеранов, чтобы ни один из участников Великой Отечественной войны, а также защитников конституционного строя и семьи погибших не остались без внимания.

Многое нужно сделать и в реализации права на жилье. С сожалением говорю о том, что в результате боевых действий в 1992 году часть жителей республики лишилась своих домов. Только половину того, что было разрушено, удалось восстановить. И многие покинутые квартиры еще незаконно заняты.

Министерства и местные органы обязаны взять под строжайший контроль целевое расходование бюджетных средств, выделенных для строительства жилья в пострадавших районах, обеспечить справедливость при его распределении, возвратить законным владельцам оставленное ими жилье.

Граждане Таджикистана страдают сегодня и в результате резкого снижения уровня государственного здравоохранения. Причины известны: отток квалифицированных специалистов, острый недостаток денежных средств, медицинских препаратов и самых необходимых лекарств. И мы должны принять все меры для улучшения положения в деле охраны здоровья народа.

В создании условий, обеспечивающих реализацию социальных прав граждан, заметную роль призваны сыграть зарождающиеся предпринимательские структуры. Надо определить, каким путем заинтересовать их в направлении части прибыли на улучшение медицинского обслуживания, на пополнение Пенсионного фонда, на поддержку социальной сферы в целом, включая такие важнейшие отрасли, как наука, образование и культура.

Только тот народ, который заботится о процветании науки и образования, способен достойно управлять своим государством.

Надо помнить этот завет наших великих предков, сделать все, чтобы традиции почтительного отношения к учителю, ученому, к человеку культурному и образованному были сохранены, чтобы не был утрачен интеллектуальный потенциал страны.

Требует реформирования высшая школа, в которой особенно отстает от современных требований качество подготовки специалистов. А это приносит и материальный, и моральный ущерб обществу. Настала необходимость пересмотреть все содержание высшего образования, структуру и деятельность Академии наук, научно-исследовательских институтов.

Также необходимо развивать базу среднего образования. Здесь дело надо поставить таким образом, чтобы расширить отбор и воспитание талантливой молодежи. Думаю, открытие за счет различных фондов, в том числе и фонда Президента, школ для одаренных детей соответствовало бы этой цели.

Государство обязано обеспечить доступность всех ступеней образования, включая высшую школу, независимо от социального положения и материальных возможностей граждан.

Нельзя допустить, чтобы стихия рынка растоптала культуру!

В условиях нашей многонациональной республики важно, чтобы в духовной сфере общество оставалось способным к восприятию интеллектуальных, культурных и нравственных ценностей других народов.

Выработка политических решений в деликатной сфере межнациональных отношений должна опираться да конституционный принцип равенства граждан Таджикистана, составляющих народ нашей страны, независимо от национальности.

Уважаемые депутаты!

В системе конституционных гарантий особое место занимает обязанность государства по защите личности от противоправных посягательств, от кого бы они ни исходили. Действуя на основе Конституции и законов, мы должны положить конец насилию, оставшемуся как наследие гражданской войны, укрепить законность и правопорядок.

Работа в этом направлении была активизирована в соответствии с Указом Президента от 2 декабря 1994 года «О добровольной сдаче и изъятии оружия, боеприпасов и военной техники у населения Республики Таджикистан».

На сегодняшний день добровольно сданы и изъяты тысячи единиц огнестрельного оружия, боевой техники, сотни тысяч боеприпасов. Усилиями правоохранительных органов прекращены действия десятков незаконно созданных вооруженных формирований и уголовно-бандитских групп. Количество преступлений, совершенных с применением оружия, существенно сократилось. И мы продолжаем наступать на преступность.

Вместе с тем тревожит высокий уровень наиболее тяжких преступлений, многие из них, в особенности совершенные с использованием огнестрельного оружия и, прежде всего, террористические акты в отношении должностных лиц государства, депутатов парламента, военнослужащих, остаются нераскрытыми. Это подрывает авторитет власти в глазах народа.

МВД, Министерство безопасности, Прокуратура ответственны перед государством и народом за своевременное раскрытие преступлений и усиление борьбы с преступностью.

Именно на это нацелен Указ Президента от 21 декабря 1994 года «О неотложных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел, безопасности и Вооруженных Сил Республики Таджикистан». Практически завершена аттестация личного состава министерств внутренних дел, безопасности и обороны. В руководстве этих органов, их подразделениях должны работать только достойные, высококвалифицированные кадры, способные противостоять преступности, отстаивать интересы общества. Государство, которое называет себя демократическим, призвано служить народу.

Уважаемые депутаты!

В Таджикистане народ - единственный источник государственной власти. Он осуществляет ее непосредственно, а также через своих представителей, прежде всего в Маджлиси Оли высшем законодательном органе. Ни одна общественная организация, группа людей или отдельная личность не вправе присвоить государственную власть. При этом она действует на основе ее разделения на власть законодательную, исполнительную и судебную.

Эти принципы заложены в нашу Конституцию. Их забвение, противостояние между различными ветвями власти ведет к хаосу, расколу общества, о чем свидетельствует не только горький опыт Таджикистана, но и политические катаклизмы в некоторых других странах СНГ.

Как Президент республики я вижу свою задачу в том, чтобы впредь не допустить подобной ситуации в нашем обществе, обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.

Всестороннее осмысление этой задачи привело меня к выводу о необходимости осуществления в нашей стране правовой реформы, и я хотел бы поделиться некоторыми своими соображениями.

Верховный Совет XII созыва за период своих полномочий принял довольно много законов. Однако весь этот массив законодательства уже требует переработки.

В первую очередь предстоит разработать и принять конституционные законы. В соответствии с Законом «О конституционной реформе в Республике Таджикистан, порядке принятия и введения в действие Конституции Республики Таджикистан» сделать это надо до 6 ноября текущего года. По предварительным наметкам, более 80 законов подлежат корректировке и приведению в соответствие с нормами Конституции, а в ее рамках и в соответствие с международными правовыми нормами.

На первое место я бы поставил работу по совершенствованию законодательства и подготовке законов, связанных с осуществлением экономической реформы.

Возьмем, к примеру, Закон о собственности, который был принят в 1990 году. Многие его положения сегодня безнадежно устарели, в нем отсутствует понятие частной собственности, престиж которой надо поднимать и обеспечить ее защиту. Настоятельно необходимо подготовить законы о валютных биржах, о защите малого бизнеса и частного предпринимательства, о концессиях, внести дополнения и изменения в законы «О предпринимательской деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности» и другие. Надо разобраться с налоговым законодательством, чтобы сделать выгодным наращивание производства, заинтересовать инвесторов, в том числе зарубежных. С другой стороны, пора положить конец и злостным нарушениям налоговой дисциплины. А это значит, что в этой сфере нужно ужесточить требования.

Второе приоритетное направление - совершенствование законодательных основ политики государства по обеспечению социальных прав граждан. Здесь нужны законодательные меры по смягчению негативных социальных последствий рыночного реформирования, и прежде всего не допустить резкой имущественной дифференциации в обществе, поддержать наименее конкурентоспособные на рынке труда слои населения - молодежь, женщин, инвалидов; цивилизованный рынок - продукт длительного развития, его нельзя «ввести».

Хотел бы привлечь ваше внимание, уважаемые депутаты, к необходимости вплотную заняться разработкой еще одного пакета законов. Речь идет о пересмотре уголовного и уголовно-процессуального законодательства, направленного на усиление борьбы с преступностью, обеспечение защиты личности и общества от противоправных посягательств. Акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, законы об оружии, о борьбе с организованной преступностью, коррупцией и взяточничеством должны быть в числе первоочередных, которые предстоит подготовить и принять. Считается, что ужесточение наказания не способствует предупреждению преступлений. Но все мы – свидетели того, что преступный мир обнаглел и все более организованно противостоит государству. Я бы предложил, чтобы наши правоведы, практические работники, политологи подумали и о том, как применительно к конкретным условиям нашего общества усилить ответственность за совершенные преступления.

Уважаемые депутаты! Для того, чтобы создать фактически заново всю систему законов, требуется время. Между тем работать необходимо, как никогда, оперативно.

Высший законодательный орган не является постоянно действующим, а Президиум Маджлиси Оли законодательными полномочиями не обладает. В этих условиях Президент в пределах своих полномочий, являясь гарантом согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, издает указы.

Чтобы форсировать решение задач правовой реформы, Маджлиси Оли и Президенту, правительству и другим субъектам законодательной инициативы необходимо объединить усилия. Вместе с тем нужны механизмы, обеспечивающие реализацию законов.

Уважаемые депутаты!

Обеспечить верховенство закона - главная цель правовой реформы, а ее важнейшая составная часть - реформа судебная.

Начать ее следовало бы, очевидно, с разработки конституционных законов о судоустройстве и судах, образующих систему судебной власти. В нее, как известно, входит теперь Конституционный суд, значение которого в обеспечении разделения властей трудно переоценить. Споры между государственными органами относительно их компетенции отныне будут разрешаться не путем давления одной государственной структуры на другую, а через Конституционный суд.

Равенство перед законом всех и каждого, не исключая высшие органы государственной власти - и есть верховенство закона. Осуществляя судебную реформу, мы должны сделать все для повышения авторитета, общественного престижа суда как главного института правового государства. Нужно, чтобы люди обращались к суду как к органу, способному на деле защитить граждан и их интересы.

Общество, которое мы создаем, развивается на основе идеологического и политического плюрализма. Как известно, в Маджлиси Оли избраны депутаты, представляющие различные партии. Но единый и незыблемый в деятельности парламента критерий - это соблюдение норм Конституции.

Практическая деятельность Маджлиси Оли и его органов, местных Маджлисов народных депутатов уже в этом году позволит уточнить направления, по которым необходимо совершенствовать избирательное законодательство, законодательство об общественных объединениях.

Разъяснять внутреннюю и внешнюю политику государства, делать ее понятной народу, поднимать его к сознательному участию в решении стоящих перед страной задач призваны печать, телевидение и радиовещание.

В полной мере должны быть реализованы культурно-просветительские и воспитательные функции средств массовой информации.

Народ убедился на собственном опыте, что слово не только лечит, но и способно покалечить общество. Вот почему государство будет пресекать пропаганду, направленную на подрыв его конституционных основ, распространение культа насилия и жестокости, бездуховности и нравственной распущенности, чуждых общечеловеческой морали.

Пресса, как зеркало общественного мнения, и одновременно инструмент его формирования, призвана стать партнером государства в осуществлении демократических преобразований.

Еще и еще раз нам следует внимательно подойти ко всему комплексу вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, обеспечением конституционного права на свободу вероисповедания в нашей стране.

Да, в соответствии с Конституцией религиозные организации отделены от государства. Но я убежден, что ислам и христианство, иудаизм и буддийская религия будут всегда почитаться в республике как величайшее наследие общечеловеческой культуры мирового значения, а чувства верующих – уважаться, они послужат миру и согласию в нашем общем доме.

Подводя итог всему сказанному относительно стратегии и тактики внутренней политики, в целом, путь к успеху я вижу прежде всего в трезвой оценке реальностей жизни, в учете объективных потребностей и возможностей страны, объединении всех здоровых сил общества. Только на этом пути мы превратим Таджикистан в государство, политика которого, как гласит Конституция, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Уважаемые депутаты!

За развитием ситуации в нашей стране внимательно следят за рубежом. Геополитическое положение Таджикистана, который поэт Мирзо Турсун-заде назвал «воротами Востока», предопределяет нашу приверженность к тому, чтобы через них пролегал путь к миру и согласию.

История свидетельствует, что таджики, принадлежащие к древнейшим народам мира, всегда отличались не воинственностью, а миролюбием и стремлением к познанию и культуре, славились гостеприимством и человеколюбием. Вспомните заветы и наставления наших великих предков от Авесты до Рудаки, Саади и Хафиза, Фирдоуси, Руми и Джами, Айни и Лахути.

Никогда за всю историю своего существования таджики не были источником бед для других народов, но сами всегда сталкивались с попытками разобщить наш народ, посеять в нем семена вражды и ненависти, столкнуть в пропасть самоуничтожения. И надо извлекать уроки из этого горького прошлого.

Таджики всего мира смотрят на Таджикистан с надеждой и мы должны быть достойны этой надежды.

Испив в последние годы горькую чашу, мы не хотим, чтобы подобное таджикской трагедии где-то повторилось. В своем недавнем послании главам государств СНГ, приуроченном к 50-летию победы над фашизмом, я обратился с призывом погасить очаги напряженности, тлеющие в некоторых странах, никому не позволять раскалывать общество на противостоящие друг другу группировки.

В тесном сотрудничестве с дружественными государствами и международными организациями мы будем стремиться к тому, чтобы успешно завершить процесс мирных переговоров с оппозицией, возвратить на родину всех беженцев. Политическая стабильность, мир и спокойствие в Таджикистане - главное условие органичного включения нашей страны в современную цивилизацию, в систему международных отношений, основанных на принципах добрососедства, равноправия и взаимной выгоды.

Подтверждая приверженность этим принципам, мы сохраняем преемственность в определении приоритетов своей внешней политики.

Итоги февральского саммита в Алматы, предстоящие контакты на уровне глав государств - членов Содружества, позволяют рассчитывать на углубление интеграции входящих в него стран. Это отвечает национальным интересам Таджикистана.

Не меньшее значение мы придаем и нашим двусторонним отношениям, прежде всего, с Россией и странами Центральной Азии. Их поддержка исключительно велика, как в плане неотложного решения непростых социально-экономических проблем, так и задач обеспечения безопасности страны. В тесном сотрудничестве с ними и другими дружественными государствами, международными организациями мы будем добиваться снятия напряженности на таджикско-афганской границе, превращения этого южного рубежа СНГ в зону мира и стабильности.

Наши дипломатические усилия в этом контексте будут направлены на содействие прекращению политическими средствами внутреннего вооруженного конфликта в Исламском Государстве Афганистан.

Следуя политике добрососедства, мы будем и дальше укреплять наши связи со всеми другими государствами Азии, включая такие влиятельные, как Китай, Индия, Иран, Пакистан, Турция и другие.

С удовлетворением отмечаю поддержку руководством Пакистана наших предложений о строительстве дороги от Хорога до Каракорумского шоссе, которая выведет нас на Карачи, к океану. На новую ступень, мы надеемся, поднимутся наши отношения со странами арабского мира, чему призван способствовать, в частности, предстоящий визит на высшем уровне в государство Кувейт.

Мы готовы предпринять крупные шаги в отношениях со странами Западной Европы, Соединенными Штатами Америки и Канадой.

По-прежнему будет активной наша деятельность в рамках ООН, ОБСЕ, других международных организаций.

Мы будем стремиться к закреплению позитивных результатов, которые были нами достигнуты по линии этого сотрудничества в ходе недавних двусторонних и многосторонних встреч на высшем уровне в Будапеште, Касабланке, Копенгагене, Исламабаде.

Благоприятный международный политический климат который нами создан совместно с нашими партнерами, стал фактором успешного начала конституционных преобразований, развития демократических процессов в стране. В свою очередь, динамическое продвижение по этому пути придаст еще больший вес нашим внешнеполитическим акциям, позволит укрепить международный престиж Таджикистана как государства, исключенного из числа «горячих точек» планеты.

Уважаемые депутаты!

Я изложил вам свое видение основных направлений внутренней и внешней политики и ее законодательного обеспечения.

Позвольте выразить уверенность, что новый парламент, Президент и правительство, опираясь на поддержку народа, совместными усилиями добьются того, чтобы наша страна сумела возродиться и начать уверенное движение к цивилизованному будущему!

Благодарю за внимание.


Наши рекомендации