Мотивация этического поведения и способы повышения этического уровня служащих государственного аппарата.
Сегодня повышению этического уровня государственных и муниципальных служащих повсеместно придается центральное значение. С целью создания целостной системы административной этики первостепенное внимание уделяется, во-первых, определению основ и принципов этики государственной и муниципальной службы; во-вторых, закреплению моральных стандартов и норм поведения в этических кодексах государственной и муниципальной службы; в-третьих, созданию системы поддержки их реализации (в том числе и прежде всего с помощью социально-психологических методов воздействия на работников государственного аппарата).
Отметим, что в большинстве западных стран административная этика в значительной мере развивалась под влиянием тех процессов, которые происходили в сфере морали в частном секторе, непосредственно связанном с предоставлением услуг широким слоям населения. Именно методы менеджмента, практика частного сектора как сферы оказания качественных услуг стали использоваться во многих странах в качестве модели государственного и муниципального управления.
Начиная с 1980-х гг., во многих западных странах в литературе по менеджменту произошел существенный сдвиг от идеализации рационального подхода к управлению к формам морально-символического характера. Ученые и практики управления обратили внимание на необходимость переориентировки с совершенствования организационных структур в условиях меняющегося мира на усиление этической (корпоративной) культуры организации как средства совершенствования организационной культуры, основанной на неформальных ценностях и нормах, вокруг которых организация может сплотиться.
С точки зрения сторонников такого подхода, культура, понимаемая в этическом ключе как система основополагающих разделяемых всеми ценностей, принципов и ритуалов может выполнять ряд ключевых функций в организации:
• этическая культура воспитывает у членов организации более осознанное ощущение причастности к ее деятельности;
• она играет немалую роль в развитии чувства связи с общностью, более широкой, чем индивидуальная культура;
• этическая культура обеспечивает стабильность организации как системы взаимосвязанных частей;
• этическая культура создает ключевые ориентиры поведения и этим ставит индивидуумов в определенные отношения с целым.
Опыт показывает, что там, где сильно влияние этической культуры, всегда достаточно высок уровень интегрированности организации, выше уровень отдачи одного из наиболее важных факторов любой организации – человеческого фактора.
Английский специалист по управлению, профессор Стерлингского университета Сэм Блэк привел пример одного английского издания о нравственном руководстве (с характерным подзаголовком "Чтобы выиграть, совсем не обязательно жульничать"), в котором были сформулированы пять взаимозависимых и взаимосвязанных между собой принципов "моральной силы" организации. По мнению ученого, они имеют принципиальное значение и для оценки нравственно-этической стороны деятельности государственных и муниципальных учреждений, государственной и муниципальной службы в целом (рис. 8.1).
Рассмотрим пять принципов моральной силы организации.
1. Цель. Основную цель нашей организации сообщает руководство. Наша организация руководствуется этическими ценностями, надеждами на улучшение и представлением о перспективе, которые помогают нам определить, какое поведение является приемлемым, а какое – неприемлемым.
2. Гордость. Мы испытываем чувства самоуважения и гордости за нашу организацию. Мы понимаем, что, испытывая чувство гордости, мы способны не поддаться искушению совершить аморальный поступок.
3. Терпеливость. Мы считаем, что соблюдение наших этических ценностей в конечном счете приведет нас к успеху. Они включают и необходимость правильного соотношения между стремлением добиться результатов и небезразличным отношением к тому, каким путем мы добьемся этих результатов.
4. Стойкость. Мы взяли на себя обязательство жить по своим этическим принципам. Мы связаны своими обязательствами. Мы будем следить за тем, чтобы наши действия соответствовали нашей цели.
5. Перспектива. Наши руководители и служащие позволяют себе остановиться и задуматься, оценить, на каком этапе мы находимся, к чему мы стремимся, и определить, каким способом мы этого добьемся.
Большинство специалистов считают, что в основе морали, равно как и профессиональной этики лежит забота о благе народа, об "общественных интересах". Сэм Блэк привел весьма удачное высказывание американского исследователя У. Липпмана о том, что люди, если бы они рационально мыслили, бескорыстно и великодушно поступали, сами на первое место поставили бы общественные интересы.
Одним из важных направлений повышения этического уровня аппарата государственной и муниципальной власти и его работников, по мнению специалистов, может стать проведение моральной диагностики служащих при их приеме на работу, как это делается, например, во многих частных компаниях, придающих первостепенное значение приобщению новых работников к ценностям организации. Цель такой диагностики – изучение работника для выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. В процессе моральной диагностики фиксируются такие качества работника, как:
• глубина знаний принципов и норм общей и административной этики;
• развитость нравственного сознания и нравственной воли;
• характер поведения при преодолении житейских и служебных трудностей;
• стиль поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях;
• устойчивость к соблазнам власти.