Структура политического сознания

Характеристика массового, группового и индивидуального политического сознания

С точки зрения субъекта в мировой политологии выделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

В первом измерении политическое сознание определяется как массовое сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. В этом смысле политическое сознание - особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно массовое политическое сознание включает статичные (типа ценностей и "общих ориентаций") и динамичные (типа массовых настроений) компоненты. В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий; во-вторых, социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.); в-третьих, быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведекия. Наиболее распространенный способ выявления массового политическое сознание - опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Во втором измерении политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание конкретных - больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, "правительственная военная хунта", политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.

В третьем измерении политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, "политического человека", способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наиболыпий интерес представляют субъективно-психологические особенности, типовые характсристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере деятельности, а также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми политическими сознаниями, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов: мотивационные (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания - личностно-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.

Вопрос

Понятие и функции политической культуры Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений. Культура никогда не замкнута на какую-либо сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом развития общества. Строение культуры, ее дифференциация и социальные функции соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты. Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии "политическая культура"' органически выражается единство политики и ее общественного сознания. Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Познавательная функция - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность. Интегративная - достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления. Коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт. Регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. Воспитательная - дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей. Структура политической культуры Структура политической культуры делится на три части: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов. Эти три элемента подразделяются на подструктуры. Культура политического сознания делится на три подструктуры: ≈ политические представления и убеждения; политические установки; ≈ политические ценности, традиции, обычаи, нормы. Культура политического поведения включает в себя: = культуру политического участия; = культуру политической деятельности. Культура функционирования политических институтов делится на три подструктуры: ■ культуру электорального процесса; ■ культуру восприятия и регулирования социально-политических конфликтов; ■ культуру принятия и реализации политических решений. Основные черты политической культуры: › она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; › является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; › имеет тотальный характер - политические отношения пронизаны, насыщены, пропитаны политической культурой; › характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.Типы политической культуры

Политическая культура включает в себя политические ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию на активное участие. В конкретном: обществе может доминировать какой либо из них. Эти три "чистых" (идеальных) типа ориентации выступают основой трех типов политической культуры: патриархальной, подданнической и культуры участия. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени', рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена населением местных субкультур. Подданическая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата. Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся с помощью законных средств (выборов, демонстраций) влиять на политику и власть. Виды политических субкультур Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: ≈ региональные; ≈ социоэкономические; ≈ этнолингвистические; ≈ религиозные; ≈ возрастные. Региональные субкультуры обусловливаются различиями между отдельными регионами страны. На политическую культуру региона существенное воздействие оказывают такие факторы, как климат, наличие определенных природных ресурсов, экономическая специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Это порождает экономические различия, влияющие на образ .жизни людей, общий уровень культуры и на их политико-культурный уровень. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус и различия в образе жизни, в интересах, играющих особенно важную роль в политической жизни. Для предпринимательского слоя, например, наиболее актуальными политическими ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль за государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенност.ши соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и особенности национального характера. Политические ценности, предпочтения и установки вторичны по отношению к этническим факторам. Религиозные субкультуры возникают в тех случаях, когда религия выступает основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей. Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. В основном эта субкультура существует в политически зрелых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи, не отягощенной практикой старого политического режима. Возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах. Особенности политической культуры России Особенности политической культуры в современной России: - слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие; - предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность политических принципов; - подданническое отношение к любому центру реальной власти; - заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам; - низкая компетентность в управлении делами общества и государства; - правовой нигилизм; - неразвитость гражданских позиций. В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических факторов на ее развитие. К таким чертам относятся: 1. Подданнический тип политических ориентации обычно характеризуется общепринятой приверженностью всего населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплинированность, наличие социальных гарантий, равенство. В России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие двух социокультурных потоков, ориентирующиеся на различные системы ценностей. 2. Разобщенность и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции. 3. Доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено концентрацией политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего средневековья. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин. 4. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества всегда приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходилось лишь выполнять предписания правящего класса. Вывод: подданническая политическая культура сформировала устойчивые образцы политического поведения, которые сохраняют свою актуальность в современных условиях, несмотря на революционные потрясения XX века.

Вопрос

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называетсяполитической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обеспечивать стабильность общества и политической системы.

Политическая социализация — процесс включения личности в политику.

Существует несколько трактовок процесса социализации. Их можно свести к следующим двум.

Индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические побуждения и инстинкты, с которыми он рождается. Социализация состоит в обуздании этих разрушительных для общества побуждений. Контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. По сути, это деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. При этом разрушается эгоизм отдельной личности.

Социализация означает включение индивида в социальную систему через обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения. По сути, это конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок на социальные отношения. При этом конструируется коллективизм.

Различают две фазы этой политической социализации:

  • первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;
  • вторая- в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. При этом понятие «политической социализации» шире, чем понятия «политическое воспитание» или «политическое просвещение», так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

Критерии политического развития личности:

  • Наличие системы политических ценностей, норм
  • Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
  • Степень активности в политической жизни
  • Уважение к другим взглядам и позициям
  • Общий уровень политической культуры
  • Способность включить других в политическую деятельность
  • Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике
  • Стабильность политических мотивов

С точки зрения уровней политической активности, различают личность:

  • гражданина с ничтожно малым политическим влиянием и активностью, отсутствием устойчивого интереса к политике вплоть до аполитичности. Согласно этой характеристике личность предстает почти исключительно как объект политики. По отношению к этому типу вполне применим афоризм: «Если Вы не занимаетесь политикой, политика все равно занимается Вами»;
  • гражданина- члена общественной организации или участника общественного движения, который опосредованно, т.е. через эту организацию, включен в политическую жизнь;
  • гражданина- члена сугубо политической организации (партии, политического союза и т.д.), который добровольно, по своей собственной воле, целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста;
  • общественно-политического деятеля из числа крупных писателей, деятелей науки и культуры, которые благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее оппонентов или приверженцев;
  • профессионального политика, для которого эта сфера выступает как источник «хлеба насущного», т.е. является основным (если не единственным) видом деятельности. Такого рода личность не мыслит себя вне политики;
  • политического руководителявысшей инстанции, т.е. организационного, идейного, формального (или неформального) лидера.

Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государство определяет важные параметры политической культуры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепляет национальные политические символы; и т. д.

Большинство из названных агентов выполняют свою функцию на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.

Наши рекомендации