Политика, как общественное явление.

Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».

Термин «политика» появился более двух с половиной тысячелетий назад и происходит от греческого слова «politike» — искусство управления государством.

Древнегреческий философ Аристотель понимал политику как форму общности людей — «общее дело», «общее благо». Платон рассматривал политику как «искусство жить вместе».

Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.

В реальной жизни политика всегда связана с групповыми интересами и потребностями людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и противоречия невозможно толь ко с помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.

М. Вебер одним из первых отметил: «политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти». Политика всегда связана с отношениями по поводу власти. Движения, партии, другие общественные институты называют политическими только тогда, когда они ведут борьбу за власть или оказание влияния на распределение власти, например, участвуют в выборах. Поэтому можно утверждать, что политика — это

отношения между большими социальными группами, классами, нациями, партиями, государствами по поводу установления, функционирования и распределения власти.

Понятие власть, как было указано выше, является ключевым для понимания политики (и это центральное понятие в политологии). Можно сказать, что политика — это деятельность по управлению обществом, мобилизации его на выполнение общезначимых целей. Политика вырабатывает систему политических норм и традиций, по которым живет общество. В этом смысле политика — это и определенный нормативный порядок, правовое регулирование совместной деятельности людей.

Существует точка зрения, что политическая деятельность не поддается научному анализу, поскольку «политика — искусство возможного». Действительно, в политике многое зависит от таланта и интуиции отдельных политиков-профессионалов. Занятие политикой требует особых черт характера, определенных природных данных. Однако признание политики лишь искусством заранее обрекает политических деятелей на дилетантизм.
3. Сущность, структура и функции политической власти.

Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.Необходимый компонент политич. власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Полит., госуд-ая жизнь постоянно колеблется между двумя противополож. полюсами: невмешательством гос-ва в обществ. жизнь и полным контролем над нею. Структура власти: субъект (гос-во, полит. институты, полит. лидеры, полит. элиты, полит. партии), объект (индивид, соц. группа, масса, соц. класс, народ), источник (авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна), ресурсы (материальные, социал., информационные, духовные, силовые, демографич.), функции (господство, рук-во, управление, организация контроль).Функции политической власти:— сохранение социальной целостности;— реализация потребностей и интересов социальных групп;— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга;— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.Разрыв и противопоставл. фун-й политич. власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему соц. отношений, привести общество к соц. кризису. Условием обеспеч. оптимальности в сочетании фун-й политич. власти служит некоторая степень автономии гос-ва от взаимод. в обществе интересов. Политич. власть достигается при условии, если интересы гос-ва преобладают в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих соц.групп.

4.Политический режим: понятие, сущность, критерии..

Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Долгое время политический режим не отделяли от формы правления и классифицировали их в зависимости от источника власти (либо один – монархия, либо небольшая группа – олигархия и др., либо большинство – демократия). В ХХ веке уже говорят о режиме. Режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

1) роль и функции главы государства в системе политического руководства;

2) порядок формирования представительных учреждений;

3) положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

4) правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

5) взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

6) роль органов подавления в государстве;

7) наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

Для определения политического режима необходимо сопоставить официальные правовые нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели – с реальной политикой, проводимой в государстве. И при этом больше внимания уделяют не документам и декларациям, а реальному механизму функционирования власти.

Большое влияние на режим оказывает форма правления. Но на практике часто встречается противоречие между ними. Например, Куба, КНДР, Ирак, являясь республиками по форме правления, с выборными органами власти, по политическому режиму – авторитарные и тоталитарные. А Швеция, Дания, Голландия – монархии по форме и образцы демократии по режиму.


5.Демократия: теория и практика.

Современный демократический режим.

Понятие "демократия" означает, как известно, "народовластие". При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

- признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

- периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством - избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

- принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

- демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

- реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов.

Плебисцитарная демократия в отличие от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии - представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения.

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм - от лат. pluralis - множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.)
6.Сущность, структура и функции политической системы общества.

Политическая система общества– это совокупность политических институтов и организаций, политической идеологии, нравственных и правовых норм, общественного мнения, политической культуры и других элементов, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Наши рекомендации