Понятие, происхождение, теории социальной стратификации

Все известные истории общества были организованы так, что одни социальные группы в них всегда имели привилегированное перед другими положение в отношении распределения социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем обществам без исключения присуще социальное неравенство.

Социальное неравенство – форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Неравенство людей объясняли изначальным неравенством душ (Платон), божественным провидением (большинство религий), появлением частной собственности (Ж. Ж. Руссо), несовершенством человеческой природы (Т. Гоббс).

Современные исследователи истоки социального неравенства усматривают в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых потребностей.

Социальная стратификация (от латинского stratum – слой и facio – делаю) – одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов различных пород земли по вертикали.

Стратификация–это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

В контексте современных исследований социальная стратификация рассматривается, главным образом, как систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении.

Основное свойство стратификации – деление общества на страты исходя из неравенства социальных дистанций между ними.

В отличие от социальной структуры, возникающей в связи с общественным разделением труда, социальная стратификация возникает в связи с общественным распределением результатов труда, т. е. социальных благ.

В современной социологии выделяют три базовых вида социальной стратификации современного общества: экономическую, политическую и социально-профессиональную. Соответственно, основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием).

Социальная страта (слой) обладает определенной качественной однородностью. Она представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к страте имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный слой – большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными, ни групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия, культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления.

Другими словами, это – множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации, это – разновидность социальной общности, объединяющая людей по статусным признакам, которые объективно приобретают в данном обществе ранговый характер: «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т. д. Это – группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Они могут и приближаться к понятию класса, и представлять внутриклассовые или межклассовые прослойки. К понятию «социальный слой» могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы общества. Социальный слой – социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т. п. Социальный слой может рассматриваться как составная часть класса и больших социальных групп (например, рабочие, занятые трудом низкой, средней и высокой квалификации).

Социальный класс – крупная таксономическая единица анализа в теории стратификации, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе; это – (в широком смысле)большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получение дохода; это – (в узком смысле) любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

То есть получается, что социальный класс – это большие по размерам группы людей, которые отличаются общественно-экономически-ми ресурсами, значительно влияющими на стиль их жизни. Социальный класс – это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

В научной традиции существует два основных подхода к исследованию социальной стратификации, один из которых – классовый – основан на объективных показателях принадлежности к социальному классу или слою, второй – статусный – на субъективных оценках престижа индивидов, социальных групп, профессий. Первая традиция является, по преимуществу, европейской, вторая – американской.

Теория классового строения обществ социальную стратификацию относит к работам К. Маркса. Концепция К. Маркса рассматривала стратификацию как продукт естественно-исторического развития общества, необходимый и неизбежный этап такого развития, который должен так же неизбежно и необходимо миновать, дав рождение новому типу общества, лишенному стратификации. Монизм К. Маркса проявился, в частности, в том, что он считал основным и анализировал только одно измерение стратификации – деление общества на антагонистически относящиеся друг к другу классы. Кроме того, марксистская теория классов представляет собой абстрактную схему, в которую не укладываются многие конкретные исторические различия.

Большинство современных западных концепций социальной стратификации сочетают некоторые аспекты теории К. Маркса с идеями М. Вебера. К экономическому критерию социальной стратификации (богатству) М. Вебер добавил два других измерения – престиж и власть. Он рассматривал три этих аспекта, взаимодействующих между собой, в качестве основы, на которой строятся иерархии во всех обществах. Различия в собственности создают классы, различия в прести-же – статусные группы (социальные страты), различия во власти – политические партии. В отличие от К. Маркса, М. Вебер предполагал, что общности формируются в большей степени на основе статусных групп, выделяемых по критерию социально предписанного престижа.

Большой вклад в теорию социальной стратификации внесП. Сорокин.Он ввел два важнейших понятия стратификации – «социальное пространство» и «социальная мобильность». Отличительные особенности социального пространства человеческой жизни состоят в следующем:

– отношения людей в социальном пространстве определенным образом иерархизированы – есть «верх» и есть «низ». Следовательно, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении;

– вторая особенность социального пространства заключается в его «многомерности».

Исходя из этих особенностей, П. Сорокин вывел закон социальной стратификации. По его мнению, в нормальный период развития общества работают естественные силы стратификации, которые усиливают социальное расслоение. В катастрофический период (войны, революции, стихийные бедствия) преобладают силы социального выравнивания.

П. Сорокин обозначил три основные координатные оси для измерения социального пространства – экономическую, политическую и профессиональную, которые соответствуют трем важнейшим сферам человеческой деятельности. В реальной жизни все эти измерения тесно переплетены, что позволило П. Сорокину говорить омногомерной стратификации.

Функционалистские теории социальной стратификации подчеркивают позитивный, функциональный характер неравенстваи стараются обосновать его функциональную необходимость. Авторы одной из такихтеорий К. ДейвисиУ. Мур утверждают, что расслоение общества является прямым следствием разделения труда: неравные социальные функции разных групп людей объективно требуют неравного вознаграждения. Если бы было иначе, индивиды лишились бы стимула заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности; у них не было бы стремления повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых людей и т. д. Таким образом, согласно этой теории, социальная стратификация необходима и неизбежно присутствует в любом обществе, не являясь его недостатком.

Другая функционалистская версия природы социального неравенства, принадлежащая Т. Парсонсу, объясняет неравенство существующей в каждом обществе собственной иерархизированной системой ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора предприятий и т. п. В Европе господствующей ценностью остается «сохранение культурных образцов», вследствие чего общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров. Недостаток этой теории состоит в том, что Т. Парсонс не дает четкого ответа на вопрос, почему системы ценностей в разных обществах так отличаются друг от друга.

Социально-экономическая стратификация в американской социологии измеряется посредством группирования шкал престижа или социально-экономического статуса. Различия между такими стратами представляются не столь радикальными, как при классовом подходе. Предполагается, что шкалы престижа измеряют некий континуум престижей или статусов и между стратами не существует строгих границ. Эта особенность американского подхода к социальной стратификации обусловлена тем, что в США исторически не наблюдалось строгого деления на классы, так как прибывшим в страну эмигрантам с самым разным классовым происхождением приходилось начинать практически с нуля и достигать определенного положения на социальной лестнице благодаря не столько своему происхождению, сколько личным достоинствам. По этой причине американское общество всегда считалось более открытым с точки зрения социальной мобильности, чем европейское. Классовый и статусный подходы не являются взаимоисключающими; оба они нередко применяются на Западе к одним и тем же данным.

Существование систем стратификации не может быть исчерпывающе объяснено ни функциональной необходимостью различных социальных позиций, ни иерархией социальных ценностей, ни структурой производственных отношений. Эти схемы могут объяснить только отдельные аспекты неравенства.

Еще М. Вебер показал, что социальное неравенство проявляется в трех измерениях – экономическом (классовом), измерении престижа (статусном), кратическом (властном). Эти измерения обычно взаимосвязаны и подпитывают друг друга, но не всегда совпадают. Например, деятельность, пользующаяся в обществе престижем (преподавание, творческие профессии), далеко не всегда высоко оплачивается, чтобы обеспечить высокое экономическое положение.

Наши рекомендации