Система органов государственной власти СССР по Конституции 1936 г.
Третий Московский процесс. «Правотроцкистский
Антисоветский блок».
В феврале-начале марта 1937 г. были арестованы Бухарин и Рыков. Начались смещения кадровых партийных работников, на чьи места назначались выдвиженцы времен первой пятилетки. В марте-апреле началось переизбрание местных и районных комитетов партии, в результате было обновлено до 20% руководящего состава. С мая по июнь 1937 г. началась чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства. Полностью оказались заменены штаты наркоматов. Подверглись репрессиям и революционеры-интернационалисты, сотрудники Коминтерна.
Со 2 по 13 марта 1938 г. состоялся третий Московский процесс — по делу о «Правотроцкистском антисоветском блоке». К суду были привлечены 21 человек, в том числе — Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, А.П. Розенгольц. В.Ф. Шафарович, Х.Г. Раковский, Г.Г. Ягода и др. Подсудимых обвиняли в убийстве Кирова, отравлении Куйбышева и Горького, заговоре против Сталине, саботаже в промышленности, шпионаже в пользу Германии и Японии и т.д. 18 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 3 — к тюремному заключению. 13 марта 1938 г. большинство осужденных, в том числе — Бухарин, Рыков и Ягода, были расстреляны.
XVIII съезд партии.
С 10 по 21 мая 1939 г. в Москве проходил XVIII съезд партии. Съезд утвердил новую, более «демократическую» редакцию Устава партии — условия приема и длительность кандидатского срока становились едиными для всех, без различия социального происхождения. Чистки 1933-1936 г. были осуждены. Сталин признал, что при их проведении было допущено много ошибок, но вину за это возложил на местные партийные органы. Новый Устав давал право на обжалование, и, возможно, на восстановление в партии исключенным.
Съезд ввел в состав Политбюро Жданова и Хрущева.
СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА в 1920-1930-е гг.
Особенности культуры этого периода.
Революция расколола интеллигенцию, — вопрос о возможности сотрудничества с большевиками и советской властью оставался актуальным и по окончании гражданской войны. Часть интеллигенции не приняла или «не поняла» революцию. Им суждено будет вскоре покинуть страну, добровольно или принудительно. Часть вполне искренне сотрудничала с большевиками из тех или иных соображений. До известного момента советское правительство было заинтересовано в таком сотрудничестве, всячески привлекая на свою сторону «старых специалистов». Наиболее революционно настроенная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой культуры (Пролеткульт, программа «Театральный Октябрь», РАПП, АХРР, РАМП и т.д.). Другая часть интеллигенции не покинула страну, но не разделяла взглядов большевиков.
Заметный отпечаток на начальный этап этого периода наложило осмысление революции. Оно проявлялось и в дискуссиях и диспутах на политические темы, и в монументальной революционной пропаганде, и в революционной героике произведений литературы и искусства.
Другой отличительной чертой периода стала идеологизация культуры и четко выраженный классовый подход, который несколько ослабился в годы НЭПа, а затем — еще больше усилился.
Образование.
Одной из главных задач начала 20-х гг. оставалась борьба с неграмотностью. Свыше 75 % населения оставалось неграмотным; 48 национальностей не имели своей письменности.
26 января 1919 г. Совнарком издал декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. В то же время на нужды Наркомпроса выделялось не более 3 % государственного бюджета.
В 1923 году создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (председатель — М.И. Калинин). В 1928 г. по инициативе комсомольцев начался всесоюзный культурный поход «Грамотный — обучи неграмотного».
Второй серьезной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась в сентябре 1918 г. с создания единой для всей страны трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась.
По данным на 1925 г. в 104 тысячах начальных и средних девятилетних школах РСФСР обучалось более 10 миллионов человек.
В 1930 году в СССР введено всеобщее начальное образование (в городах — обязательное семилетнее). В 1931 году постановлениями ЦК ВКП(б) в школе возвращались старые, дореволюционные методы обучения (уроки, предметы оценки). В школы было направлено 350 опытных партработников и 100 комсомольских работников для осуществления идеологического руководства. В 1932 году все эксперименты в области программ обучения были объявлены «левацким уклоном» и «скрытым троцкизмом». В школе вводится твердое расписание, дне циплина. С 1934 года восстановлено преподавание в школе всемирной истории русской истории, введены стабильные учебники по всем предметам. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 года вводилась начальная школа (с 1 по 4 классы), неполная средняя — с 1 по 7 классы, средняя — с 1 по 10 классы.
Нужды производства обостряли необходимость создания профессиональной школы. В 20-е гг. широко разворачивается сеть ФЗУ (фабрично-заводское ученичество), ШРМ (школы рабочей молодежи), ШКМ (школы крестьянской молодежи). К концу восстановительного периода в таких школах обучалось свыше 400 тысяч человек. В 1933-1937 гг. вводится обязательный минимум технических знаний для рабочих различных специальностей, создается система школ и курсов по профессиональному обучению при заводах и фабриках. Открываются новые технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.
Первые преобразования в области высшего образования были произведены еще в годы гражданской войны. В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в высшие учебные заведения, отменена плата за обучение. С 1919 г. во многих вузах начали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования (впоследствии ликвидированы).
В 20-е гг. началась работа по созданию письменности у народов, не имевших ее. К концу 30-х гг. свою письменность получили 46 народов.
Наука.
В 1925 г. Российская академия наук преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву. В 1929-1931 гг. в состав академиков впервые были избраны 10 ученых-коммунистов (И.М. Губкин, Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, А.В. Луначарский, С.Г. Струмилин и др.). В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (В АСХНИЛ, президент— Н.И. Вавилов).
Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица). физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.); ракетной техники. Незадолго до начала войны под руководством А.П. Александрова были созданы способы защиты кораблей от магнитных мин. Большие средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов боевой техники:
танков (Ж.Я. Котин, МИ. Комкин, А.А. Морозов);
самолетов (А.И. Туполев, СВ. Ильюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев);
артиллерийских орудий и минометов (В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров);
автоматического оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).
В середине 30-х гг. в регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второйполовине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
Литература и искусство.
В двадцатые годы началась реализация программы монументальной пропаганды. В список памятников в честь революционеров было внесено 69 имен. Первым был сооружен памятник А.Н. Радищеву в Петрограде (1918 г; скульптор — Л.В. Шервуд), в 1922 г. у фасада здания Московского университета открыты памятники А.И. Герцену и Н.П. Огареву (скульптор Н.А. Андреев). В то же время разрушаются памятники «в честь царей и их слуг», архитектурные памятники (Сухарева башня, храм Христа Спасителя, Чудов иВоскресенский монастыри Московского Кремля, Красные ворота и т.д.). Индустриализация конца 20-х — начала 30-х гг. способствовала развитию массового градостроительства. Результатом поисков новых выразительных средств стали Дом культуры им. Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), театр Красной Армии (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев). Памятниками 30-м годам стали здания Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, станции московского метрополитена, Крымский мост через Москву-реку, скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и т.д. В 1932 г. создан Союз архитекторов.
В двадцатые годы живопись переживала довольно бурный период исканий новых форм и изобразительных средств. Устраиваются выставки картин последователей «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и т.д. В 30-е гг. время творческих поисков в живописи прошло. Господствующим направлением стал социалистический реализм. В 1934 г. был создан республиканский Союз художников.
Литературная жизнь первых послевоенных десятилетий поражает обилием творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый и др.). Рядом с ними творили молодые представители левомодернистских течений и «внутренние эмигранты» (такие как М.А. Булгаков, Е.И. Замятин). Довольно быстро литературные споры между рапповцами и напостовцами, с одной стороны, и «попутчиками», с другой, приобрели политическую окраску. В 1925 г. было принято постановление о литературе, несколько умерившее активность «левых».
Постановлением от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. был создан Союз писателей.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР
В 1921-1939 гг.