Социально — экономические и политические предпосылки
Буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.
Говоря о предпосылках отмены крепостного права, часть историков обращает внимание на экономические процессы (углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему и втягивали Россию на путь капитализма; после Крымской войны в России сложилась революционная ситуация; показателем остроты кризиса были крестьянские выступления); другая часть историков считает, что в основном отмена крепостного права вызвана внешнеполитическими причинами (к сер. XIX в. феодализм еще мог развиваться поступательно, крестьянские бунты II пол. XIX в. — разрозненные и малочисленные — революцией не грозили; Россия — единственная страна в Европе, где сохранялось крепостное право — не могла соперничать с индустриальными державами, что особенно отчетливо показала Крымская война).
18 февраля 1855 г. после недолгой болезни скончался император Николай I. Престол занял Александр II[96].
По случаю коронации (26 августа 1856 г.) он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831 г., петрашевцам, приостановил на 3 года рекрутские наборы, списал недоимки.
Наступил период либерального правления, который некоторые историки даже называют «оттепелью» самодержавия. Проблемы, которые стояли перед Александром II оставались те же (уже ставшие традиционными для России — крестьянский вопрос, состояние суда и органов власти, просвещение и цензура, финансы). Крымская война показала также необходимость военной реформы.
Вначале, на стадии выработки проектов, реформатора нередко интересовали наиболее прогрессивные и законченные предложения.
Выработка проекта.
Предвидя, что отмена крепостного права будет встречена большинством консервативно настроенного дворянства в штыки, Александр II первоначально стремился решить вопрос «кулуарно», и в то же время до некоторой степени подготовить «общественное мнение». В речи, произнесенной перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856 г., Александр II публично заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само собою начнет отменяться снизу. Император имел довольно четкое представление о том, что говорит, поскольку в 1846 и 1848 гг. был председателем Секретных комитетов по крестьянскому делу.
3 января 1857 г. под его председательством был образован еще один Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако работа Секретного комитета шла вяло и нерезультативно. Единственный принцип будущей реформы, установленный в секретном комитете: дарование крестьянам личной свободы без выкупа.
Убедившись, что решить вопрос на уровне «секретных комитетов» невозможно, Александр II попытался инициировать дворянство само выработать программу преобразований.
20 ноября 1857 г. был дан рескрипт генерал-губернатору В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний комитетов и одной общей комиссии в Вильне для подготовки проектов «улучшения быта помещичьих крестьян» (в основу рескрипта легла программа, выработанная летом 1856 г. товарищем министра внутренних дел А.И. Левшиным, предусматривавшая предоставление крепостным крестьянам гражданских прав, но сохранение вотчинной власти помещиков; помещику оставлялось право собственности на всю землю в его имении; крестьянам должна была отводиться надельная земля, за которую они обязаны были нести в пользу помещиков регламентированные феодальные повинности).
5 декабря 1857 г. аналогичный рескрипт дан петербургскому генерал — губернатору П.Н. Игнатьеву, а 24 декабря 1857 года рескрипт был опубликован.
После этого 16 февраля 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.
В соответствии с данными рескриптами в губерниях начинают учреждаться комитеты. В течение 1858 г. они были созданы в 47 губерниях России. В ходе работы комитетов были выработаны проекты, которые отражали интересы помещиков различных регионов (Нечерноземье — быстрейшая ликвидация крепостнических отношений и получение максимального выкупа; черноземье — сохранение в руках помещиков максимального количества земли, но не полное обезземеливание крестьян; степная зона — помещики выступали за личное освобождение крестьян и предоставление им гражданских свобод, но, ввиду недостатка рабочих рук в степной зоне, предлагали сохранить барщину и вотчинную власть помещика на 10-12 лет).
4 декабря 1858 г. Главный комитет принял новую программу, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа и полное освобождение крестьян, выкупивших свои наделы.
Стремясь «подтолкнуть» дворянство к решению крестьянского вопроса «личным примером», Александр II 20 июня 1858 и 26 августа 1859 подписал указы, дававшие личную свободу удельным крестьянам.
4 марта 1859 при Главном комитете учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами и составления закона (председатель — Я.И. Ростовцев).
С этого момента борьба сосредоточилась на вопросах о способах выкупа и о размерах надела. Депутаты первого созыва настаивали на обязательности выкупа, но при условии уменьшения наделов и увеличения крестьянских повинностей; депутаты второго созыва пыталась возродить идею без земельного освобождения, исходя из положения о неприкосновенности прав частной собственности.
В результате победил принцип освобождения крестьян с землей, за которую должен вноситься выкуп.
В Комиссиях было определено также административное устройство крестьян на началах сословного самоуправления.
В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был, в основном, подготовлен.
10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу и проект поступил в Главный комитет по крестьянскому делу.
28 января 1861 г. проект поступил в последнюю инстанцию — Госсовет.