Основополагающие принципы организации ЭП

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

В настоящее время донесение информации до граждан носит, как правило, пассивный и нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением «информационного голода», вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема – оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в банке.

Из-за недоступности информации и незаинтересованности служащих госучреждения в предоставлении услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

Чтобы решить подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, путем самообслуживания граждан.

Однако ЭП начинается не с функционирования системы обмена информацией через Интернет, а с предоставления государством услуг через эту систему.

Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

Появление ЭП – это в определенной степени отклик на возникающие ожидания граждан в ответ на принятые властями обязательства.

«Электронное правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным.

По сути, создание ЭП – это способ приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного фактора. Обезличенное общение чиновника и гражданина, поставленное при этом на контроль и позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества.

Итак, основные доступные в «он-лайновом» режиме государственные услуги для граждан:

§ § Оплата различных платежей по квитанциям при наличии механизмов персонификации;

§ § Подоходные налоги: декларация, извещение о проверке;

§ § Услуги по поиску работы агентствами занятости;

§ § Пособия по социальному обеспечению (по безработице, на детей, медицинские расходы (возмещение или прямые расчеты), студенческие гранты);

§ § Личная документация (оформление паспорта и водительских прав);

§ § Регистрация транспортного средства (нового или подержанного);

§ § Заявление на разрешение строительства;

§ § Заявление в полицию (например, в случае кражи или угона машины);

§ § Общественные библиотеки (наличие каталогов, инструменты поиска);

§ § Свидетельства (о рождении и регистрации брака): запрос и доставка;

§ § Поступление в высшие учебные заведения / университеты;

§ § Объявление о переезде (изменения адреса);

§ § Услуги, связанные со здравоохранением (интерактивные консультации по наличию услуг в различных лечебных учреждениях; запись на прием).

Государственные услуги в режиме «он-лайн» для предприятий:

§ § Социальные взносы на работников;

§ § Корпоративные налоги: декларация, извещение;

§ § Регистрация новой компании;

§ § Подача данных в статистические бюро;

§ § Таможенная декларация;

§ § Разрешения от экологических служб (включая отчетность);

§ § Закупки для государственных нужд;

§ § Электронные торги;

§ § Конкурсы на получение тендерных заказов.

4. Основные понятия, используемые в Государственной программе формирования «электронного правительства» в Республике Казахстан на 2005-2007 годы:: е-правительство, е-услуга, государственная услуга, ИКТ, е-банкинг, информационное неравенство, поставщики е-услуг.

«Необходимо дальнейшее углубление административных реформ. Надо завершить трансформацию прежде архаичного и неповоротливого государственного механизма в современный, способный управлять динамичными общественно-политическими процессами на базе лучшего мирового опыта и в интересах наших граждан».

Из Послания Президента РК народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации.

Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года N 1471

Паспорт Программы

Наименование Программы: Государственная программа формирования "электронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007 годы

Основание для разработки:Послание Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации"

Разработчик: Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи

Цель: Обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий

Задачи: Создание нормативной правовой и методологической базы, позволяющей государству, гражданам и организациям функционировать в условиях информационного общества;

формирование и развитие электронных услуг государственных органов;

обеспечение доступа к услугам "электронного правительства", организация работ по ликвидации информационного неравенства и повышению уровня образования в сфере информационно-коммуникационных технологий;

формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства и оптимизация информационной инфраструктуры государственных органов;

обеспечение защиты информационной инфраструктуры "электронного правительства"

Сроки реализации: 2005-2007 годы

В Программе используются следующие понятия и сокращения:

е-услуга - услуга, осуществляемая средствами
информационно-коммуникационных технологий;

е-правительство - механизм функционирования государственных
органов, максимально ориентированный на
предоставление услуг гражданам и
организациям путем широкого применения
информационно-коммуникационных технологий;

государственная - услуга, оказываемая государственными
услуга органами гражданам и организациям и
направленная на исполнение
административных процедур в соответствии
с действующим законодательством Республики
Казахстан;

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

е-банкинг - управление банковскими счетами с
организацией доступа через Интернет;

информационное - неравные возможности в использовании ИКТ
неравенство различными социальными группами населения
ввиду различного уровня образования и
доступа к информации;

поставщики - государственные органы, организации и иные
е-услуг хозяйствующие субъекты, предоставляющие
услуги средствами ИКТ;

потребители - граждане, государственные органы,
е-услуг организации и иные хозяйствующие субъекты;

регламент - совокупность последовательных действий,
е-услуги направленных на осуществление
административных и иных процессов,
конечным результатом которых является
достижение функциональных целей
поставщиков е-услуг.

5. Нормативная правовая база создания е-правительства: закон РК «Об

электронном документе и электронной цифровой подписи», закон

РК « Об информатизации».

В ходе реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года N 573, в Казахстане сформирована база для создания е-правительства, включающая в себя нормативную правовую базу, состоящую из законов Республики Казахстан "Об информатизации", "Об электронном документе и электронной цифровой подписи", других подзаконных актов, и системообразующие информационные системы, а именно:
базы данных: "Физические лица", "Юридические лица", "Адресный регистр", "Регистр недвижимости";
информационные системы электронного документооборота, электронных архивов;
веб-портал Правительства;
ведомственные информационные системы с элементами е-правительства (интегрированная налоговая информационная система, реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения, таможенная автоматизированная информационная система, информационная система Государственного центра по выплате пенсий и другие).
Мероприятия, реализация которых предусмотрена Государственной программой формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан в 2005 году с соответствующим объемом финансирования, будут осуществлены в рамках настоящей Программы, так как их основной целью является создание компонентов инфраструктуры, составляющей основу е-правительства.

6. Системообразующие информационные системы (базы данных:

«физические лица», «юридические лица», «Адресный регистр»,

«Регистр недвижимости»; информационные системы электронного

документооборота, электронных архивов; веб-портал правительства;

ведомственные информационные системы с элементами

е – правительства,

интегрированная налоговая информационная система, реестр

налогоплательщиков и объектов налогообложения и.т.д).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Государственной программе формирования
"электронного правительства"
в Республике Казахстан на 2005-2007 годы,
утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан
от 10 ноября 2004 года N 1471

ПЕРЕЧЕНЬ
базовых услуг е-правительства в соответствии с основными
сферами жизнедеятельности граждан и функционирования организаций

Наши рекомендации