Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности.
Лоббизм (от англ. lobby– кулуары) – в широком смысле слова – деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.
Говоря о сложившейся в современной России практике лоббистской деятельности (которую в европейских странах принято называть "этикой оказания влияния"), многие специалисты с тревогой констатируют, что у нас под лоббированием нередко понимается деятельность государственных и муниципальных служащих, что в большинстве стран считается недопустимым. Если посмотреть рейтинги лоббистов, которые публиковались некоторыми российскими газетами, говорил на открытых парламентских слушаниях по проблемам парламентской этики в декабре 2000 г. Директор правового отдела Фонда развития парламетаризма в России А. С. Автономов, то нетрудно обнаружить, что среди лоббистов зачастую значатся люди, реально принимающие решения. По справедливому замечанию ученого, это положение ненормально, если учесть, что в большинстве стран лоббирование означает не что иное, как деятельность негосударственных организаций, различного рода общественных и других некоммерческих организаций, которые отстаивают интересы определенных слоев населения.
Подобная ситуация в целом сохранялась и в последующие годы. В качестве подтверждения данного тезиса можно привести проведенное в июле-августе 2008 г. Комитетом по связям с органами государственной власти IABC/Russia и Независимым институтом изучения новой экономики (НИИПЭ) в сотрудничестве с Консалтинговой Группой "РИОтект" экспертное исследование на тему ""Лоббизм и GR в современной России". Экспертный опрос проводился среди ведущих специалистов в области связей с органами государственной власти крупнейших российских компаний и отраслевых объединений в нефтегазовой, табачной, транспортно-логистической, инвестиционно-банковской, страховой, телекоммуникационной, фармацевтической, авиационной и компьютерной отраслях. Большинство экспертов отмечали, что понимание лоббизма на Западе и в России, скорее, различно. Если на Западе лоббизм действует в строгих законодательных рамках, то в России он действует в условиях законодательного вакуума. На Западе лоббизмом занимаются специальные подразделения либо профессионалы, тогда как в России лоббистами являются первые лица компаний, сами чиновники, депутаты Государственной Думы. Лоббизм на Западе и в России воспринимается по-разному: если в России лоббизм чаще всего связывается с коррумпированной деятельностью власти, то на Западе воспринимается как вполне законная деятельность.
Сразу оговоримся, что относительно новое для общественно-политической жизни России понятие "лоббизм", возникшее в период становления западных демократий, имеет достаточно длительную историю. В середине XIX столетия, когда лоббизм впервые приобрел политическое звучание, термины "лобби", "лоббизм" трактовались преимущественно как "покупка голосов за деньги в коридорах конгресса", как система контор и агентств крупных монополий, созданных ими при законодательных органах, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. Лишь с середины XX в. лоббизм начал рассматриваться как более широкое явление, чем только давление на парламент, стал объектом более широкого научного интереса, посвященного процессам взаимодействия государства и гражданского общества. Его осмысление строилось на осознании существования в условиях демократии разнообразных групп интересов, выдвижении на первый план проблемы их представительства.
Всем известно, что в демократических государствах существуют два основных, дополняющих друг друга типа представительства интересов в политике (рис. 7.2). Первый из них известен как "система электорального представительства". В этом типе представительства каждый гражданин представляет свои интересы в индивидуальном порядке через участие в выборах. Второй тип – "система функционального представительства", не опосредованного выборами, основан на агрегации частных интересов в групповые и использовании прямых связей с органами власти.