А) Социальные порядки, устанавливающие санкции
Поведение одного человека может – хотя и не обязательно – соотноситься с другими людьми, т.е. один человек может вести себя определенным образом по отношению к другому; однако он может вести себя определенным образом не только по отношению к людям, но также и по отношению к животным, растениям и неодушевленным предметам. Отношения между поведением (действиями) одного человека и другими людьми могут быть непосредственными или же опосредованными. Убийство есть действие убийцы по отношению к тому, кого он убивает, Это непосредственное отношение между двумя людьми. Тот, кто повреждает ценную вещь, действует непосредственно по отношению к самой вещи и опосредованно по отношению к заинтересованным лицам, в особенности к ее владельцу или владельцам. Нормативный порядок, регулирующий человеческое поведение, непосредственно или опосредованно касающееся других людей, есть социальный порядок. Мораль и право представляют собой такие социальные порядки. Предмет логики нормативный порядок, не имеющий социального характера. Ведь акты человеческого мышления, которые регулируются нормами этого порядка, не соотносятся с другими людьми; нельзя думать "по отношению" к другому человеку в том смысле, в каком можно действовать по отношению к другому. Действия одного человека по отношению к другим могут быть для них вредными или полезными. С психологически-социологической точки зрения функция всякого социального порядка заключается в том, чтобы добиться определенного поведения людей, подчиненных этому порядку: побудить их отказаться от некоторых действий, почему-либо считающихся вредными для общества, – т.е. для других людей, – и, напротив, совершать определенные действия, считающиеся полезными для общества. Эту мотивирующую функцию выполняют представления о нормах, предписывающих или запрещающих человеку определенные действия.
В зависимости от того, каким образом запрещается или предписывается определенное человеческое поведение, можно выделить различные типы социальных порядков (речь идет об идеальных, а не о среднестатистических типах). Социальный порядок может предписывать определенное поведение, не связывая с соблюдением или несоблюдением этого предписания каких бы то ни было последствий. Но он может также предписывать определенное поведение и одновременно связывать с этим поведением предоставление выгоды, т.е. вознаграждение, а с противоположным поведением связывать наступление невыгодных последствий, т.е. наказание (в самом широком смысле слова). Принцип, состоящий в том, что за определенное поведение человеку назначается награда или наказание, есть принцип воздаяния. Более общим по отношению к понятиям "награда" и "наказание" можно считать понятие "санкция". Однако обычно санкцией называют только наказание, т.е. зло, которое должно быть причинено как последствие известного поведения. Это зло выражается в лишении определенных благ: жизни, здоровья, свободы, чести, материальных ценностей. Что же касается награды, то ее не принято называть санкцией.
Наконец, социальный порядок может (и эта возможность реализуется в правопорядке) предписывать определенное поведение, связывая противоположное поведение с причинением вреда, а именно с лишением перечисленных выше благ, т.е. с наказанием в самом широком смысле слова. Таким образом, определенное поведение может считаться предписанным в рамках этого социального порядка (и юридически предписанным в случае правопорядка) лишь постольку, поскольку противоположное поведение обусловливает санкцию (в узком смысле). Если социальный порядок (например, правопорядок) предписывает определенное поведение, устанавливая в случае противоположного поведения санкцию в качестве должного, то это положение может быть описано в суждении "В случае определенного поведения должна наступить определенная санкция". Это подразумевает, что обусловливающее санкцию поведение запрещается, а противоположное – предписывается. "Должность" (Gesollt-Sein) санкции содержит в себе запрещенность обусловливающего ее поведения и приказанность (предписанность) противоположного. При этом следует иметь в виду, что "запрещенность" или "предписанность" определенного поведения означает "должность" не этого или противоположного ему поведения, но "должность" последствия этого поведения, т.е. санкции. Предписанное поведение не есть должное поведение, должное – это санкция. Предписанность поведения означает, что противоположное поведение есть условие "должности" санкции. Исполнение санкции предписано, т.е. составляет содержание правовой обязанности в том случае, если ее неисполнение обусловливает другую санкцию. Если же это так, санкция может считаться только уполномоченной, но не предписанной. Поскольку такой ряд обратных заключений не может быть бесконечным, то и последняя санкция в этом ряду может быть только уполномоченной, но не предписанной.
Отсюда следует, что в системе такого нормативного порядка некоторое поведение – в этом смысле – может быть запрещено и в то же время предписано, причем эту ситуацию можно описать без логического противоречия. Суждения "А должно быть" и "А не должно быть" исключают друг друга; из двух норм, которые они описывают, действительной может быть только одна. Их невозможно соблюдать или применять одновременно. Однако суждения "Если есть А, то должно быть X" и "Если есть не-А, то должно быть X" не исключают друг друга; нормы, которые они описывают, могут быть действительными одновременно. При некотором правопорядке может быть такая ситуация (и, как мы увидим далее, подобные ситуации действительно бывают), когда определенное поведение и ему противоположное одновременно обусловливают санкции. Обе нормы, устанавливающие санкцию в качестве должного, могут быть действительными и фактически применяться одновременно, потому что они друг другу не противоречат, т.е. их можно описать без логического противоречия. Однако эти две нормы обнаруживают две противоположные политические тенденции, т.е. не логическое противоречие, но телеологический конфликт. Такая ситуация возможна, но с политической точки зрения она неудовлетворительна. Поэтому правопорядок, как правило, содержит положения, согласно которым одна из двух норм недействительна либо может быть объявлена недействительной.
Поскольку зло, функционирующее в качестве санкции, т.е. наказание в широком смысле, назначается против роли адресата, а в случае сопротивления с его стороны с применением физической силы, то санкция имеет характер акта принуждения, Нормативный порядок, предусматривающий акты принуждения в качестве санкций, т.е. как реакцию на определенное человеческое поведение, есть принудительный порядок. Но акты принуждения могут предусматриваться – и, как мы увидим далее, действительно предусматриваются правопорядком – не только в качестве санкций, т.е. реакции на определенное человеческое поведение, но также и в качестве реакции на социально нежелательные явления, которые не являются человеческим поведением и потому не могут считаться запрещенными.
С социологической и психологической точек зрения награда и наказание назначаются для того, чтобы стремление к награде и страх наказания стимулировали социально желательное поведение. Но такое поведение может быть вызвано и другими мотивами, нежели стремление получить установленную порядком награду или избежать предусмотренного наказания. По самой сути своей социальный порядок может предусматривать санкции независимо от того, какие мотивы вызывают в каждом конкретном случае обусловливающее санкцию поведение. Суть порядка выражается в суждении: "В случае определенного поведения (какими бы мотивами оно ни было вызвано) должна наступить санкция (в широком смысле, т.е. награда или наказание)". В самом деле, возможен порядок, связывающий награду лишь с таким поведением, которое не было вызвано стремлением к награде. Так, возможен моральный порядок, согласно которому честь подобает только тому, кто делает добро ради него самого, а не ради чести. Поскольку уже разбиралось понятие "действенности" нормы, то здесь следует отметить, что порядок, устанавливающий награду или наказание, "действе" в собственном смысле слова, лишь если поведение, обусловливающее санкцию (в широком смысле, т.е. награду или наказание), непосредственно вызывается стремлением к награде или страхом наказания. Однако порядок называют "действенным" и в том случае, если поведение подчиненных ему людей в общем и целом соответствует этому порядку, независимо от того, какими мотивами оно вызвано. Понятие действенности имеет в этом случае нормативный, а отнюдь не каузальный смысл.