Формирование профессионально-этического уровня муниципальных служащих

Формирование и рост профессионально-этического уровня муниципального служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность муниципальных служб.

Пути повышения этики муниципальных служащих:

1) создать эффективный механизм подбора кадров для муниципальной службы, обеспечения должностного (служебного) роста муниципального служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2) повысить престиж муниципальной службы и авторитет муниципального служащего;

3) создать систему непрерывного профессионального образования муниципальных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров муниципальной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4) осуществить управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих;

5) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава муниципальной службы;

6) формировать на конкурсной основе кадровый резерв муниципальной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности муниципального служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Предлагаемый модельный этический кодекс муниципального служащего (Приложение Г) позволит повысить этические нормы поведения муниципальных служащих. В Кодекс вошли положения:

- из Модельного кодекса поведения для муниципальных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 г. (№R (2000) 10),

- из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения муниципальных служащих»,

- из Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации

В первую статью Этического кодекса включены основные нравственные принципы административной морали

Во второй статье Этического кодекса изложены требования к соблюдению общих нравственных принципов.

Таким образом, реформы муниципального сектора приводят к коренным переменам в муниципальном управлении, что вызывает возникновение новых этических проблем. Несмотря на то, что муниципальные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Муниципальные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами муниципального служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Принимая во внимание все вышесказанное даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на муниципальной службе:

1) разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на муниципальной службе;

2) поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в муниципальном секторе;

3) включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами муниципальной службы;

4) продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5) оценка влияния реформы муниципального управления на этичность поведения на муниципальной службе;

6) использование Принципов поддержания этики на муниципальной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, также призван:

1) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

2) не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня муниципального служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки муниципальных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.

Заключение

Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:

1) Этика берет свои начала со времен Аристотеля. основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

2) Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

3) Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Профессиональный этический кодекс муниципального служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц муниципальных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

4) Развитие социальной и профессиональной компетентности муниципальных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики муниципальной службы.

5) Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы муниципального сектора. Однако, важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы муниципальной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.

В ходе исследования было дано обоснование необходимости решения исследуемой проблемы, где главными условиями повышения этического уровня муниципальных служащих выступили:

1) повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей муниципальных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

2) усовершенствование системы подготовки и профессионального развития муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на муниципальной службе. В условиях рыночных отношений принципы профессиональной этики становятся определяющими.

На основании результатов исследования даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на муниципальной службе, которые включают следующее:

1) разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на муниципальной службе;

2) поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в муниципальном секторе;

3) включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами муниципальной службы;

4) продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5) оценка влияния реформы муниципального управления на этичность поведения на муниципальной службе;

6) использование Принципов поддержания этики на муниципальной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

В результате исследовательской работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

1) создать эффективный механизм подбора кадров для муниципальной службы, обеспечения должностного (служебного) роста муниципального служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2) повысить престиж муниципальной службы и авторитет муниципального служащего;

3) создать систему непрерывного профессионального образования муниципальных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров муниципальной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4) осуществлять управление развитием профессиональных качеств муниципальных служащих;

5) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава муниципальной службы;

6) формировать на конкурсной основе кадровый резерв муниципальной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности муниципального служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, решение проблемы повышения этического уровня муниципальных служащих, как одного из факторов повышения эффективности муниципальных служб заключается в следующем:

1) Муниципальному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессиональной этики муниципального служащего заключается в том, что он должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

2) В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятеятельности муниципального служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие муниципального управления.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала.Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на муниципальной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования муниципальной службы на благо общества

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики муниципальных служащих.

Перспектива дальнейших аналитических исследований предполагает более глубокую проработку проблемы развития этики муниципальных служащих, влияющих на эффективность осуществления ими профессиональной деятельности. Предметом исследования может стать влияние этики на эффективность профессиональной деятельности муниципального служащего.

Список литературы

1 Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280 с.

3 Анимица Е.Г. Трудная дорога к муниципальной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования муниципальной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194–197.

4 Борисов, Е.И. Прежде чем учить руководителей /Е.И. Борисов // Служба кадров. – 2007. – №1 – С. 51 – 54.

5 Букина, Н. Неформальный подход к обучению / Н. Букина // Служба кадров. – 2007. – №3 – С. 58–62.

6 Бердюгин, С. Новый обучающий проект / С. Бердюгин., Э. Макаров // Служба кадров. – 2006. – №3 С. 63 – 65.

7 Бабинцев, В.П. Региональная система развития кадров муниципальной и муниципальной службы/ В.П. Бабинцев // Образовательная политика. – 2006. – №4 С. 13 – 15.

8 Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./Р.Н. Ботавина – М., 2001 г. – 185 с.

9 Бакштановский В.И. Профессиональная этика // Ведомости. Вып. 14: Этос среднего класса / В.И. Бакштановский, Н.Н. Карнаухов. Тюмень: НИИПЭ, 2001 – С. 154.

10 Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов – М.: 2001

11 Губин, В.Д., Основы этики: Учебник./В.Д. Губин, Е.Н. Некрасовка – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

12 Глазунова, Н.И. Система муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 551 с.

13 Гренчикова, А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.

14 Гришковец, А.А. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации: учебный курс/А.А. Гришковец. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 464 с.

15 Демина, А.А. Муниципальная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты / А.А. Демина. – М.: Книгодел, 2004. – 560 с.

16 Дубинина, М.В. Этика в России и за рубежом // 2002 №4

17 Джордж Р.Т. Деловая этика. // Р.Т. Джордж Т. 1. С-Пб – М.: Институт «Экономическая школа», издательская группа «Прогресс», 2001. – С. 65–66.

18 Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. /А.П. Егоршин. – 3-е изд. – Нижний Новгород: Нимб, 2003. – 303 с.

19 Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу./ Е.С. Жариков. – М., 2002. – С. 150.

20 Зубец, О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов – М.: ИФРАН, 2003. С. 103–120

21 Игнатов, В.Г. Муниципальная кадровая политика и технологии ее реализации: учебное пособие к спецкурсу / В.Г. Игнатов, А.В. Слепцов. – Ростов-на-Дону.: Скагс. 2001. – 328 с.

22 Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – 2-е изд., доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 718 с.

23 Иванов, В.П. Реформирование муниципальной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. 2003. №5.

24 Иванов, В.Г. История этики средних веков/В.Г Иванов – М.: 2000 – 279 с

25 Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.

27 Канке В.А. Современная этика. Учебник для вузов/ В.А. Канке – М.: 2007 – 156 с

28 Курбатова, М.Б. Подготовка резерва на руководящие должности // М.Б. Курбатова. Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 63 – 65.

29 Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. / Б.Г. Капустин – М.: КДУ, 2004 – 110 с.

30 Литов С.С. Ценностные установки современных кадров муниципальной службы // Социальная политика и социология. – №4. – М.: 2006. – 26 с

31 Литов С.С. Муниципальная служба как социальный феномен // Модернизация России: социально-правовые аспекты. – М.: Курск, ООО «Учитель», 2005. – 56 с.

32 Магура, М.И. Обучение руководителей / М.М. Магура // Управление персоналом. – 2004. – №12 (98) – С. 53 – 62.

33 Немчиков, А.А. Муниципальная служба: справочное пособие / А.А. Немчиков, А.М. Володин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 384 с.

34 Оболонский, А.В. Муниципальная служба: учебное пособие / А.В. Оболонский, А.Г. Барабошев. – 2-е изд. – М.: дело, 2000. – 440 с.

Наши рекомендации