Понятие и структура политического сознания
С понятием «политическая культура» очень тесно связано понятие «политическое сознание»: оба обозначают некий «субъективный» компонент политических процессов. Вместе с тем, эти понятия обозначают различные аспекты «субъективного» компонента. К сожалению, как обыватели, так и отдельные исследователи, достаточно часто не различают эти понятия, употребляя выражение «политическое сознание» в качестве синонима политической культуры и наоборот. Чем же отличаются эти два термина?
Как отмечалось в главе 6, политическую культуру мы можем определить как системуориентаций и установок на политические объекты, а также как образцы поведения по отношению к ним. Политическая культура предстает, в первую очередь, не как изменчивая характеристика индивидуального актора, а как устойчивая характеристика сложного актора (например, политической системы) или как один из параметров политического процесса, происходящего в определенных границах (в первую очередь, территориально-политических, например, мы можем говорить о политической культуре какой-либо страны или европейской политической культуре). Таким образом, политическая культура – понятие, для изучения которого используются, в первую очередь, показатели, представленные в обобщенном виде. С помощью него характеризуют «субъективную» составляющую политического процесса, протекающего в масштабах политической системы в целом или ее отдельных достаточно крупных составных частей. Иными словами, за редким исключением мы не можем анализировать единичные действия отдельных людей или институтов с помощью категории политическая культура. С ее помощью мы можем анализировать повторяющиеся параметры повседневного политического процесса или другие, более высокие его уровни.
Под понятием политическое сознание, как правило, понимается более сложный, многоаспектный комплекс явлений. В политической науке отсутствует единая трактовка этого явления. Более того, зарубежные авторы достаточно редко обращаются к этому понятию, предпочитая употреблять такие слова, как «установки», «ценности», «менталитет» и т.п. В рамках отечественной науки данный термин находит более широкое применение, что связано с отечественным теоретическим наследием (выделением категорий общественная практика и общественное сознание). Однако большинство российских авторов ограничивается самыми общими определениями на этот счет, подчеркивая его рефлексивную природу. Так, российский политолог А.А.Дегтярев пишет, что «политическое сознание в основном имеет дело с рефлексивной «субъективацией» политики, то есть с субъективной рефлексией и умонастроениями тех или иных агентов политических отношений. Политическое сознание имеет при этом весьма сложную структуру, включающую в себя множество различных субъектов и типов рефлексии, а также обусловленные ими отдельные уровни и компоненты: общественное, групповое и индивидуальное сознание, политическую психологию и идеологию, чувства и эмоции, представления и идеологемы, ориентации и установки, а также все другие духовные, рефлексивные образования, связанные с познанием и освоением мира реальной политики, требующие конечно же, каждый в отдельности специального анализа» [1]. Другими словами, как пишет известный отечественный исследователь в области политической психологии Е.Б. Шестопал, «политическое сознание представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государством и его институтами [2]».
Как показывает практика, в рамках данной категории очень часто объединяется множество различных явлений. Для иллюстрации можно привести не только высказывание А.А.Дегтярева, но и другие определения политического сознания, фигурирующие в учебниках по политологии: «Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание» [3], «политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений» [4]. Таким образом,политическое сознаниеопределяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса.
Несмотря на то, что политическое сознание является результатом не только индивидуального опыта (на него влияют также социальная среда, политические отношения, политическая конъюнктура и другие объективные факторы), с помощью этого понятия мы можем давать характеристику только индивидуальным субъектам политического процесса. Таким образом, понятие «политическое сознание» не может применяться также для характеристики сложных субъектов политического процесса (к примеру, нельзя сказать, что для той или иной конкретной политической системы характерен тот или иной тип политического сознания в то время, как такое употребление понятия политической культуры вполне допустимо). Другими словами, мы можем сказать, что понятие политическое сознание по сравнению с понятием политической культуры отражает более субъективные явления.
Следует отметить, что политическое сознание тесно связано с политическим поведением (см. главу 8), является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
Что же включает в себя политическое сознание?
Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две группы составных частейэтого явления: познавательные и мотивационные. К познавательнымотносят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным– потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Так, убеждения могут формироваться преимущественно под влиянием какого-либо чувства или потребности и выступать основой той или иной политической установки.