Особенности развития русской культуры в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. была временем мощного культурного подъема Развитие русской культуры этого периода определялось рядом факторов:

1) сближение России с Европой;

2) подъем национального самосознания, связанный с событиями 1812 года;

3) возникновение оппозиционных и революционных течений в русском обществе (декабризм).

Первая четверть XIX в. — это, с одной стороны, время политического протеста (декабристы) и, с другой, — время бурных религиозных и фило­софских исканий (тайные кружки, масонские общества).

Вторая четверть XIX в. — время осознания места России в мировом разви­тии, оформление различных идейных течений: либерального, славянофильства и западничества, социалистического (революционно — демократического).

Просвещение и система образования.

Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государст­венной политики. Его развитие определялось потребностями государства (создание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием).

Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены прин­ципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, пре­емственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре сту­пени учебных заведений:

1 — приходские училища для самых низких состояний (одноклассные; к 1812 г. их числилось 671);

2 — уездные училища для городского недворянского населения. (трех­классные; их было учреждено 210);

3 — гимназии для дворян и чиновников (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47);

4 — университеты, в уставах которых декларировалась возможность обучения в них всем сословиям, кроме крепостных крестьян.

Всего университетов было 6: Московский, Киевский, Харьковский, Дерпт­ский, Казанский, Петербургский. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университе­тов. Согласно уставу, Университеты имели четыре факультета: нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и медицинских наук (анатомия. врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). Получить высшее образование также было возможно в специальных учебных заведениях — Технологическом институте, Горном и Межевом институтах, Артиллерийской и Инженерной академиях. Во главе всей учебной сис­темы находилось Министерство народного просвещения (1803 г.).

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было об­разовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечи­тели. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять над­зор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра I; Петербургского — Н.Н. Новосильцев, Виленского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанско­го — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер.

При Николе I устав учебных заведений был пересмотрен. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, который должен был проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принци­пы просвещения.

19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты.

8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохраня­лось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сослов­ному составу обучающихся.

В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменивший на этом посту К.А. Ливена (1828-1833).

В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчи­нение непосредственно попечителю.

Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция.

26 июля 1835 г. принят новый университетский устав. Университеты по­теряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразд­нялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, деканов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных.

Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого уни­верситета; отменено преподавание государственного права и философии.

В 1850 г. министром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов.

Первые десятилетия XIX века характеризуются значительным развитием книгоиздательства и периодической печати. С начала XIX в. до 1850 г. коли­чество периодических изданий увеличилось с 44 до 56. Известными общест­венно — политическими и литературными журналами являлись: «Вестник Европы» (издатель Карамзин Н.М.), «Северный вестник» (издатель — Глин­ка Н.С.), «Телескоп» (издатель Надеждин Н.И.), «Московский телеграф» (из­датель Полевой Н.А.), «Отечественные записки» (издатель — Краевский А.А.), «Современник» (издатель Пушкин АС, затем Некрасов Н.А.).

Большую роль в распространении просвещения сыграло издательство А.Ф. Смирдина.

Развитие науки.

Существенных успехов достигла русская наука в математике, физике, химии медицине, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных наук.

Важнейшими научными центрами России являлись Академия наук и уни­верситеты, среди которых ведущее место занимал Московский университет.

Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н. Зинина, создание металлографии П.П. Аносовым, исследования в области практического применения электричества В.В. Петрова, Б.С. Якоби).

Выдающиеся ученые I-й половины XIX в. в различных областях знаний: математика: Лобачевский Н.И. — открытие неевклидовой геометрии: Бунявский В.Я.— открытия в области интегральной математики; Остро­градский М.В., Чебышев П.Л.;

физика: Петров В.В. — открытие формы перехода электрической энер­гии в тепловую, изобретение электрической дуги; Ленц Э.Х. — изобретение гальванометра; Якоби Б.С. — создание модели электродвигателя и первого телеграфного записывающего аппарата;

астрономия: Струве В.Я. — основание Пулковской обсерватории под Петербургом (1839);

медицина: Пирогов Н.И. — развитие отечественной хирургии, изобрете­ние наркоза; Бэр К.М. — открытия в области эмбриологии;

география, этнография: в начале века были организованы многочис­ленные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый, Тихий океаны, Дальний Восток, Среднюю Азию. Огромное значение имели экспедиции Лисянского Ю.Ф. и Ф.Крузенштерна (1803-1806 гг.), кругосветное плава­ние М.П.Лазарева и Д.Д.Беллинсгаузена (1819-1821 гг.), исследование южного полюса и открытие Антарктиды.

К концу века центром географических исследований становится Русское географическое общество (1845 г.).

Развитие гуманитарных наук, особенно исторической — характерная черта культурной жизни России I-й половины XIX в. Историческая наука приобрета­ет большое общественное и политическое значение: в изучении прошлого пы­тались найти ответы на злободневные вопросы настоящего. Появляются раз­личные научные школы и направления, возникают вспомогательные исторические дисциплины (археология, археография, палеография, нумизмати­ка, геральдика, генеалогия). Начинается широкая научная публикация источни­ков (летописей, актового материала, мемуаров и т.д.). Именно в первой полови­не XIX в. был опубликован основной корпус письменных источников по российской истории XI-XVI вв. «Колумбом русской истории» называли Н.М. Карамзина, создавшего 12-томную «Историю государства Российского». Вид­ными представителями дворянской историографии были профессора МП. Погодин («Исследования, замечания и лекции о русской истории») и Н.Г. Устрялов («Русская история», «Историческое обозрение царствования государя императора Николая I», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителем «скептической школы» в русской историографии был профессор Московского университета М.Т. Каченовский (школа требовала строгого критического отношения к источникам). На рубеж 40-60-х гг. прихо­дится становление историографии в России. Выдающимся представителем это­го направления был Соловьев СМ., создавший 29 —томную «Историю России с древнейших времен». Изучение всеобщей истории было представлено труда­ми профессоров Московского университета: медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О.М. Бодянского.

Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний играли научные общества: Математическое, Испытателей природы, Люби­телей Российской словесности и др. Крупное значение имели публичные лекции, читавшиеся ведущими профессорами университетов.

Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни частное собирательство предметов культуры и старины (коллекции Н.П.Румянцева, А.И.Мусина-Пушкина, Н.Б.Юсупова, А.С.Строганова, вошедшие впоследствии в Румянцевский и Русский музеи).

Литература.

Литература становится ведущей областью культуры. Происходит склады­вание современного литературного языка. Для литературы I половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: сентимента­лизм сменяется романтизмом, на смену последнему приходит реализм.

Русский сентиментализм представлен творчеством Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Русский романтизм утверждается в литературе в период Отечественной войны 1812 года. Ярким представителем этого направления являлся В.А. Жуковский. К этому направлению относится также творчество поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева (Марлинского). Романтизмом были проникнуты ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В 30-40-е годы в литературе утверждается реализм. Становление этого на- правления связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова. Внутри этого направления начинает оформ­ляться критический реализм, или «натуральная школа». С ней связано твор­чество Н.В. Гоголя («Шинель»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), А.Н. Островского. Утверждение «натуральной школы» связано с борьбой за подлинную народность в противовес «официальной народности».

Становление принципов реализма и народности происходило в изобра­зительном искусстве, театре, музыке.

Живопись.

Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств.

Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Видными представителями академической школы были Бруни А.Ф. («Медный змий»),

Брюллов К.П. («Итальянский полдень», «Последний день Помпеи», «Всадни­ца», «Автопортрет»).

Представителями внеакадемического направления являлись:

• А.Г. Венецианов, обратившийся к бытовому жанру; он создал серию картин, изображавших сельский быт («Гумно», «На пашне», «На жат­ве») в сентиментальном ключе;

• П.А. Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых высмеивал «темное царство» купечества, тупую спесь дворянства. Его называют «Гоголем в живописи». Самые знаменитые его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»;

• выдающиеся художники — портретисты О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. В работах Кипренского чувствуется влияние роман­тизма, он ищет в человеке возвышенное начало (портрет А.С. Пушкина). Для Тропинина характерны жанровые портреты, на­полненные светом и чувством («Кружевница», «Гитарист»).

• Значительное место в русской живописи занимает творчество Ивано­ва А.А., создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Основная идея этого полотна — убежденность художника в необхо­димости духовного и нравственного возрождения человечества.

Архитектура.

В архитектуре до 40-х гг. XIX в. прочные позиции занимал классицизм. Разновидностью классицизма являлся ампир (стиль в архитектуре, скульп­туре и декоративном искусстве I-й трети XIX в., завершающий развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, вопло­щавшие идеи государственного могущества и воинской славы), получив­ший распространение в I трети XIX в. Различают петербургский и москов­ский ампир. В этом стиле возводятся в основном здания общественного назначения. В центре внимания зодчих этого времени — создание архитек­турного ансамбля: формировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге и Театральная в Москве.

Представители классицизма в русской архитектуре:

в Петербурге — Воронихин А.Н. (Горный институт, Казанский собор), Захаров А.Д. (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), Росси К. (здание Се­ната и Синода, завершившие планировку Сенатской площади; Главный штаб с аркой, закончившей оформление Дворцовой площади; Михайлов­ский дворец, Александрийский театр). Сооружения, возведенные К. Росси, поражают сочетанием строгости с парадностью и легкостью;

в Москве — Бове О.И. (возводил целые ансамбли: торговые ряды на Кремлевской площади, здания Большого и Малого театров, здание Манежа (совместно с А.А. Бетанкуром)); Жилярди Д. (отстроил после пожара здание Московского университета на Моховой, дом Луниных).

40-50-е гг. — время упадка классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византий­скому стилю. Происходит смешение стилей (эклектика).

Создателем эклектического русско-византийского стиля был Тон К.А. (Большой дворец, Оружейная плата в Кремле, Храм Христа Спасителя). Эк­лектические формы классицизма в барокко нашли отражение в архитектуре А.А. Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская ко­лонна).

Театр и музыка.

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоя­тельные труппы: драматическая (Малый театр) и оперно-балетная (Боль­шой). В Петербурге в 1832 г. открылся Александрийский театр. В провинции широкое распространение получили крепостные театры. Подобно литературе, в 20-30-е гг. на сцене русского театра классицизм сменился ро­мантизмом (героико-трагедийным). Внимание актеров было сосредоточено, прежде всего, на внутренних переживаниях героев. Яркие образы именно в романтическом ключе были созданы актером Малого театра П.С. Мочаловым. Становление реализма в русской драматургии связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Особое значение для развития русской драматургии имел Малый театр, «создавший правду на русской сцене». В нем играл выдающийся актер М.С.Щепкин, основопо­ложник реалистической школы.

В музыке происходит смена идейно-эстетических направлений. Она ис­пытала влияние общего патриотического подъема в связи с войной 1812 го­да. Происходил интенсивный процесс внедрения в музыку народных мело­дий и русской национальной тематики. По-прежнему наиболее распространенными музыкальными жанрами являлись: камерные произве­дения (романсы А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева) и опера (К.А. Кавоса «Иван Сусанин», А.Н. Верстовского «Аскольдова могила»).

Возникновение подлинно национальной школы связано, прежде всего, с М.И. Глинкой, который в своих произведениях блистательно соединял бо­гатство народного мелоса и высочайшие достижения европейской музы­кальной культуры (опера «Жизнь за царя», опера «Руслан и Людмила», «Камаринская»).

В этот период начинает свою работу А.С. Даргомыжский, создавший новые жанры: народно — бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую оперу «Титулярный советник» и др.

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Наши рекомендации