Риск как понятие социальной теории
Но что же такое риск? За последние десятилетия литература по проблемам риска выросла с потрясающей быстротой. Часто риск отождествляется с опасностью и определяется как измеритель опасности. Тогда риск представляется как продукт измерения ожидаемого ущерба и предполагаемой вероятности его появления.
Исследователи рисков близки в том, что для определения и оценки риска, выяснения его последствий большое значение имеет интерпретация риска в конкретной культуре. Риск отличает от опасности:
а) его субъективный характер, то есть осознанность обществом,
б) возможность извлекать выгоду, тогда как опасность сопряжена только с ущербом и угрозами.
Исследователи едины и в том, что риск связан с развитием знаний, науки. Эта связь имеет сложный характер. Рост знаний и их применение в современном обществе приводит к росту рисков. Чем глубже, плюралистичнее, многограннее знания человека о природе и об обществе, чем сложнее технологии, в том числе информационные и управленческие, он использует, тем больше рисков он производит. В отличие от опасностей прошлого современные риски неочевидны. У. Бек подчеркивает, что они представляют собой невидимые, неощутимые угрозы. Для людей они существуют лишь в знании об окружающем мире. Соответственно, общество риска основано на знании о рисках, не на их осязаемом присутствии. Поэтому такое большое значение приобретают информация, коммуникации, культура и политические решения, в которых отражаются и фиксируются интерпретации социально значимых рисков. В научной рискологии сложилось направление, предметом которого являются культурные, политические, социальные интерпретации рисков и связанных с ними знаний. Представитель этого М. Дуглас, британский социолог и антрополог, изучает символические системы в их связи с интерпретацией рисков на разных этапах развития общества. М. Дуглас стоит на позициях структурного функционализма Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, исследует связь рисков с типами общественной солидарности и ценностей. С точки зрения М. Дуглас и ее соавтора А. Вильдавски, ценности общества и социально-политический контекст имеют решающее значение в оценке того, что, для кого и в какой степени является риском, а также и в расстановке приоритетов выбора между рискованными альтернативами, предотвращении ущерба от наиболее значимых рисков.
От типа социальной солидарности зависит, как люди находят консенсус в отношении "наиболее желаемых перспектив" общества, какие формы социальной жизни предпочитают. Поскольку большинство разделяет представления об идеалах и ценностях, формируются общие представления об угрозах и рисках. "Объективные" процессы взаимодействия людей с природой, развития знаний и технологий в конкретных обществах получают оценку и наделяются значением в соответствии с системой ценностей. Общество стремится предотвратить не все "объективно существующие" опасности и не на все риски обращает внимание, а строит их иерархию, выбирает как наиболее опасные те, что зеркально отражают общественные идеалы: "Мы выбираем риски в том же составе, в котором существуют наши социальные институты". Именно поэтому риски становятся предметом не столько естественнонаучных и экспертных обсуждений, сколько политических и общественных дискуссий.
Никлас Луман предложил следующее инструктивное различение опасности и риска: «При столкновении с опасностями, как и с рисками, речь идет о возможном будущем ущербе, появление которого в настоящее время неопределенно или невероятно. При опасности появление ущерба причисляется окружающей среде, а при риске его видят как следствие собственной деятельности или бездействия. Различие, таким образом, заключается в том, на чей счет записывается ущерб. Принятие риска основывается на придании будущей опасности статуса настоящего. Она всегда возможна именно тогда, когда имеют место технологии, дающие нам в руки альтернативы, так что вероятный ущерб может быть зачислен на счет выбора действия или бездействия. Тогда не только можно, но и необходимо принимать решения также и в ситуации неопределенности». При таком разграничении, прежде всего, приходит на ум, как тесно понятие риска может быть связано с принятием решений. Риск предполагает ситуацию принятия решения. Из одной возможности природной катастрофы еще не следует никакого риска, в лучшем случае лишь угроза. И только после того как принято решение, следует ли что-либо против этого предпринять, в игру вступает риск.
На рубеже XX-XXI вв. во всем мире стал отмечаться рост поведения и социальных практик, связанных с сознательным и добровольным испытанием риска и опасности, а также появились целые направления в массовой культуре, сопряженные с преднамеренным негативным воздействием на аудиторию, направленным на пробуждение чувств неуверенности, страха, уязвимости, отвращения к окружающему миру. В социологии появилось особое направление, связанное с изучением интерпретации таких добровольных рисков в различных субкультурах, в том числе любителей экстремальных видов спорта и туризма, поклонников определенных музыкальных стилей, в молодежных движениях и т.п. Исходная методологическая установка подобных исследований состоит в том, что добровольное и сознательное принятие риска и опасности может интерпретироваться не как "объективный", а как социокультурный феномен, и корни подобных практик следует искать в ценностях и менталитете соответствующих социальных групп и современного общества в целом.
Было бы верно констатировать, и на это указывает Никлас Луман, что в чрезмерно разросшейся систематике рисков человек занимает новое положение по отношению к собственному будущему. Всем очевидно, что будущее зависит от решений, которые должны быть приняты в настоящем, причем ни положительные, ни отрицательные последствия невозможно ни охватить, ни тем более как-то управлять ими. Можно указать на различия между рисками старого и нового типа и тем потенциалом катастрофических последствий, глобальный вред от которых представляет собой новый уровень угрозы для цивилизации, обусловленной развитием техники. Новое в современной ситуации - в этих дебатах принимает участие наука. Восприятие, оценка и регулирование порожденных техникой опасностей осуществляется все в большей мере через посредство науки. Никакие дебаты о рисках и опасностях общественного развития сегодня не могут обойтись без привлечения науки, поскольку только благодаря ее участию можно обнаружить само существование и масштаб угроз. Одновременно наука находится в тесной связи с все более наукоемкими технологиями, которые, собственно, и становятся главной причиной возникновения рисков и опасностей, до сих пор не существовавших в обществе в такой форме. Продуцирование рисков самой наукой и их распознавание с ее помощью - новое в вопросе о рисках: наука должна заниматься последствиями собственной деятельности.
Под термином «оценка риска» понимается совокупность различных исследований, направленных на изучение разнообразных аспектов безопасности современных технологий. Сюда же относятся определение или измерение риска возникновения конкретной опасности, оценка рисков и возможного ущерба с помощью опроса групп населения, затронутых этим ущербом, управление риском с помощью проектирования, установление норм безопасности, наблюдение и обучение, а также такие специальные техники, как Risk-Impact Analysis (анализ влияния факторов риска), ставящие своей целью создание количественных оснований сравнения рисков, анализ дерева ошибок и событий для определения типологии серийных аварий и страховых рисков. Под рубрику оценки риска подпадают также и психологические учения о приемлемости обществом техники и об обращении с конфликтными ситуациями при внедрении новых технологий.
Исследование риска стремительно превращается в прибыльную отрасль науки и становится для нее весьма солидным бизнесом. Несмотря на взрывной характер распространения исследований риска, что очевидно из возрастающего числа публикаций и разнообразных дисциплин, которые определяют и уточняют дискурс риска, до сих пор сохраняется противоречие между институционализацией исследований риска и их идентификацией в качестве науки.
Вопреки всем предпринятым в области исследования риска усилиям, не удалось сформулировать единого понятия риска, а тем более развить взаимосвязанную теорию, которая смогла бы структурировать новообразовавшуюся отрасль исследований и многочисленные результаты, связанные с проблематикой риска. Из различных научных направлений, имеющих разнообразные интересы в дебатах по проблемам риска, можно, на мой взгляд, выделить три основополагающих ориентира и направления, которые задают теме риска определенные очертания, а именно: формально-нормативный, психологически-когнитивный и культурно-социологический подходы.
На начальной фазе исследований проблем риска, бесспорно, доминировал формально-нормативный подход. Целью этих исследований было создание универсального действенного эталона риска, с помощью которого можно было бы сделать сравнимыми различные виды рисков. Была надежда на то, что таким образом станет возможным достичь рационального объяснения преемственности различных видов риска, в зависимости от степени риска, его вероятности и последствий. Ядро этих рассуждений образовывали, с одной стороны, формулы риска, позаимствованные из сферы экономики страхования, где риск определяется в соответствии с ожидаемым ущербом и вероятностью его наступления, а с другой - теория принятия решений, в которой была создана модель принятия рациональных решений, так как в этом виделась возможность рассматривать одновременно на одной шкале аспекты ущерба и пользы.
В исследованиях риска теория ожидаемого ущерба, которая определяется на основе риска в рамках теории принятия решений, была обобщена в формальный эталон риска, получивший название объективного риска. Данная теория применима тогда, когда говорят о вероятности возникновения ущерба, и он может быть однозначно определен в соответствии с количественным эталоном. Прийти к оценке вероятности можно различными способами: посредством статистики, расчета отдельных вероятностей (например, вероятности отказа отдельных компонентов системы), посредством общей вероятности (вероятности отказа установки в целом) и, наконец, при помощи гипотетической вероятности, которая часто применяется специалистами.
Важнейший метод статистики - получение суждения о целом на основе анализа выборки, из которого она была взята. По вероятности отказа отдельного компонента судят о возможности отказа всей системы, по частоте смертельных исходов в дорожно-транспортных происшествиях судят о вероятности летальных исходов в целом, основываясь на числе чрезвычайных происшествий на производстве за прошедший год на конкретной установке рассчитывают общую вероятность летальных исходов в год. В основе этих расчетов всегда лежит модель однородной общности, к которой принадлежат наблюдаемые случаи. Когда она соответствует действительности, тогда математическая теория вероятности предоставляет средства для уточнения результатов выборки для системы в целом. Если выборка отсутствует или слишком мала, то часто применяются гипотетические вероятности. Однако слишком большая произвольность интерпретации значений в этом случае при учете рассчитанных величин риска всегда вызывала бурную критику.
Важная составляющая при оценке риска - величина ущерба. Именно применение критерия величины ущерба за пределами технической сферы чаще всего вызывает сложности его количественной оценки. Применительно к данному критерию, так же как и критерию вероятности, разработано большое количество теорий. В широких кругах общественности это понятие известно в первую очередь в связи с полемикой вокруг ядерной энергии, в которой данный масштаб получил название «объективного» риска.
Сам пересчет различных величин ущерба в денежный эквивалент привел к произвольным и весьма спорным результатам. Кроме того, при определении вероятностей балансируют на границе объективно познаваемого. Пока отсутствует достаточный эмпирический материал, можно говорить только о субъективной вероятности, которая при детальном рассмотрении оказывается не чем иным, как собственными представлениями экспертов. Уже сам спор о несчастных случаях, отличающихся значительной величиной ущерба при минимальной вероятности наступления события, демонстрирует ограниченность формально-нормативного подхода.
Кризис оценки риска начался с двух выводов: 1) в самой теории надежности отсутствует единое понятие риска; 2) взятая из языка коммерсантов формула R=S*W не воспринимается общественностью именно в тех случаях, когда речь идет об огромном потенциале опасности, обусловленной применением новых технических средств.
Именно случай, обыгранный на примере с атомной электростанцией при помощи исследования риска и предупреждения последствий данного события, показал, что формальное понятие риска полностью обошло стороной общественную оценку риска. Получилось парадоксальное явление, когда теория риска, которая сама должна была доказать безопасность ядерной энергии или низкую вероятность чрезвычайного происшествия на атомной электростанции, была использована в качестве предлога, чтобы оценить риск от применения атомной энергии как неприемлемый и недопустимый. Вслед за Н. Луманом это можно назвать «порогом катастрофы». Имеется в виду, как утверждает ряд исследований, что формальная калькуляция риска не будет приемлемой именно тогда, когда при минимальном значении рассчитанного риска происходит катастрофа со значительными последствиями. В общественной дискуссии очень скоро стало ясно: теория риска основывается на относительно хлипком фундаменте и уже после первых происшествий на ядерных реакторах в США и чернобыльской катастрофы никто не хотел верить расчетным цифрам. Объективность и компетенция экспертов была в связи с этим сильно подорвана.
Психологически-когнитивный подход берет в качестве отправной точки своих рассуждений именно это несоответствие и задается вопросом о реальных процедурах принятия решений в ситуациях риска. Хотя и здесь в качестве референтной модели использовалась теория рациональных решений, чтобы таким образом определить субъективные компоненты восприятия и оценки риска, интересы исследований все же были направлены на установление эмпирических данных о решениях. Психологическое исследование риска занимается, например, изучением того, как люди оценивают риск в конкретной ситуации. Такой риск был назван субъективным. Следует, однако, отметить, что в строгом смысле можно говорить об объективном риске, когда имеется достаточное количество данных для солидной статистики, на основании которой был бы возможен убедительный расчет вероятности. Если же таких данных в распоряжении нет, то нужно вновь прибегнуть к субъективной оценке экспертов и уменьшить различия между объективным и субъективным риском до дифференциации двух субъективных оценок, а именно до оценки со стороны экспертов и со стороны дилетантов.
Психологическое направление исследований риска направлено на изучение множества факторов, определяющих восприятие и оценку риска. Для наглядности можно привести следующие результаты:
• добровольные риски скорее принимаются во внимание, чем недобровольные, управляемые извне, например, обычно принято сравнивать риск попасть в автокатастрофу или риск, связанный с курением, с риском, сопряженным с ядерными силами;
• контролируемые риски воспринимаются быстрее, чем неконтролируемые, например, риск авиакатастрофы субъективно воспринимается сильнее, чем объективный (с позиций статистики) риск поездки на автомобиле; во многих случаях собственные возможности по контролю за уровнем риска систематически переоцениваются, так, 97% опрошенных в ходе исследования считали, что риск получить травму при пользовании такими предметами повседневного быта, как нож, молоток или газонокосилка, у них не выше, чем у других;
• риск, обусловленный новыми технологиями, оценивается выше и слабее воспринимается, чем риск от известной и опробованной техники, риск от конкретной технологии (горное дело) известен, но он кажется не таким значительным, поскольку давно и многими взят в расчет;
- риски, ущерб от которых наступает с определенной временной задержкой, воспринимаются медленнее, чем риски, связанные с непосредственным наступлением ущерба, например, курение и алкоголь соответственно воспринимаются как менее опасные, в сравнении с опасностью, исходящей от интенсивного уличного движения;
• если связанные с риском последствия потенциально поправимы (например, имущественный ущерб), то риск воспринимается легче, чем в случае, когда речь идет о непоправимом ущербе.
В итоге при оценке и восприятии риска проступает четкая тенденция учитывать возможный размер ущерба и пренебрежительно относится к вероятности наступления события (происшествия). Этот список можно продолжать, поэтому он в самом лучшем математическом смысле этого слова бесконечен: для каждого конечного числа приемлемых аспектов можно всегда найти все новые и новые повороты. В этом слабость данного исследования.
Таким образом, отдельные результаты психологических исследований, свидетельствующие о том, насколько все дальше и дальше удаляется от единого масштаба риск в пользу многих факторов риска, также весьма интересны. Вопрос же о том, как можно прийти к оценке риска, которая была бы принята населением, остается без ответа.
В противоположность психологическому и социально-психологическому подходу, социологическое исследование меньше всего интересуется вопросами восприятия или невосприятия риска, а также результатами субъективно принятых решений. Напротив, в большей мере ставится вопрос, на основе каких факторов в определенных социальных кругах будет доминировать то или иное мнение о технических рисках, в результате чего возникает поляризация мнений и споры. Мнения и установки населения по вопросам рисков играют существенную роль при применении подхода описания конфликтов или конфликтного потенциала. Корреляция в распределении мнений с социально-культурными факторами делает возможным анализ таких конфликтных потенциалов относительно их социальной структуры.
Восприятие и установки по отношению к рискам и следствиям из новых технологий, можно рассмотреть во взаимосвязи со многими общественными факторами. В одном роль общественного мнения неоспорима. Оно выполняет как нормативную, так и когнитивную функцию.
Наряду с общественным мнением и социальной позицией существенную роль в формировании восприятия риска играет, естественно, цель, которой должна служить техника. Она рассматривается не как изолированная, а как связанная с общими установками на удовлетворенность, взгляд в будущее и безопасность, то есть на сферу всеохватывающих символических ценностей. В соответствии с этой целью, а также с соображениями полезности, например, получило широкое применение рентгеновское излучение, при «субъективной оценке» которого довольно высокий риск его использования вряд ли берется в расчет. Подобное же происходит и при применении угля в теплоэнергетике, несмотря на опасность для окружающей среды, которую несет с собой, особенно в больших масштабах, его использование.
В виду актуальности проблематики риска, а именно в вопросе, какие технические риски могут быть политически оправданными и поддерживаемыми, социологический подход кажется более подходящим, поскольку он предметом исследования делает конфликт и проблемы достижения консенсуса. Этот подход можно в общих чертах описать следующим образом: значительная часть исследовательских вопросов выявляются на основе наблюдения, чтобы установки населения в вопросах риска не представляли собой равномерного распределения по всевозможным точкам зрения, а концентрировались вокруг нескольких особенно острых тем. Такие ставшие доминантными темы риска и выгоды - результат процесса социальной коммуникации. Тогда большинство рисков и выгод вообще не могут быть непосредственно восприняты отдельными индивидами, а преподносятся им через призму науки, политики и средств массовой информации. В этом случае социологический подход более реалистичен, чем психологический, который приписывает непосредственный опыт в вопросах риска самому индивиду.
Заслугу У. Бека, не в последнюю очередь, надо видеть в том, что он освободил тематику риска от рамок рационализма и прочнее связал ее с общественно-теоретическими и общественно-политическими идеями. В связи с этим тема риска получила весомое значение для диагностики современного периода и для теории современности в целом.
Риск есть не свойство техники как таковой, он связан определенным образом с исторически варьирующимся деятельностным потенциалом общества. Таким образом, в дифференциации риска и опасности отражается тройное общественно обусловленное положение вещей.
В одном риск и опасность схожи: историческую дифференциацию относительно прошлого нельзя увидеть просто как различие между старыми и новыми рисками, как это утверждает У. Бек и другие. Напротив, сегодня многие опасности, связанные с деятельностью цивилизации, все чаще рассматриваются в качестве рисков, приписываемых деятельности человека, за которые он должен нести ответственность, что обусловлено ростом могущества техники. В результате мир сегодня более «случаен» и зависим от принятия решений, а это значит, что он сильнее зависит от расчетов и просчетов тех, кто принимает решение. Трансформация опасности в риск уже сама представляет собой решение, которое должно быть правомочным.
Наконец, различия между риском и опасностью подчеркивают взрывной характер социальной дифференциации в обществе: между лицами, принимающими решения, и лицами, чьи интересы эти решения затрагивают. С позиции принимающих решения, сооружение атомной электростанции или эксперимент в области генной инженерии - риск, который возможно рассчитать в соответствии с научными методиками, противопоставляя плюсы и минусы проекта. С позиции же затронутых этими решениями, проводимый эксперимент представляет опасность - результат действий других. Здесь возникает структурный конфликт между теми, кто принимает решения, и лицами, интересы которых эти решения затрагивают, характерный для процесса управления техническим прогрессом. Для такого конфликта до сих пор нет однозначных рациональных критериев, поскольку, несмотря на все научные усилия, неопределенность будущего преодолеть невозможно. Как у лиц, вносящих предложения, так и их оппонентов достаточно оснований для уважительного и осторожного отношения к риску.
Решения могут иметь позитивные и негативные последствия, но никто не обладает уже «авторитетом абсолютного знания» (Н. Луман), поскольку будущее можно постичь только посредством вероятности или невероятности.
После исчезновения старых представлений о безопасности, в поле зрения нет ни одного нового принципа или ценностного представления, которые могли бы, в общем и целом, аккуратно управлять нашими действиями. Но именно это и становится проблемой, которую формулирует исследование риска и посредством которой это исследование стало новым направлением науки.