Повышение этического уровня организации

Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы дело­вых отношений.

Для повышения уровня этичности поведения руководите­лей и рядовых сотрудников в настоящее время в организаци­ях проводятся следующие мероприятия.

Разрабатываются этические кодексы*,описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Они необходимы для описания це­лей организации, создания нормальной этичной атмосферы и оп­ределения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в це­лом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразде­лений с целью решения специфических этических проблем. Что­бы сделать этические кодексы более действенными, в организа­циях обычно принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объему этические кодексы весь­ма разнообразны — от кодекса на одну страницу «Формулировка деловой этики» корпорации Ехоп до «Этического стандарта» ком­пании Citycorp, объемом в 60 стр. Характерной чертой современ­ных этических кодексов является то, что разделы, содержащие ре­комендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными орга­нами; сотрудниками или акционерами организации; правительства­ми иностранных государств. Очевидно, что невозможно оха­рактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с кото­рой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встре­чающихся этических вопросов. Этические кодексы представ­ляют собой своеобразные «путеводители» к правильному по­ведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помо­гают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки.

* Пример этического кодекса организации приведен в Приложении 1. 54

В то же время, как показывает практика, этические ко­дексы порой содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения, и с их помощью трудно решить конкрет­ную этическую проблему.

Разрабатываются карты этики— набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Создаются комитеты по этике,обычно располагающие опре­деленным набором функций, к которым относят следующие: вне­сение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менед­жмента консультациями по этическим вопросам. Одни организа­ции создают постоянные комитеты по этике для оценки повсе­дневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Другие предпочита­ют приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции ее «социальной совести».

Проводятся социальные ревизиидля оценки и составления отчетов о реализации социальных программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Осуществляется обучение этичному поведениюруководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники зна­комятся с требованиями этики деловых отношений, что повы­шает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых ре­шений, укладывающихся в рамки этических требований.

Проводится этическая экспертиза,представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обес­покоенность высшего руководства, персонала или обществен­ности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложе­ний, направленных на улучшение морального климата и мо­ральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов).

Проводится этическое консультированиетогда, когда возни­кающие проблемы не могут быть решены силами самой органи­зации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральны­ми дилеммами, для чего приглашаются компетентные независи­мые специалисты по этике деловых отношений со стороны.

Несмотря на подтверждаемую практикой действенность указан­ных способов руководители и владельцы многих организаций спра­ведливо полагают, что попытки этической коррекции делового по­ведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой цен­ностей и взглядов трудно переучить. Более продуктивным, по мне­нию многих руководителей, является привлечение на работу выпус­кников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики деловых отношений.

Контрольные вопросы к главе 2

1. Что такое социальная ответственность организации?

2. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации.

3. Назовите преимущества и недостатки политики социаль­ной ответственности организации.

4. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?

5. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.

6. Какие меры необходимо принимать для повышения уровня этичности в деятельности организаций?

7. Что такое этические нормы в деятельности организации?

8. Назовите основные разделы правил этики организации.

9. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях?

10. Какие виды морали действуют в организациях нашей стра­ны в период становления рыночных отношений?

11. Какой вид морали предпочтителен для российских усло­вий деятельности организации?

12.Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?

13.Какова цель разработки и каково содержание этических кодексов организаций?

14.В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?

Практическое задание к главе 2

ТЕСТ «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»*

* Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 124 — 126.

** сс — совершенно согласен; с — согласен; не — не согласен; снс - со­вершенно не согласен.

Оцените утверждение и подсчитайте результаты.

I. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству

сс-с-нс-снс

2. Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом

сс-с-нс-снс

3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры

сс-с-нс-снс

4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства

сс-с-нс-снс

5. Нам всегда следует поступать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий

сс-с-нс-снс

6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее
время — ничего страшного в этом нет

сс-с-нс-снс

7. Иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников

сс-с-нс-снс

8. Я бы раскрыл «желательную» дату отгрузки заказов, чтобы заполучить этот заказ

сс-с-нс-снс

9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется организация

сс-с-нс-снс

10. Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства, которые мы применили

сс-с-нс-снс

11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики организации, я дам на это разрешение

сс-с-нс-снс

12. Без нарушения политики организации и существующих инструкций жить совершенно невозможно

сс-с-нс-снс

13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировалась «нехватка», а не «излишки»

сс-с-нс-снс

14. Использовать время от времени копировальную технику организации для личных или местных целей вполне приемлемо

сс-с-нс-снс

15. Унести домой то, что является собственностью организации (карандаши, бумага, ленты для пишущих машин и т. д.), — приемлемая дополнительная льгота

сс-с-нс-снс

16. Если есть возможность работать по совместительству в организации конкурента, то это частное дело работника и вполне приемлемо

сс-с-нс-снс

17. Заниматься посторонними или своими личными делами в помещении организации в рабочее время — допустимо, если это не вредит организации, не снижает ее доходы

сс-с-нс-снс

18. Предложить лицам, ответственным за закупки ваших товаров, выгодную работу, сделку — допустимо

сс-с-нс-снс

19. Принять подарки, деньги от другой организации вполне допустимо

сс-с-нс-снс

20. Клевета, ложь, пренебрежительное замечание о конкурентах допустимы, если они сделаны в интересах организации

сс-с-нс-снс

21. Принцип «взаимосвязи» или «ты мне — я тебе» вполне допустим и укрепляет отношения с партнерами

сс-с-нс-снс

22. Обманывать коллег, делать ложные заявления в целях организации допустимо

сс-с-нс-снс

23. Если нужно, то можно использовать мощь организации для запугивания или угроз по отношению к конкурентам с целью добиться своего

сс-с-нс-снс

24. Предъявить организации счет за несъеденные обеды, неизрасходованные бензин, неиспользованные авиабилеты допустимо и является маленькой добавкой к личному
доходу

сс-с-нс-снс

25. Угрозы по отношению к наемным работникам в целях решения задач организации допустимы

сс-с-нс-снс

26. Использование грубости и насилия по отношению к подчиненным в случае крайней необходимости допустимо

сс-с-нс-снс

27. Ношение оружия на территории организации с согласия администрации допустимо

сс-с-нс-снс

28. Сексуальные домогательства на территории организации не являются слишком грубым нарушением этических отношений

сс-с-нс-снс

29. Запугивание подчиненных в интересах повышения уровня дисциплины допустимо сс-с-нс-снс

30.Работать и не нарушать законодательство невозможно

сс-с-нс-снс

31. Дискриминация по признакам цвета кожи, религии, возраста, национальности, инвалидности, стажа работы может быть допустима с различными оговорками

сс-с-нс-снс

Ключ
Код оценки Баллы
сс
с
нс
снс

РЕЗУЛЬТАТ

Если вы набрали баллов в сумме:

10—20 — высокий этический уровень;

21—30 — приемлемый этический уровень;

31—48 — средний этический уровень;

49—61 — требуется моральное совершенствование;

62—79 — происходит быстрое соскальзывание в пропасть;

Свыше 80— охраняйте ценности от самого себя.

Наши рекомендации