Выяснить основные традиционные занятия восточных славян, верования, социально-экономическая структура указанных обществ.

Занятие 1.

1. Теория и методология исторической науки: предмет истории, функции истории, методы историч. исследования, методология истории (подходы) (и их характеристика), исторические источники и их виды (понятие ИИ, классификация ИИ, примеры ИИ). Вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы).

2. Восточные славяне.

3. Древнерусское государство в конце IX – нач. XII вв.: образование и характерные черты. Принятие Русью христианства и его влияние на исторические судьбы России и древнерусскую культуру.

4. Феодальная раздробленность русских земель в XII – XIII вв. Формирование трех различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства.

Вопрос 1.

Дайте определение истории как науки. Какое значение имеет для каждого человека знание истории?

Функции исторического знания. Дать характеристику каждой функции.

Каждая наука использует определенные методы (способы) познания. К общенаучным методам относятся логический и исторический. Собственно исторические – это хронологический (изучение исторических процессов во времени) и сравнительно-исторический (установление общих закономерностей, особенностей исторических процессов).

Подходы к изучению истории. Различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Теория общественно-экономических формаций. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби - авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" развития.

Историческая наука при изучении прошлого использует разнообразные источники.

Какие виды исторических источников Вам известны? Источники изучения истории: вещественные, архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодич. печать, аудио-визуальные, научно-технические, изобразит. Дайте характеристику и приведите примеры источников по каждому виду.

Существуют вспомогательные исторические науки (дисциплины): источниковедение, историография, хронология, геральдика и др.. Что изучают данные науки? Студент должен знать, что для более глубокого анализа всего комплекса исторических источников существуют вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы). Студент должен найти и уяснить содержание и предмет не менее 10 ВИДов, понимать, что они оптимизируют работу с историческим источником, потому что имеют принципиально узкую исследовательскую базу.

Историография (отечественная) Русская историческая школа. Н.М. Карамзин и его "История государства Российского". С.М. Соловьев о единстве исторического пути и особой роли славян. В.О. Ключевский о геополитическом положении России. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.М. Милюков об особой миссии государства в российской истории. Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий о сущности евразийской концепции и ведущей роли русского народа в создании Евразийской державы. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский о смысле исторического развития и особенностях исторического пути России. Советская историческая школа и ее особенности.

Вопрос 2.

Этот вопрос целесообразно рассматривать в контексте Великого переселения народов. Студенты должны уяснить происхождение термина «славяне», к какой группе народов они относились, а также назвать славянские народы. По поводу же происхождения и расселения восточных славян имеется две основные точки зрения: миграционная и автохтонная. В миграционной теории можно выделить три варианта: дунайский, балтийский и скифо-сарматский. Рассматривая миграционную теорию, необходимо ответить на вопрос: с какими народами пришлось столкнуться восточным славянам при их расселении. Необходимо также назвать восточнославянские племена, из которых сформировалась древнерусская народность.

Выяснить основные традиционные занятия восточных славян, верования, социально-экономическая структура указанных обществ.

Вопрос 3.

При изучении этого вопроса необходимо уяснить, почему возникло государство, и как происходил этот процесс.

Образованию государства предшествовали определенные предпосылки. Назовите их. Стремление славянских племен к объединению усиливалось под воздействием постоянных набегов кочевых племен, а также желанием установить контроль торгового пути «из варяг в греки».

Образование древнерусского государства является предметом острых научных споров. В упрощенной форме они сводятся к двум теориям – «норманнской» и «антинорманнской». Раскройте их содержание. Современные историки склонны, отказавшись от крайностей, соединять доводы противных сторон, полагая, что государство сложилось в результате формирования внутренних предпосылок, а роль варягов в этом процессе выразилось в том, что государство сложилось быстрее и на большей территории.

Рассматривая политический строй, уясните, функции киевского князя, дружины, роль городских собраний (вече). Подумайте, почему Киевская Русь была раннефеодальной монархией.

История Древней Руси может быть условно разделена на три периода. Назовите их. Дайте им характеристику первым киевским князьям. При этом обратите внимание, что до конца X в. бывшими племенными центрами управляли бывшие племенные князья, которые сохраняли автономию и выплачивали киевскому князю дань. Князь Владимир (980–1015) изменил эту систему, он посадил в крупных городах своих сыновей, которые стали его вассалами. Что характерно для вассальных отношений? Складывается «лестничная» форма правления, при которой Русь становится коллективным владением рода Рюриковичей, т.к. по всей стране княжили только представители этой династии. Особенностью Древней Руси было то, что существовал обычай наследования княжеств по принципу родовогостаршинства (от старшего брата к младшему), что при многочисленности рода Рюриковичей, запутывало наследование и порождало многочисленные междуусобицы.

В социальной структуре древнерусского общества выделяются две основные группы – служилые (князья, находившиеся на службе великому князю и бояре) и неслужилые – крестьяне и горожане. Крестьяне (люди) делились на свободных общинников и зависимых от феодалов (закупы, смерды, рядовичи). Следует подчеркнуть, что основная масса крестьян была лично свободна. Проживая на земле князя, они платили за это дань, и несли различные повинности.

Студент должен уяснить, что чаще всего в принятии христианства Киевской Русью доминировал политический мотив. Студент должен уметь выделять причины принятия христианства Киевской Русью. Студент должен знать мотивы выбора Владимиром I в качестве государственной религии христианства по византийскому образцу и представлять, почему князя не устроили мусульманство и иудаизм; знать повод и обстоятельства крещения самого Владимира, его приближенных.

Студент должен понимать, что христианизация Киевской Руси продолжалась в течение длительного времени и принятие ортодоксального варианта христианства происходило нередко насильственным путем: в Киевской Руси христианство долгое время соседствовало с язычеством, что породило феномен двоеверия.

Студенту необходимо уметь выделять последствия принятия христианства на Руси – экономические, внутриполитические, культурные, нравственные; представлять, как изменился статус русского князя и Киевской Руси как христианизированного государства на европейской арене и в международных отношениях?

При рассмотрении данного вопроса следует учесть, что формирование государственности у всех народов сопровождается отказом от язычества, т.к. оно не отвечает новому уровню развития общества. Принятие новой религии диктовалось необходимостью духовно объединить многочисленные славянские племена (одна вера – один народ), а также укрепить положение государства.

Выбор христианства не был случаен, он свидетельствовал о европейской ориентации Руси. Принятие христианства в его восточном варианте (православие) было во многом следствием тесных связей с Византией. Расскажите, как и когда происходило крещение Киевской Руси. Расскажите о значении принятия христианства.

Вопрос 4.

Феодальная раздробленность русских земель была общеевропейским явлением и имела ряд причин. Назовите их. В результате дробления образовалось 15 самостоятельных княжеств. Какую роль в этом процессе сыграл съезд князей в городе Любече в 1097 г.? Назовите крупнейшие государственные центры, которые образовались на Руси. Необходимо выяснить их географическое положение, а также важнейшие факторы, способствовавшие их могуществу и влиянию.

Владимиро-Суздальское княжество – Северо-Восточная Русь. Обратите внимание на активную колонизацию земель, рост городов, ремесла и торговли в 12 в. Дайте характеристику княжения Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Здесь складывается тенденция к становлению сильной княжеской власти, что вызывало сопротивление боярства.

Галицко-Волынское княжество было сильнейшим на юге Руси. Близость европейских стран способствовала процветанию ремесел и торговли, а мягкий климат и плодородные земли – развитию земледелия. Здесь сложилось сильное боярство, которое боролось с князем за власть.

Новгородская боярская республика – Северо-западная Русь, развивалась особым путем. Новгород входил в число десяти крупнейших торговых городов Европы, был крупным ремесленным центром. Власть в Новгороде принадлежала вече, которое избирало князя, посадника, тысяцкого, архиепископа. Выясните их функции. Обратите внимание, что фактически все основные вопросы решались здесь боярством.

Каково значение феодальной раздробленности? Найдите в учебной литературе данные, свидетельствующие о расцвете в этот период городов, ремесла и торговли, дальнейшем развитии культуры.

Наши рекомендации