Система права и система законодательства
Система законодательства – это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.
Термины «система права» и «система законодательства» не совпадают по значению, равно как и термины «отрасль права» и «отрасль законодательства». Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма, то есть система законодательства является формой объективирования системы права, будучи одновременно внешней формой права, тогда как внутренней формой права является система права, поскольку содержание права составляют нормы, объединенные в институты и отрасли права. В системе законодательства система права находит свое внешнее выражение, однако это выражение не является исчерпывающим, поскольку правовые нормы как элемент системы права могут находить внешнее выражение не только в писаном праве, но, в частности, и в неписаных принципах права, обычном праве, судебных прецедентах, правосознании.
В структуре системы законодательства тех или иных государств можно различать:
а) отраслевое законодательство (уголовное, гражданское и т.д., одноименное с соответствующими отраслями права);
б) комплексное законодательство (например, экологическое, содержащее правовые нормы различных отраслей права);
в) общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федеративных государствах);
г) общегосударственное (общереспубликанское) законодательство и законодательство автономии (в государствах, где высший представительный орган автономии уполномочен издавать законы, действующие исключительно на территории автономии);
д) конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Не следует смешивать понятия «система законодательства» и «систематизация законодательства».
Если бы законодательство данного государства представляло собой хаотичную, случайную совокупность действующих нормативно-правовых актов, то, например, работа юристов-практиков была бы крайне затруднительной как в плане изучения, так и в отношении реализации норм, закрепленных в законодательстве. Таким образом, величина коэффициента полезного действия законодательства во многом обусловливается упорядоченностью нормативно-правовых актов, их существованием в систематизированном виде.
Систематизация законодательства – это деятельность по приведению всех действующих нормативно-правовых актов в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную и непротиворечивую систему.
Среди основных форм систематизации законодательства различают: инкорпорацию и кодификацию. Инкорпорация представляет собой деятельность по упорядочению действующих нормативно-правовых актов путем объединения их, без изменения их формы и содержания, в соответствующем сборнике (печатном издании) – официальном или неофициальном, объединяющем нормативные акты в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке. В настоящее время подобного рода печатные издания дополняют соответствующие компьютерные базы данных.
При кодификации упорядочение нормативных актов всегда происходит на правотворческой основе, сопровождается переработкой их содержания, изданием единого, обладающего логической и юридической целостностью нормативного акта, регулирующего группу однородных общественных отношений и оформленного, например, в виде основ законодательства, кодекса, устава, положения.
Список рекомендуемой литературы:
1. Агарков Н.И. Ценность частного права //Правоведение. 1992. №№ 1-2.
2. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.
3. Алексеев С.С. Право и правовая система //Правоведение. 1980. № 1.
4. Бабаев В.К. Системообразующие связи права и их характеристика. Правовые и организационные меры борьбы с правонарушениями против социалистической собственности. Горький, 1982.
5. Веденеев Ю.А. О применении системного подхода в исследовании права //Проблемы государства и права. М., 1974.
6. Глунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права //Правоведение. 1987. № 4.
7. Дрейшев Б.В. Правотворческое отношение в советском государственном управлении. Л., 1978.
8. Евграфов П.Б. Соотношение структуры советского права и структуры советского законодательства. Х., 1981.
9. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. К., 1976.
10. Заец А.П. Система советского законодательства (проблемы согласованности). К., 1987.
11. Материалистическая диалектика и системный подход. Л., 1982.
12. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
13. Пиголкин А.С., Николаева М.Н. Плановые основы совершенствования советского законодательства //Правоведение. 1982. № 3.
14. Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979.
15. Поленина С.В. Система права и система законодательства //Правоведение. 1987. № 5.
16. Правовая система социализма: В 2-х кн. /Под ред. А.М.Васильева. М., 1986, 1987.
17. Проблемы теории государства и права. М., 1987.
18. Садовский В.П. Основы общей теории системы. М., 1974.
19. Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода в изучении структуры советского законодательства //Вопросы философии. 1971. № 2.
20. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития //Системные исследования: Ежегодник. М., 1979.
21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
22. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падения и взлеты //Гос-во и право. 1996. № 1.
23. Хижняк С.П. Правовая терминология и проблемы ее упорядочения //Правоведение. 1990. № 6.
24. Черданцев А.Ф. Системообразующие связи права //Сов. гос-во и право. 1974. № 8.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое система права?
2. Как соотносятся категории «отрасль права» и «институт права»? Приведите примеры отрасли и института права.
3. Назовите критерии (основания) распределения юридических норм по отраслям права.
4. Чем отличаются частное и публичное право?
5. Что такое система законодательства?
6. Перечислите основные формы систематизации законодательства.
Глава 8
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ