Региональное сотрудничество государств в области прав человека
По нашему мнению, создание эффективного механизма защиты прав и свобод человека именно в Европе стало возможным во многом благодаря существовавшим к середине XX века достижениям и традициям конституционно-правового развития государств этого региона.
С одной стороны, правовые принципы и нормы западноевропейских конституций в рассматриваемый период отражали в той или иной степени идеи древнегреческой философии, римского права, христианства, гуманизма эпохи Возрождения и Французской революции. Во многом эти идеи (демократия, верховенство права, достоинство личности и др.) оказались в очередной раз востребованными при создании Совета Европы и разработке Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Так, в ее преамбуле утверждается, что соблюдение основных свобод «наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека»$$$СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.%%%104^^^.
С другой стороны, процедура создания контрольного механизма, включающего в себя рассмотрение индивидуальных жалоб, была направлена прежде всего на учреждение эффективных в практической деятельности структур, а не только на конструирование теорий взаимодействия государства, гражданского общества и индивида.
Желание подчеркнуть роль демократического режима и важность соблюдения прав человека во многом объясняется той исторической эпохой, когда разрабатывалась ЕКПЧ, а также создавался Совет Европы. Подобно тому, как характер и последствия Второй мировой войны повлияли на становление ООН, грубые и массовые нарушения прав человека в завоеванной нацистами Европе стали для послевоенной европейской общественности мощным стимулом к учреждению эффективных гарантий основных прав человека на региональном уровне.
Европейская система защиты прав человека выражается в деятельности таких международных организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, ОБСЕ, СНГ (См.: ЕКПЧ 1950 г., Европейская социальная хартия (в ред. 1996 г.), Хартия ЕС об основных правах 2000 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. (принципы международного права и раздел третий о гуманитарном сотрудничестве), Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.).
Рис. 5.2. Совет Европы.
В Уставе Совета Европы закреплен принцип уважения прав человека и верховенства права. Уже в преамбуле Устава Совета Европы присутствует указание на приверженность государств-участников тем «духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической свободы и верховенства Права, лежащих в основе любой истинной демократии»$$$СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1390.%%%105^^^.
Ст. 1 Устава Совета Европы предписывает направлять усилия органов Совета Европы на поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод, а в ст. 3 закреплена связь принципа верховенства Права и принципа, в соответствии с которым все лица, находящиеся под юрисдикцией государства-участника, должны пользоваться правами и основными свободами. Это означает защиту и соблюдение принципа уважения достоинства человека и свободы личности в рамках правового государства. Устав Совета Европы также предусматривает, что серьезные нарушения прав и основных свобод человека, которые могут быть допущены государствами-членами Совета Европы, дают основания для приостановления их членства в Совете Европы или даже исключения из него.
ЕКПЧ была разработана в рамках Совета Европы и подписана в 1950 г., а Протокол № 14 к данному договору вступил в силу 1 июня 2010 г. Ранее в разные годы было разработано еще 13 дополнительных протоколов к ЕКПЧ. Несмотря на это, данные дополнительные протоколы не могут рассматриваться отдельно от основного текста вышеназванного международного договора. Сегодня ЕКПЧ и дополнительные Протоколы к ней гарантируют следующие фундаментальные права и свободы человека и гражданина:
статья 2 – Право на жизнь (с учетом Протокола № 6 и Протокола № 13);
статья 3 – Запрещение пыток;
статья 4 – Запрещение рабства и принудительного труда;
статья 5 – Право на свободу и личную неприкосновенность;
статья 6 – Право на справедливое судебное разбирательство;
статья 7 – Наказание исключительно на основании закона;
статья 8 – Право на уважение частной и семейной жизни;
статья 9 – Свобода мысли, совести и религии;
статья 10 – Свобода выражения мнения;
статья 11 – Свобода собраний и объединений;
статья 12 – Право на вступление в брак;
статья 13 – Право на эффективное средство правовой защиты (в случае нарушения прав и свобод, признанных в ЕКПЧ);
статья 14 – Запрещение дискриминации (при пользовании правами и свободами, признанными в ЕКПЧ; также запрещению дискриминации посвящен Протокол № 12);
статья 1 Протокола № 1 – Защита собственности;
статья 2 Протокола № 1 – Право на образование;
статья 3 Протокола № 1 – Право на свободные выборы;
статья 1 Протокола № 4 – Запрещение лишения свободы за долги;
статья 2 Протокола № 4 – Свобода передвижения;
статья 3 Протокола № 4 – Запрещение высылки граждан;
статья 4 Протокола № 4 – Запрещение коллективной высылки иностранцев;
статья 1 Протокола № 7 – Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев;
статья 2 Протокола № 7 – Право на апелляцию по уголовным делам;
статья 3 Протокола № 7 – Компенсация в случае судебной ошибки;
статья 4 Протокола № 7 – Право не быть судимым или наказанным дважды;
статья 5 Протокола № 7 – Равноправие супругов.
В связи с тем, что создателями ЕКПЧ был выбран ограничительный подход к кругу прав и свобод, в соответствии с которым в ЕКПЧ были включены только личные и политические права и свободы, можно сделать вывод о том, что реализация прав и свобод данных категорий в наибольшей степени зависима от полноценной реализации принципов демократии и верховенства права в конституции и текущем законодательстве конкретного государства.
Более того, из практики Европейского Суда по правам человека видно, что данный орган при рассмотрении жалоб устанавливает факт нарушения ЕКПЧ или его отсутствие в конкретной ситуации через систему принципов демократического государства, закрепленных в конституционном законодательстве государств-членов Совета Европы. Сходство ЕКПЧ с конституциями подчеркивается и тем, что ЕКПЧ закрепляет защищаемые права и свободы в достаточно общем виде.
Первоначально ответственность за реализацию прав и свобод, провозглашенных в ЕКПЧ, возлагается на государства-члены Совета Европы.
В свою очередь контрольный механизм, установленный ЕКПЧ, выполняя субсидиарную роль по отношению к национальному законодательству и судебной практике в сфере прав и свобод человека, способен указать на нарушения прав и свобод, гарантированные ЕКПЧ. Субсидиарность дополнительно подчеркивается тем обстоятельством, что для приведения в действие международного контрольного механизма необходимо сначала исчерпать внутренние средства правовой защиты (ст. 35 ЕКПЧ).
Решение задачи по обеспечению соответствия законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики стандартам ЕКПЧ неразрывно связано с реализацией фундаментальных ценностей Конституции Российской Федерации, к числу которых относятся принципы демократического правового государства, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время существует необходимость формулирования стандартов правового регулирования, направленного на одновременное выявление соответствия трех элементов: положений Конституции Российской Федерации, ЕКПЧ (с учетом практики Европейского Суда) и положений российского законодательства, конкретизирующих конституционные нормы. Принципиально важным для реализации ЕКПЧ в Российской Федерации является отсутствие непреодолимых противоречий между ЕКПЧ и Конституцией Российской Федерации.
Анализ решений Европейского Суда в отношении Российской Федерации позволяет говорить о том, что установление Европейским Судом того или иного нарушения ЕКПЧ означает констатацию того факта, что правоприменительная практика на национальном уровне противоречит европейским стандартам. Следовательно, приведение отечественной правоприменительной практики в соответствие с положениями ЕКПЧ с учетом практики Европейского Суда является важным элементом обеспечения эффективной реализации ЕКПЧ в Российской Федерации.
В связи с острой потребностью формирования устойчивой правоприменительной практики, ориентирующейся на положения ЕКПЧ, следует обратить внимание на проблему обучения (в том числе и представителей государства) стандартам ЕКПЧ в области прав и свобод человека и гражданина, а также распространения в Российской Федерации информации о практике Европейского Суда.
Рис. 5.3. Европейский Суд по правам человека.
Представляется важным сформировать в юридическом сообществе единообразное понимание европейских стандартов в области прав человека, а также выработать установку на применение положений ЕКПЧ и прецедентов Европейского Суда в российской правовой системе.
Наконец, важнейшее значение для реализации ЕКПЧ в Российской Федерации имеет деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, который систематически использует практику Европейского Суда в ходе толкования различных норм текущего законодательства, имеющих отношение к институту основных прав и свобод человека и гражданина.
Правовые позиции Конституционного Суда, содержащие выводы по результатам толкования тех положений Конституции Российской Федерации, которым корреспондируют положения ЕКПЧ и Протоколов к ней, могут рассматриваться как выводы, направленные на установление конституционного смысла нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере основных прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время принятая более чем полвека назад ЕКПЧ ни в коей мере не утратила своей актуальности. Такое утверждение справедливо и в отношении деятельности Совета Европы в целом, которая стала еще более значимой после вступления в эту организацию государств Центральной и Восточной Европы. Поддержать усилия новых государств-членов по защите прав и свобод человека в период развития демократии – цель, которая была поставлена перед Советом Европы. Являясь организацией общеевропейского масштаба, Совет Европы по состоянию на 2015 г. объединил 47 государств. Таким количеством участников не обладает сегодня ни одна европейская региональная организация.
Иные региональные международно-правовые акты в области прав и свобод человека:
- Африканская хартия прав человека и народов 1981 г.;
- Американская конвенция о правах человека 1969 г.;
- Арабская хартия прав человека 2004 г.