Таджикистан раздвигает плечи. выступление на xxii сессии верховного совета республики таджикистан.

(26 июня 1993)

Уважаемые народные депутаты!

Уважаемые гости!

С того дня, как в городе Худжанде завершила свою работу XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан, прошло семь месяцев. Руководство республики, избранное вашей политической волею на законном основании, действует в течении семи месяцев. И сегодня уважаемые народные депутаты вправе задать вопрос о том, какая работа осуществлена руководством республики и какие у нас планы на будущее. Поэтому я хочу доложить вам о том, что конкретно сделано в течение этого времени, об успехах и недостатках, допущенных нами. Я уверен, что это будет всем нам на пользу. Как говорят в народе «Халат, скроенный по совету, не будет коротким».

Мы сейчас шьем халат для края называемого Таджикистаном, тело которого истекает кровью. Поэтому ваши советы и предложения для нас послужат лекарством, которое ныне необходимо для нас, как воздух и вода.

Что сделано нами за это время?

Во-первых, давайте окинем взором политическую обстановку в нашей республике. Слава Богу, что братоубийственная война в основном закончилась. Лично я считаю это основной работой, выполненной нами. Достойная заслуга принадлежит в этом воинам Народного фронта, работникам милиции, Комитета национальной безопасности и войскам России. Ныне обстановка в республике стабилизировалась. Жители города Душанбе после прихода к власти нового правительства чувствуют себя свободно, жизнь вошла в новое русло, спокойствие в столице республики – показатель доверия всего нашего народа к решениям XVI сессии Верховного Совета.

Прекращение разрушительной войны – это плод здравого разума, надежды нашего многострадального народа, результат вашей деятельности, уважаемые народные депутаты, всех патриотических сил нашей родины.

Мы с вами взяли на себя тяжелый груз и большую ответственность перед своим народом. В течение семи прошедших месяцев реализуются решения, принятые на XVI сессии Верховного Совета. Все те вопросы, которые были решены за это время и решаются сейчас, известны всему народу и вам, народным представителям.

Хочу обратить ваше внимание на некоторые из них. Несмотря на экономические трудности, мы создали свою национальную армию, восстановили органы Комитета национальной безопасности, внутренних дел, Прокуратуры республики, министерства и ведомства. Важнейшей работой было и то, что в районах, полностью разрушенных и парализованных в результате войны, восстановлены и действуют народная власть, органы управления и обеспечения. Президиум Верховного Совета, Совет Министров приняли ряд указов и решений, направленных на благо народа. Всеобщая амнистия, разоружение, борьба с преступностью, обеспечение населения продовольствием, прежде всего мукой и маслом, многократное повышение зарплаты, развитие отношений нашей республики с зарубежными государствами и международными организациями и другие важные вопросы находят свое решение. Должен сказать, что в течение этих семи месяцев заместители Председателя Верховного Совета, председатели Комитетов всегда находились среди народа. От Ишкашима до Айваджа, от Куляба до Худжанда, от Джиргаталя до Курган-Тюбе ими чувствовались боль и страдания народа.

Оценивая политическую обстановку в нашей республике с позиций людей труда, интеллигенции, молодежи и других слоев нашего общества, основополагающим моментом мы считаем восстановление спокойствия и благополучия нашей Родины. Необходимо восстановить народное хозяйство, пострадавшее в результате гражданской войны, обеспечить возвращение покинувших Родину беженцев, а также довести до уровня 1990 года производство продукции сельского хозяйства, промышленности и строительства.

Таким образом, мы видим, что народ сам определил основные направления деятельности государства и правительства.

Президиум Верховного Совета, его Комитеты направили свою деятельность на решение проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. Однако политическая ситуация в нашей республике осложняется нестабильностью на границе, провоцируемой той частью карьеристов и врагов нации, которые были вдохновителями и организаторами гражданской войны.

Как из-за пределов страны, так и внутри нее эти люди непрерывно распространяют провокационные слухи и клевету. Некоторые из них снова призывают к противопоставлению людей одной местности другой, стремясь помешать братским отношениям наций и народностей нашей страны. Господа «отцы» нации, бросив свой народ, увезя с собой награбленное добро, там, за рубежом, встали на «защиту» нашего многострадального народа, обвиняя при этом новое правительство Таджикистана во всех неслыханных грехах.

Неужели эти люди до сих пор не насытились кровью и разрушениями, до сих пор мечтают о новых бедствиях и пожарах, дабы заполучить себе должность и богатство?

Я верю, что наш народ больше никогда не пойдет по пути обмана, уготованного «отцами» нации.

Порой нашу спокойную жизнь и многообещающее будущее омрачают отвратительные действия и зверства некоторых лиц, считающих себя борцами за конституционный строй, однако на самом деле занимающихся грабежами и убийствами. Именно такие группы, к сожалению, продолжают совершать разбойные нападения, покушаются на жизнь и имущество граждан, до сих пор занимаются провокациями. Правительство не собирается смотреть сквозь пальцы на действия этих, все еще не насытившихся кровью, группировок.

Новое правительство сумело преградить путь творившимся грабежам и неприкрытому произволу.

Одним из важнейших жизненных вопросов является вопрос о беженцах. После XVI сессии Верховного Совета и ее специального постановления началось возвращение беженцев. До 20 июня почти 90 процентов внутренних беженцев возвратились на свои места проживания, вернулась и определенная часть ушедших за границу. Сегодня задача каждого руководителя, каждого челове­ка, считающего себя таджикистанцем, состоит в том, чтобы оказать содействие возвращению наших земляков, всех до последнего человека. Пока мы не возвратим свой настрадавшийся и раскиданный по воле судьбы народ, пока не вернем последнего таджика с чужбины, мы не должны успокаиваться. В этом нам окажут свое содействие авторитетные международные организации и дружественные соседние государства. Мы благодарны им за это. Однако мы должны осознать то, что это, прежде всего, наше собственное дело. Каждый наш земляк, находящийся на чужбине, скитающийся и попрошайничающий ради средств к существованию, - наше горе и позор для нации.

Граница сейчас укреплена. Стараниями национальной армии, милиции, Комитета национальной безопасности, 201 дивизии и пограничников России, миротворческих сил Узбекистана и Казахстана будут обеспечены спокойствие и безопасность нашей страны. Пусть ни один человек, ни одна группировка не сомневаются в нашей воле и нашей объединенной силе.

Конечно, кое-где наблюдаются факты нарушений границы. Небольшие группы, те, которым все еще не стали уроком удары правительственных сил, иногда пытаются нарушить границу. Но всякий раз их попытки пресекаются.

Пользуясь случаем, обращаюсь к тем, кто является вдохновителем этих банд грабителей. Если в вас течет хоть капля человеческой крови, если вы тоже считаете себя таджиками (к сожалению, так оно и есть), тогда еще раз подумайте, поймите, что все ваши старания напрасны. Добьетесь лишь того, что увеличите число убитых таджиков. Если уж считаете себя таджиками, то подумайте об этом.

Подумайте и о том, почему народ отвернулся от вас и почему он прогнал вас со своей земли. В связи с этим должен также сказать, что невинных людей, вовлеченных врагами на путь убийства, или же тех, кого пытались насильно вовлечь, мы амнистировали. Однако организаторы трагических событий и кровавые палачи должны ответить перед законом.

Сейчас наступило время действия республиканских административных органов. Они должны выполнить свою задачу. Когда преступники будут наказаны по заслугам, невиновные будут в безопасности.

В течение семи прошедших месяцев в большинстве районов мы восстановили местную власть, которая фактически была ликвидирована. Эта власть должна действовать, чтобы показать, насколько она соответствует требованиям времени. Когда каждый руководитель сельсовета обеспечит спокойствие и безопасность на своей территории, тогда мы все будем знать, что в Таджикистан пришло спокойствие.

Это наш долг перед народом и совестью. Я хочу, чтобы вы поняли и знали, что эта работа крайне важна. Для сравнения могу привести пример: местная власть Файзабада в свое время проявила стойкость и ни один убийца не нашел там себе пристанище. В то же время, как только в Гарме почувствовалась неустойчивость, там даже было провозглашено исламское государство. Сколько молодых жизней потеряно, чтобы в Гарме была восстановлена нормальная жизнь.

Местная власть должна работать. Никому не нужно признание власти на словах, это самообман. Если сама местная власть действительно является сторонником спокойствия на своей территории, то она изымет имеющееся оружие, так как это оружие и его владельцы являются первейшими врагами населения этой местности. Поэтому местная власть и правозащитные органы должны, задержав преступников, скрывающихся на их территории, передать их в следственные органы.

К сожалению, действительность такова, что в некоторых районах ждут, когда руководство республики само выявит не только вооруженных лиц, но и вскроет имеющиеся там недостатки и наметит пути их устранения. Необходимо покончить с подобным иждивенчеством.

Хотел бы затронуть еще одну проблему. Это крайне слабый ход призыва в ряды национальной армии. Честно сказать, мне это непонятно. Те здоровые юноши, которые вчера жаловались на бесчинства преступников, сегодня, вместо того, чтобы, надев военную форму, встать на защиту Родины, отцов и матерей, своих детей, избегают призыва. Это вам не к лицу! Местные власти должны обеспечить выполнение этой важной задачи.

Я горжусь всеми регионами Таджикистана, однако задержание и привлечение к ответу преступников, повинных в массовой гибели людей, к какому бы региону они ни принадлежали, - это есть условие существования нашего государства. Это не месть, это возмездие по заслугам.

Уважаемые депутаты!

Можно сказать, что после исторической XVI сессии Верховного Совета в нашей внешней политике начался новый этап. В настоящее время идет процесс формирования ее характера и основных направлений.

Внешняя политика Таджикистана будет строиться на основе уважения общечеловеческих ценностей, принципов международного права и учета, высших интересов государства. Республика Таджикистан заинтересована в проведении стабильной прагматичной политики, которая должна быть свободна от односторонности. Наша внешняя политика также будет способствовать созданию современной национальной экономики, имеющей тесную связь с различными сторонами жизни мирового сообщества.

Эти шаги будут осуществляться с учетом ряда приоритетов. Главнейшим из них является, прежде всего, обеспечение безопасности Таджикистана политическими средствами, создание соответствующих внешних условий для осуществления демократических преобразований, использование материальной и технической помощи в целях постепенного перехода к рыночным отношениям, установление новых взаимовыгодных связей Таджикистана с членами Содружества Независимых Государств и другими зарубежными странами.

Республика Таджикистан стала полноправным членом ряда международных и региональных объединений и организаций.

Хотелось бы с удовлетворением отметить деятельность миссии ООН, которая уже несколько месяцев находится в Душанбе.

Помощь ООН Таджикистану посредством этого представительства в оказании гуманитарной помощи и в деле возвращения из Афганистана наших беженцев заслуживает одобрения. В этом благородном деле от имени таджикского народа выражаю благодарность Генеральному секретарю ООН г-ну Бутросу Гали, его специальному представителю г-ну Исмату Киттани и представителю миссии этой организации в Таджикистане г-ну Ливиу Бота.

Сотрудничество Таджикистана с международными и региональными организациями будет продолжаться потому, что мы обязались способствовать осуществлению их уставов.

Во внешнеполитической деятельности республики мы отдавали и будем отдавать приоритет СНГ по двум причинам. Во-первых, Республика Таджикистан является полноправным членом Содружества. Во-вторых, мы имеем тесные связи со всеми странами Содружества во всех сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни.

Поэтому Республика Таджикистан подписала договоры дружбы и сотрудничества с несколькими государствами - членами СНГ, такими, как Российская Федерация, Республика Узбекистан, Казахстан, Беларусь и Туркменистан, которые создают всесторонние условия для налаживания разносторонних связей между нашими государствами. Официальный визит на высшем уровне делегации Таджикистана в Российскую Федерацию показал, что наши нерушимые связи с этой великой страной в нынешних условиях приобретают новое качество и имеют тенденцию к всестороннему дальнейшему развитию.

Таджикистан заинтересован иметь добрососедские отношения с Исламским Государством Афганистан, Исламской Республикой Пакистан, Исламской Республикой Иран, укреплять двустороннее экономическое сотрудничество на принципах целостности территорий, уважения независимости, равноправия, невмешательства во внутренние дела, способствовать развитию дружбы и взаимопонимания. Наряду с этим мы надеемся, что и соседние государства будут строить с нами свои отношения на основе таких норм.

Нужно отметить, что сегодня каждого члена общества беспокоит то, что территория Афганистана используется вооруженными группировками против нашего народа. Мы не виним законное правительство дружественной страны, потому что с пониманием относимся к его внутренним трудностям. Поэтому мы хотим, чтобы скорее закончилась братоубийственная и опустошительная война на территории Афганистана, что создаст благоприятные предпосылки для развития наших двусторонних отношений.

Таджикистан граничит с Китаем - одной из великих стран нашего региона. За непродолжительное время после установления дипломатических отношений желаниями сторон были созданы условия для развития перспективных взаимовыгодных отношений между Таджикистаном и Китаем.

В ходе официального визита на высшем уровне государственной делегации Таджикистана в Китайскую Народную Республику был подписан ряд важных документов. Мы примем все меры для расширения и укрепления добрососедских отношений, дружбы и взаимовыгодного экономического сотрудничества между Таджикистаном и Китаем на благо народов двух стран.

Наши отношения также развиваются и с другой великой соседней страной - Республикой Индия. Как вы знаете, официальная делегация Таджикистана во главе с Председателем Совета Министров А. Абдулладжановым побывала в этой стране.

Между Республикой Таджикистан и Республикой Турция начинает налаживаться взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время мы принимаем все меры к тому, чтобы на этой основе обеспечить дальнейшее взаимное сотрудничество.

Мы стараемся иметь хорошие отношения с европейскими странами, использовать их политический опыт, социальные завоевания, экономическое и технологическое развитие, иметь взаимовыгодные экономические связи. Это доброе намерение постепенно осуществляется.

Таджикистан постепенно устанавливает свои отношения и со странами Американского региона. В частности, Таджикистан имеет хорошие отношения и взаимовыгодно сотрудничает с одной из великих держав мира - Соединенными Штатами Америки.

Мы придаем особое внимание отношениям Таджикистана и Америки и стараемся выгодно использовать ее богатый опыт по управлению государством. Отрадно, что Таджикистан сотрудничает с этой страной на основе общепринятых норм. Руководство республики желает развивать многоцелевое взаимовыгодное сотрудничество с США.

Известно, что в зарубежном регионе Азии и Африки есть страны, многие из которых имеют с нами общие традиционные культурные связи. Мы хотим иметь с этими государствами более близкие отношения. Есть группа других государств, которые добились заметных экономических и социальных завоеваний. Я имею в виду Республику Корея, Японию и другие страны. Нужно признать, что мы еще не создали широких возможностей для сотрудничества с такими государствами.

Поскольку речь зашла о международных отношениях, то нужно особо подчеркнуть, что мы до сих пор не выработали стройную и последовательную концепцию внешней политики.

С постоянным изменением международной обстановки и со стабилизацией внутренней обстановки в республике надо ускорить разработку концепции внешней политики государства.

Одной из самых трудных задач во внешней политике республики является открытие представительств и посольств Республики Таджикистан в зарубежных странах. Все вы хорошо знаете, что до сих пор мы в зарубежных странах не открыли ни одного посольства. Этому препятствовали, с одной стороны, дефицит иностранной валюты и, с другой стороны, обострение внутренней обстановки в республике. Правительство должно принять все меры, чтобы вопрос об открытии представительств решился положительно.

Хотелось бы напомнить другое. Не секрет, что во время гражданской войны нашей республике был нанесен серьезный урон и в одиночку ее не восстановить. Вдобавок, нынешние стихийные бедствия нанесли серьезный удар по национальной экономике. Помощь ряда государств - России, Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Кыргызстана, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Федеративной Республики Германии, Исламской Республики Иран, Исламской Республики Пакистан, Республики Корея и других государств мира заслуживает признательности. С вашего позволения, выполняя приятный человеческий долг, я выражаю искреннюю благодарность народам и правительствам, которые в трудное для нас время протянули нам руку помощи.

Мы уверены, что Таджикистан как суверенное государство, наряду с другими государствами мирового сообщества, займет свое достойное место в нем и приложит все усилия для восстановления и укрепления мира и международной безопасности.

Уважаемые народные депутаты!

Немало у нас задач в сфере экономики. Самой важной задачей является выведение республики из кризиса. В основном за последние два года сильно пострадало сельское хозяйство. Нашу республику, основу экономики которой составляет сельское хозяйство и его перерабатывающая промышленность, довели до такой степени нестабильность обстановки, бездарность руководителей, неорганизованность и безответственность специалистов, неудовлетворительно внедряющих современные рыночные отношения. Промышленность из-за нехватки рабочих рук и отсутствия сырья почти полностью была парализована. Мы не имеем права мириться с подобным положением. Это преступление перед народом, и будущее поколение нам этого не простит.

За время беспредела и вооруженных боев экономике был нанесен ущерб, исчисляющийся сотнями миллиардов рублей. Производство во всех сферах значительно снизилось.

В результате длительной блокады железной дороги и автомобильных дорог, отсутствия горюче-смазочных материалов и запасных частей, необходимых материальных и технических ресурсов, а также чрезмерного ускорения процесса миграции экономика республики была парализована. Общий экономический ущерб превысил 376,8 миллиарда рублей.

300 тонн хлопка-волокна, почти 70 тонн хлопчатобумажной пряжи, на 5,6 миллиона рублей оборудования, на 185 миллионов рублей трансформаторов, электрических двигателей, транспортных средств было уничтожено пожарами. Из учреждений и предприятий города Душанбе было разграблено и унесено товаров на сумму почти в один миллиард рублей.

Серьезный урон был нанесен транспортному хозяйству республики. В частности, в результате боевых действий более 5 тысяч машин было уничтожено или угнано. Было уничтожено 26 товарно-пассажирских вагонов, 184 железнодорожных контейнера.

Большой ущерб был нанесен и агропромышленному комплексу. Был недобран урожай сельскохозяйственной продукции. Например, хлопка было собрано всего 63 процента (513 тысяч тонн) и 61,2 процента зерновых (276 тысяч тонн). В бывшей Курган-Тюбинской области почти полностью была уничтожена птицеводческая отрасль. В процессе боевых действий было уничтожено столько скота, что для восстановления поголовья до уровня начала 1992 года потребуется, по крайней мере, один миллиард рублей.

Серьезный ущерб был нанесен жилищному комплексу. Общая площадь ущерба составляет 608,6 тысячи квадратных метров. В Курган-Тюбинской области - 417 тысяч квадратных метров, в городе Душанбе - 75 тысяч, в Кофарнихонском - 20 тысяч, Ленинском - 80 тысяч, Яванском районах - 15 тысяч квадратных метров.

Большой ущерб был нанесен и социальной сфере. Только в сфере здравоохранения был нанесен ущерб на сумму более 2 миллиардов рублей. По предварительным подсчетам, на строительство и восстановление объектов системы образования понадобится более 5 миллиардов рублей.

Промышленная продукция по сравнению с 1991 годом снизилась почти на четверть. К сожалению, в этом году продолжается этот процесс в большинстве сфер экономики. Национальный доход в первом квартале этого года по сравнению с первым кварталом 1992 года снизился на 31,6 процента, объем промышленного производства на 32,6 процента.

Особенно неутешительно состояние дел в химической промышленности, цветной металлургии, хлопководстве, хлопчатобумажной, кожевенно-обувной и пищевой отраслях. В этих отраслях объем производства снизился на 34 - 55 процентов.

Основными причинами сокращения производства, как и прежде, являются непоставки сырья и материалов, а также отсутствие средств у предприятий.

Управление «Таджиклеспромсырье» является ответственным за обеспечение сырьем предприятий легкой промышленности. Следует прямо сказать, что это управление не выполняет, как требуется, свои задачи. Поэтому необходимо обязать его самым серьезным образом решить вопросы обеспечения предприятий сырьем.

Другая причина недостатка сырья заключается в отсутствии контроля за использованием местного сырья. Слишком свободная деятельность предпринимателей привела к тому, что шкуры животных и другое сырье стали вывозиться из республики, а наша промышленность осталась без дела.

К счастью, положительные тенденции наметились в работе предприятий легкой промышленности. Например, за 5 месяцев текущего года темпы повышения производства продукции увеличились более чем на 20 процентов. Этот показатель в объединении по производству хлопчатобумажной продукции возрос в 1,6 раза. Несмотря на это, не полностью используются имеющиеся возможности по увеличению производства продукции.

Так, в текущем году почти все министерства и ведомства допустили спад объема производства. Например, объем производства продукции за январь-май по сравнению с этим же периодом 1992 года составил на предприятиях Министерства промышленности Республики Таджикистан (министр Ш. Умаров) - 57,8 процента, Главного управления промышленности по переработке хлопка (начальник А. Каххаров) - 49,4 процента, Управления легкой промышленности (начальник Ш. Каландаров) - 79,4 процента, пищевой промышленности (начальник И. Курбанов) – 62,2 процента, мясомолочной промышленности (начальник Т. Мирзоев) - 37,3 процента, государственно-акционерного объединения «Умрон» (председатель К. Назаров) - 26,3 процента. Министерства строительства (министр А. Акилов) - 60,8 процента.

Министерство автомобильного транспорта (министр Н. Дустов) объем перевозок довело только до 28,7 процента, а авиакомпания «Таджикистан» (начальник М. Мастангулов) - лишь до 28,4 процента по сравнению с уровнем этого же периода прошлого года.

Объем товарооборота с сопоставимыми ценами составил в Министерстве торговли (министр А. Солиев) 49 процентов.

Сегодня, несмотря на то, что мы много говорим о восстановлении разрушенных городов и районов, положение в этом важном деле остается неудовлетворительным. И если темпы нашего производства останутся на сегодняшнем уровне, то нет уверенности в том, что мы завтра, в зимний период, сможем обеспечить людей питанием и одеждой.

Поэтому правительству необходимо взять эти проблемы под свой постоянный контроль и как можно скорее устранить имеющиеся недостатки и упущения.

Необходимо особо отметить, что на предприятиях возросли кражи. Увеличились случаи грабежа имущества и товаров со стороны вооруженных группировок. Граждане во время встреч, посредством своих писем требуют от правительства защиты предприятий и жилья от воров и грабителей. Поэтому правительству необходимо принять решительные меры для установления надлежащего порядка.

Работники сельского хозяйства встретились с огромными трудностями. Из-заотсутствия запасных частей в хозяйствах бездействует от 17 до 62 процентов техники.

К сожалению, все еще продолжается спад поголовья животных и птицы. За январь-май 1993 года погибло 5,6 тысячи голов крупного рогатого скота и 60,6 тысячи голов овец и коз.

Резкое уменьшение объема производства в отраслях материального производства повлекло за собой значительное уменьшение государственного бюджета. В прошлом году доходная часть бюджета была выполнена всего на 73 процента. Расходы над доходами увеличились на 18,7 миллиарда рублей, для покрытия которых из банка был получен кредит.

В текущем году в проекте чрезвычайного бюджета предусмотрено получить доход в сумме 84,2 миллиарда рублей. В то же время расходы составляют 184,6 миллиарда рублей, то есть дефицит бюджета составляет 54,4 процента.

Думаю, что эти цифры не требуют пояснения. Таковы наши тяжелые условия которые мы должны устранить.

Нам необходимо внимательно рассмотреть современное состояние дел, выявить отдельные нежелательные факторы и те позитивные возможности, благодаря которым сможем остановить кризис.

В то же время верный экономический курс сможет ускорить начавшийся процесс оживления и подъема экономики.

В этой связи, как показывает мировой опыт, основным условием является сильное руководство. Достаточно отметить, что и послевоенный подъем экономики США и Японии, реорганизация Европы по плану Маршалла, быстрые темпы экономического роста СССР были связаны с мощным руководством в те годы.

В этой связи ясно и то, что путь к прогрессу, поднятию материального и духовного уровня народа тесно связан с рыночной экономикой и регулирующей и стимулирующей ролью правового государства.

Обеспечение в этом деле планомерности технологического прогресса и признание высочайших ценностей науки и образования, культуры и медицины - одним словом, инвестиции во имя человека являются главной целью в этом деле.

Возможности разрешения этих стратегических задач в настоящее время встречаются со многими противоречиями.

Остановлюсь только на одной, но весьма острой проблеме - кризисе неплатежей.

В настоящее время эта проблема не столько решается, сколько загоняется вглубь посредством поддержки неплатежеспособных предприятий путем кредитной эмиссии. Выход из этой опасной ситуации подсказывает практика - расширение прямых хозяйственных связей на основе самообеспечения предприятий необходимым сырьем, топливом и материальными ресурсами.

Необходимо ужесточить кредитную эмиссию, чтобы деньги приобрели реальную покупательную способность.

Вместе с тем главный упор должен быть сделан на структурную перестройку. Решающим фактором ее ускорения сейчас является привлечение иностранных инвестиций, создание и улучшение законодательной и юридической базы для иностранных инвестиций.

Структурная перестройка должна быть разделена на три фазы - фазу восстановления разрушенного гражданской войной хозяйства; фазу адаптации хозяйства к рыночным отношениям и, наконец, фазу реконструкции.

Фазы восстановления и адаптации к рынку совпадают с этапами кризисного развития, а потому сопровождаются острой нехваткой внутренних ресурсов.

В этих фазах инвестиционная политика должна быть направлена сугубо на поддержание жизненно важных производств, восстановление порушенных мощностей и хозяйственных связей, максимальное использование имеющихся мощностей и традиционного экспортного потенциала: алюминий и хлопок.

Фаза реконструкции может наступить только тогда, когда в экономике начнут появляться накопления. При этом важнейшим средством структурной перестройки станет приватизация только в тех сферах и тех объектов, где сохранение государственной собственности мешает развитию рыночных отношений.

Поэтому структурная перестройка должна идти в двух направлениях: .

Первое.В рамках государственного сектора, где сохраняется естественная монополия государства.

Второе.В рамках приватизационного процесса, при котором затраты на структурную перестройку несет частный сектор.

Структурная перестройка должна осуществляться на макроуровне и микроуровне.

Первый уровень связан с использованием богатого природно-ресурсного и трудового потенциала республики для формирования энерго-ирригационного, текстильного, продовольственного, горно-металлургического и приборостроительного комплексов.

Второй уровень связан с техническим перевооружением предприятий с целью обеспечения их жизнеспособности в конкурентной рыночной сфере.

Совершенно очевидно, что решить все эти задачи может, во-первых, только сильное правительство. Во-вторых, мы должны рассчитывать на эффективный экономический союз в рамках Содружества Независимых Государств, а также на развертывание широких экономических связей с зарубежными странами.

В этом плане большие надежды связываются с созданием Координационно-консультативного комитета государств Содружества, в котором каждое государство должно быть представлено заместителем главы правительства по делам Содружества Независимых Государств.

Совет глав государств 14 мая 1993 года поручил этому комитету подготовить проект Договора о создании Экономического союза. Этот комитет должен подготовить многосторонние правовые акты, создающие условия для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы, капитала, согласованной денежно-кредитной политики, создания Межгосударственного банка, контроля за выполнением принятых обязательств, обеспечения действенности экономических механизмов предотвращения невыполнения соглашения.

Думаю, что ни для кого не секрет, что мы должны развивать свои внешнеэкономические связи. Использовать зарубежный капитал для восстановления нашей экономики и для возрождения Вахшской долины, и для строительства и ввода в эксплуатацию Анзобского туннеля, и для дороги в Бадахшан, и для железной дороги Курган-Тюбе - Куляб.

Сегодня все понимают это. Однако, к сожалению, при реализации это понимание трансформируется.

Сейчас стало так, что внешней экономикой занимается каждый, кто хочет. В основе своей это и неплохо.

Плохо то, что не анализируются соглашения, обязательства и договоры и, что еще хуже - никто не определяет плодотворность и выгоду от внешнеэкономической деятельности. В результате чего нет сбалансированности между импортом и экспортом, нет соотношения между доходами и расходами. Подавляющее большинство участников не перечисляет на валютные счета государства свои взносы. Многие из них вместо того, чтобы развивать производство и насыщать рынок, заняты только куплей-продажей. Например, в прошлом году через таможню за границу ушло более 28 тысяч тонн нефтепродуктов, 8 тысяч тонн мыла, почти 400 тонн меди.

Только в четвертом квартале прошлого года было вывезено в Афганистан более 5 тысяч кубических метров леса, 22 тысячи тонн изделий из железа. Совместные предприятия умудрились вывезти в Италию и Швейцарию более 300 тысяч тонн сырой нефти.

Все эти факты свидетельствуют о том, что внешнеэкономические связи должны быть упорядочены, организована единая система экспортно-импортных операций, выдачи лицензий и процесс импорта и экспорта товаров должен находиться под строгим контролем государства.

Руководство республики видит одну из своих важнейших задач в том, чтобы усилить социальную защиту населения от повышения цен, инфляции, безработицы и других нежелательных проявлений.

К сожалению, многие известные нам причины: большое число безработных - 34,8 тысячи человек, разрушение в ходе гражданской войны предприятий и остановка их работы, наличие большого числа беженцев способствовали снижению уровня жизни населения.

Мы примем все меры для улучшения обстановки. По данным Министерства труда и занятости населения, до 1 июня текущего года возвратились на Родину 586,7 тысячи беженцев. Из 60 тысяч человек, проживающих на территории Афганистана, 10 тысяч возвратились на свои места проживания.

Постоянная стабилизация обстановки в республике дает возможность тому, чтобы все беженцы возвратились на свое постоянное местожительство и приняли участие в деле восстановления экономики.

Правительство принимает следующие меры по социальной защите населения: по мере роста цен будут увеличиваться пенсии, пособия, стипендии и зарплата работников бюджетных организаций и учреждений; относительно недорогие цены на хлеб, молоко, лекарства, отопление и отдельные виды продовольствия пока будут оставаться без изменения. На эти цели в текущем году из бюджета будет выделено более 120 миллиардов рублей: - для пенсионеров, студентов, участников Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, инвалидов и оставшихся без кормильца членов семей вследствие гражданской войны предусматривается сохранение льгот; - будут пересмотрены вклады граждан в Сбербанке и деньги, истраченные на приобретение займа в связи с инфляцией.

Кроме того, руководство республики в ходе осуществления программ экономической реформы путем развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, расширения отраслей обслуживания, учреждения различных фондов помощи малоимущим и безработным гражданам обеспечит социальную защиту населения.

Уважаемые народные депутаты!

Известно, что каждое государство, и наше государство в том числе, имеет свою идеологию.

В настоящее время наши зарубежные враги и недоброжелатели порочат законное правительство Таджикистана, называя его коммунистическим и консервативным. Но правда состоит в том, что наше государство не является ни коммунистическим, ни тоталитарным.

Мы твердо намерены построить правовое, демократическое государство. Важнейшая особенность этой задачи состоит в том, чтобы поднять государственное законодательство до юридического и этического уровня международного права и их универсального толкования.

В этом отношении мы пришли к такому выводу, что необходимо направить существующую систему нашего законодательства на международную экспертизу, а также при рассмотрении нашего Основного Закона воспользоваться консультативной помощью соответствующих международных организаций.

Этот вопрос достоин внимания и с другой стороны. Сейчас отдельные международные юридические учреждения обвиняют нас в том, будто в Таджикистане в отдельных случаях не соблюдаются права человека. Между тем на Всемирной конференции по правам человека в Вене было четко определено, что вопрос соотношения национального законодательства и международных соглашений не так уж и прост, как кажется.

Также необходимо сказать, что мы сегодня отдаем под суд отдельных граждан республики не за то, что они являются членами демократической партии или партии Исламского возрождения, и не за то, что они вообще занимались партийной деятельностью или за их личные убеждения, не за их политические проступки, а за их конкретные преступления (создание боевых штабов и организацию вооруженных бандитских формирований, а также уголовные провокации и проис

Наши рекомендации