ВОПРОС 1: Политика как общественное явление

Происхождение политики. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. "Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 годаДж. Мэдисон (1751 " 1836), - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов массово-продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала примитивность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей определялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от "целого" (рода, племени). Сами эти общества еще не вычленились из природы, существовали, приспосабливаясь и используя ее возможности (пища, естественные жилища и т. д.). Взаимодействия внутри подобных образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, укоренившимися традициями, обычаями и верованиями.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно-природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство "целого" над индивидуальным ослабевало по мере перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в 4 тысячелетии до н. э., по мнению американских социологовГ. иДж. Ленски,сложились политические структуры, отражавшие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включали от двух до четырех социальных слоев, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты (лидеры, советники, аппарат принуждения).

Политика как общественное явление самостоятельной сферой стала в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (создание металлического плута), использование животных в качестве тягловой силы и т. д. позволили производить продуктов больше, чем их требовалось для удовлетворения повседневных потребностей. Появился прибавочный продукт, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Активные вложения собственности в производство способствовали развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Частная собственность обусловила появление принципиально важного момента в развитии социальной жизни - обособления отдельного человека, обретения им качеств автономной личности, не зависимой от власти "целого" (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену "естественному обществу".

С тех пор поведение автономной личности уже не определяется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимодействия вышли за границы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление автономной личности с необходимостью потребовало формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов. Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении.

С точки зрения политологии политика - это деятельность и отношения социальных субъектов по поводу власти над различными объектами общества и над самим обществом как целостным социальным организмом.

Содержание мира политики: (место и роль в жизни современных обществ)

1. Наука в той мере, в которой политика слита со знаниями, идеями и опирается на них.

2. Установки, интересы, цели различных соц. групп и политических институтов.

3. Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

4. Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления)

5. Деятельность по управлению.

6. Регулирование и согласование интересов различных групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешения конфликтов.

7. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти.

8. Объекты и субъекты политического взаимодействия (личность, группа, класс, масса, государство).

Структура политики и ее функции. Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика - это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т. д.). Кроме того, в качестве субъектов политики могут выступать социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельная личность (политический лидер, просто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями).

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТЫ

ВЛАСТЬ ПОЛИТИКИ

       
  ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru   ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru

ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ СОЗНАНИЕ

       
  ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru
    ВОПРОС 1: Политика как общественное явление - student2.ru
 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ОТНОШЕНИЯ КУЛЬТУРА

Элементы политики:

1. Политическая власть как возможность и способность навязывать свою волю.

2. Политические организации: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, общества, группы.

3. Политические отношения или формы взаимосвязи субъектов политики: отношения согласия, партнерства, конфликты, господства и подчинения.

4. Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

5. Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия.

6. Субъекты политики: индивиды, соц. группы, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Взаимоотношения субъектов: Субъекты политики вступают в политические отношения т. е. отношения, распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психологию. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться на основе следования системе представлений - политической идеологии.

Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. управлять и регулировать социальные процессы. Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, общественно-политические организации и движения, группы давления и т. д., которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ и т. д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы.

Политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т. д. политику. По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений являются вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного и т. д. сотрудничества, то речь идет о международной политике. Все это - разновидности политики.

Функции политики.Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

Зрелое гражданское общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере реализуются конкретные потребности с помощью органически присущих данной сфере методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а, по сути, подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов (принуждения, мифов, единомыслия) имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие или, наоборот, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).

ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

Наши рекомендации