Вопрос 2 Политика как общественное явление и объект исследования

Политика-объект политологии.Она возникла в период когда первобытное сообщество из-за недостаткарескрсов переходит от потребительского хозяйства к производительному.Термин «политика» возник в Древней Греции от греческого polis (город-государство) и означал первоначально «искусство управления государством». Ввёл греческий философ Аристотель.

3 подхода к пониманию политики:

1. Политика – это сфера деятельности государства;

2. Второй из современных подходов связан с марксистской традицией. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали политику не столько как сферу деятельности государства, сколько как область взаимодействия между классами по поводу государственной власти.

3. связанный с веберианской традицией. Немецкий историк и социолог Макс Вебер понимал политику как область отношений между социальными группами по поводу власти. В веберианском подходе, в отличие от марксистского(партии, профсоюзы, сми)

Политике как общественному явлению присущи следующие признаки:

1. Политика всегда есть там, где действуют большие социальные группы (социально-профессиональные, этнические, религиозные, демографические, территориальные и т.д.), преследующие свои коренные, существенные, долговременные интересы.

2. Политика всегда есть там, где есть столкновение, конфликт, борьба социальных интересов, т.е. интересов больших социальных групп.

3. Политика всегда есть там, где действует противоположная тенденция – на интеграцию социальных интересов, на консолидацию существующих социальных групп.

4. Политика всегда есть там, где есть государственные и общественные органы, которые занимаются регулированием социальных отношений, т.е. отношений между большими социальными группами.

В свете сказанного политику можно определить следующим образом. Политика – это такая сфера социальной жизни людей, которая связана с деятельностью государственных и общественных органов по регулированию отношений между большими человеческими общностями в целях достижения определенных общественно значимых результатов.

Важной характеристикой политики является публичность. Это означает, что

1) все политические решения имеют универсальный характер в том смысле, что могут касаться регулирования всех сфер общественной жизни: хозяйственно-экономической, культурной, образовательной, религиозной, семейно-брачной и т.д.;

2) они являются общеобязательными для выполнения, даже если выглядят несправедливыми или неоптимальными в глазах своих адресатов. Их осуществление гарантируется институтами государственной власти, располагающими монопольным правом на применение средств организованного и легитимного принуждения.

Поэтому в окончательном виде политику можно определить следующим образом. Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Как сложное общественное явление, политика имеет внутреннюю структуру. В качестве ее важнейших элементов выделяют:

Политические отношения – это устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и с институтами власти.

Политическое сознание – это отражение в чувствах, эмоциях, убеждениях общества в целом, отдельных социальных групп или конкретных личностей явлений и процессов политической жизни.

Политическая система – это совокупность учреждений и институтов, осуществляющих в единстве и взаимодействии власть и управление обществом.

Внутренними элементами политической системы (и тем самым основными политическими институтами) являются:

— государство (единственный чисто политический по своей природе институт);

— политические партии (имеющие, в отличие от государства, двойственную природу – политическую и социальную одновременно);

— общественные движения и самодеятельные объединения, либо действующие в сфере политики, либо в том случае, когда их деятельность направлена в адрес государственных органов и тем самым приобретает политический характер.

Политику принято классифицировать по различным основаниям. В зависимости от основания классификации выделяют следующие виды политики:

— по направлениям: внутреннюю и внешнюю;

— по сферам жизни: экономическую, социальную, национальную, демографическую, культурную и т.д.;

— по масштабам: глобальную, международную, региональную;

— по ее носителям: государственную, партийную, военную и т.д.;

— по значимости для общества: прогрессивную и реакционную.

Субъектами (носителями) политики выступают конкретные личности и социальные группы, партии и политические движения, классы и нации, государства и народы.

Обычно выделяют первичные и вторичные субъекты политики.

Первичные субъекты – это большие социальные группы (профессиональные, региональные, демографические, этнические, конфессиональные и др.) как носители социально значимых интересов.

Под вторичными субъектами понимаются те структуры, которые в своей деятельности реализуют интересы и волю больших социальных групп (государственные органы, различные политические институты, политические элиты и лидеры).

Функции

1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества.

2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога.

3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом.

4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы.

5. Политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития.

6. Политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию.

Наши рекомендации