Коллективное творческое дело как самостоятельная форма воспитательной работы. Технология КТД: принципы, основополагающие идеи. Этапы организации и осуществления технологии КТД

Коллективное творческое воспитание – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в подготовке, реализации и анализе результатов общих творческих дел, совместная деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на гуманизацию отношений.

Основополагающие идеи КТД:

1.Коллективная организация деятельности - это такой способ его осуществления, при котором все члены коллектива совместно осуществляют планирование, подготовку, реализацию и обсуждение (анализ) совместных дел

2.Коллективное творчество – предполагает организацию и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией. Чаще всего, это так называемое субъективное творчество – изобретение, открытие нового именно для этих ребят, именно для этого коллектива.

3.Коллективное целеполагание. Совместная выработка, осмысление ребятами и взрослыми идеалов своей коллективной деятельности, а также выбор исходя из этих целей предстоящих общих дел. Коллективное целеполагание имеет как бы два уровня: «верхний» - разработка общих долговременных целей, «нижний» - выбор конкретных дел. Именно на «верхнем» уровне велика роль ребят-лидеров, а также взрослых, их личных убеждений, идеалов и устремлений.

4.Организация ситуаций-образцов. Это ограниченный во времени (от нескольких часов до месяца) отрезок жизни коллектива, в котором ребята и взрослые живут интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами творчества и гуманизма. Ситуации-образцы позволяют воспитателям и воспитанника в будничной работе коллектива опираться на конкретные, вынесенные из своего жизненного опыта эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения.

5.Эмоциональное насыщение жизни коллектива. В коллективном творческом деле есть набор средств, специально направленных на увеличение эмоционального напряжения, возбуждение чувств единения, доверия, душевного подъема. Эти средства можно объединить в две группы – символы и обряды. Символы – значок и эмблема, форма, девизы, речевки и символические жесты. Обряды теснее чем символы, связаны с эмоциональной жизнью коллектива.

6.Общественная направленность деятельности коллектива учащихся.Является традиционной формулой коллективного творческого воспитания как деятельности на пользу и радость людям.

В коллективном творческом воспитании есть «ядро» - совместная деятельность детей и взрослых; воспитателей и воспитанников; коллективная организация этой деятельности; коллективное творчество; направленность дел на пользу и радость людям.

Коллективное творческое дело может быть самостоятельной формой воспитательной работы. Итак, дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Три подтипа дел:

1) Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Напр., посадка деревьев, концерт для родителей и т.д.

2) Творческие дела, отличающиеся организаторским творчеством какой- либо части коллектива (творческой или инициативной группой) которая задумывает, планирует и организует их проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников.

3) Коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают все участники коллектива.

КТД как особый тип формы воспитательной работы разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».

Из всех типов воспитательной работы, существовавших ранее и существующих ныне, КТД обладают наибольшими объективными возможностями, так как они:

1) Предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.)

2) Обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

3) Способствует укреплению коллектива, его структуры. Содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;

4) Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности (КТД).

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.). В технологии коллективного творческого воспитания совместные действия педагогов и воспитанников реализуются в таких мероприятиях, как разведка дел, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного и др. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в главе "Технология конструирования педагогического процесса".

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на завершающем этапе строгое распределение ролей (кто за что отвечает, что делает каждый); определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Окончание так же, как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Пятая стадия в проведении КТД - коллективное подведение итогов. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор -."огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.

КТД не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.

Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на них как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть три-четыре раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.

Наши рекомендации