Политика как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философАристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - этоцивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и"счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Если в политическом управлении небольшими городами-государстваминепосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородныхинтересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось наискусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политическиймыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527) определял политику как«совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти иполезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью,заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, атакже от текущих ситуаций.По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческойдеятельности содержание политики оказывалось все более размытым, посколькуцелеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалосьгосударственно организованной деятельностью, но проникало и в сферувзаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частныхинтересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920)заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает всевиды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютнойполитике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политикепрофсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городскойи сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец,даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем". В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлениемкаким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономическойполитике" или "политике в области образования", то это означает, чтопроблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания иконтроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формированиизадач развития и определении средств, которыми могут быть решеныпоставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смыслтермина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активногочеловеческого начала: способности сознательно ставить цели и определятьсредства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. Вданном случае политика отождествляется с понятием "стратегия". Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этогосложного явления; они, в частности, характеризуют функциональныевозможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений спомощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считатьисчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишьгосударственным управлением, поскольку часто негосударственные структурыимеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например,различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того,узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне полязрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостногопонимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важногосоциального института. Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит вжизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 -1836), - то не требовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор,пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободенпользоваться им, а в обществе существует "неравное распределениебогатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной раздорови конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельныхиндивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системыпризвана политика. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политикаслужит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповыхинтересов, реализация которых невозможна без власти государства. Сталобыть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечитьобщеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, чтоудовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты,снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов исоциального положения других слоев населения. Взаимодействия групп,общностей приобретают политический характер тогда, когда становитсяочевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательствагосударства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать какспособность государства, других социальных институтов (партий, группдавления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы,решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств наповедение индивида, групп, общества.



Наши рекомендации