Понятие политического сознания, его структура и функции.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Функции: регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и эмпирический.

1.Теоретический уровень политического сознания - это самая высокая ступень познания политической действительности.На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.
2.Эмпирический (по-гречески "опыт") уровень политического сознания - это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.
3. Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

45)Основные проблемы образовательной политики Республики Казахстан

Для высокоразвитого, информационного типа общества, каким стремится быть современный Казахстан, характерны повсеместное внедрение новых информационных и наукоемких технологий, развитие и рост индустрии знания.

Известно, что к основным принципам образовательной политики Республики Казахстан относятся: равенство всех граждан в процессе получения образования; доступность образования; светский характер образования; стимулирование образованности и разнообразие организаций образования; демократический характер управления образованием; гуманистический и развивающий характер образования; интеграция образования, науки и про­изводства; профессиональная ориентация образования; информатизация образования.

Важным направлением образовательной политики является обеспечение доступности образования. С этой целью государство усиливает требования к обеспечению единства требований к экзаменационным мате­риалам и критериям оценки знаний абитуриентов – через введение Единого национального тестирования (ЕНТ); предоставление равных возможностей в доступе к высшему профессиональному образованию для всех слоев на­селения; осуществление отбора наиболее подготовленной молодежи для дальнейшего обучения. Введение системы государственного кредитования, грантов, стипендий направлено на поддержание доступности образования для молодежи.Государственные общеобязательные стандарты образования, основанные на предметном подходе, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. 70% будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельной жизни.

Из-за недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда.

Из более чем 120 тысяч детей с ограниченными возможностями только треть охвачена специальным образованием в коррекционных организациях. Нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений нуждаются в совершенствовании и обновлении.

Наши рекомендации