Понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и механизмы его урегулирования.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе следует рассматривать прежде всего как конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами должностного лица государственной и муниципальной власти, при котором его частные интересы (вытекающие из положения должностного лица как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на выполнение им его официальных обязанностей или функций.

Конфликты интересов обычно делятся на две категории:

а) денежные интересы, включающие действительную и потенциальную финансовую выгоду (например, должностное лицо или член его или ее семьи владеет собственностью, имеет акции или должность в компании, которая участвует в тендере на государственный контракт. При этом прибыль может состоять в повышении ценности собственности в результате принятого благоприятного решения или выбора определенного участника тендера на работу по государственному контракту);

б) неденежные интересы, не имеющие финансовой составляющей (например, городской плановик совета, имеющий ребенка, посещающего местное дошкольное учебное заведение, рассматривает на добровольных началах планы о каких бы то ни было расширениях этой школы. В этом случае он имеет личный интерес в утверждении соответствующих планов, что может повлиять на беспристрастную оценку заявления).

В научной литературе, практических рекомендациях по административной этике и служебному поведению должностных лиц выделяют следующие основные сферы конфликта интересов в системе государственной гражданской и муниципальной службы:

• конфликт интересов, связанный с коммерческой и предпринимательской деятельностью (проявляется в случае, если государственный гражданский или муниципальный служащий сам либо через доверенных лиц, а также лица, связанные интересами с государственным гражданским или муниципальным служащим, осуществляют коммерческую и предпринимательскую деятельность в сфере, находящейся в сфере регулирования, осуществляемой непосредственно государственным гражданским или муниципальным служащим либо органом, где он служит);

• конфликт интересов, связанный с управлением государственной и муниципальной собственностью (может проявляться в форме использования управляемой собственности или доходов от ее использования в личных интересах служащего либо в интересах связанных с ним лиц);

• конфликт интересов, связанный с приватизацией государственного и муниципального имущества (может проявиться при участии в процессе приватизации на стороне приобретателя приватизируемого государственного или муниципального имущества лиц, связанных с государственным гражданским или муниципальным служащим. Чаще всего его выражением является использование должностного положения для создания неравных условий для участников процесса приватизации);

• конфликт интересов при осуществлении тендеров, конкурсов, торгов, закупок (может проявиться при участии в указанных процедурах в качестве потенциальных подрядчиков лиц, связанных с государственным гражданским или муниципальным служащим);

• конфликт политических интересов (может проявиться при связи государственного гражданского или муниципального служащего с определенными политическими объединениями, включая членство в таких объединениях и их руководящих органах, или зарубежными государствами или организациями);

• конфликт интересов при поступлении на государственную и муниципальную службу и при продвижении по службе (может проявиться в предвзятом отношении к поступающему на государственную или муниципальную службу или продвигаемому по службе в силу личных связей или личной неприязни);

• конфликт интересов при оставлении государственной и муниципальной службы (может проявиться при переходе государственного гражданского или муниципального служащего на работу в организации, непосредственно зависевшие от решений, принимавшихся им в рамках своих должностных (служебных) обязанностей, или в организации, аффилированные с такими организациями).

К возможным негативным последствиям конфликта интересов принято относить:

1) нарушение конституционных прав граждан;

2) причинение ущерба престижу государства, государственной и муниципальной службы и конкретного государственного или муниципального органа;

3) причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды);

4) причинение имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате создания односторонних преимуществ, нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным услугам.

В связи с этим очень важно знание принятых в мировой практике стратегий, направленных на предотвращение возникающих конфликтов интересов и помогающих разрешить уже имеющиеся конфликты. В целом они представлены в виде трех связанных между собой управленческих процедур:

1) выявление потенциального конфликта интересов (определение ситуаций, способных породить потенциальные конфликты интересов);

2) предупреждение возникновения конфликта интересов (выяснение, заявляют ли сотрудники о конфликтах);

3) предотвращение негативных последствий конфликта интересов (решение, как погасить уже имеющиеся конфликты).

Именно поэтому при разработке этических кодексов государственных и муниципальных служащих важно не забывать, что их основное предназначение – создание такой обстановки в системе государственной и муниципальной власти, при которой государственные чиновники, политики и служащие муниципальных органов руководствовались бы в своих действиях общественными, а не частными ин тересами.

Кодексы поведения государственных и муниципальных должностных лиц (законы об общественной этике) обычно содержат:

1) нормы поведения, регулирующие положения о конфликте интересов;

2) план составления финансовой декларации для определенных категорий служащих, выборных должностных лиц;

3) план составления декларации для лоббистов и регулирование их деятельности;

4) процедуры предоставления консультативных заключений;

5) положения о принуждении и наказаниях;

6) сведения о юрисдикции Комиссии по этике или Комиссии по служебному поведению.

Основная составляющая всех этих норм – нацеленность на предотвращение конфликтов интересов и создание на этой основе действенного антикоррупционного механизма в системе государственной власти, государственной и муниципальной службы.

Наши рекомендации