Теории и алгоритм лоббистской деятельности

Основные подходы к лоббистской деятельности:

o Теория лоббистского плюрализма;

o Корпоративизма.

Плюрализм– это система представительства интересов, когда группы давления организуются спонтанно, они многочисленны, конкурируют между собой, организованы в некую иерархическую систему и не зависимо от государства определяют свой интерес и то, насколько далеко они могут идти в преследовании этого интереса.

Плюралистическая система:

- Плюрализм объективно способствует лоббизму, задает его рамки;

- Одна система всегда должна противостоять другой системе;

- Добиться результатов субъекты могут только в конкурентной борьбе;

- Лоббирование в плюралистическом обществе является основным типом представительства интересов.

Корпоративистская система:

· Существование ограниченного числа не соперничающих друг с другом систем с обязательным или полу обязательным членством;

· Обладание привилегированным статусом в отношениях с правительством, соучаствуют в определении государственной политики и ответственны за ее реализацию;

· Обязанность дисциплинированно следовать согласованным договоренностям.

Алгоритм лоббирования:

ü Определение цели лоббирования;

ü Определение целевых исполнителей;

ü Определение аудитории, которые могут повлиять на целевых исполнителей;

ü Определение методов воздействия на аудиторию и целевых исполнителей;

ü Разработка плана воздействия;

ü Осуществление задуманного.

Цели лоббирования:

♦ Увеличение или снижение налогов в отрасли;

♦ Влияние на структуру организации государственных служб;

♦ Влияние на решение государственных служб по конкретному вопросу;

♦ Борьба с конкурентами;

♦ Прямая реклама бренда;

♦ Борьба с коррупцией;

♦ Проведение новых законов и указов;

♦ Регулирование благоприятных рыночных тенденций;

♦ Влияние на тарифы;

♦ Влияние на образ жизни представителей власти;

♦ Выбивание инвестиций;

♦ Выбивание долгов;

♦ Отстаивание интересов отрасли;

♦ Снятие под заказ чиновников.

Предметы лоббирования:

· Ресурсы;

· Проблемы;

· Позиции.

Объекты лоббирования: «точки доступа» - любой элемент политической системы.

Классификация лоббирования:

1. Кто лоббирует? (субъекты)

· Отраслевой лоббизм;

· Общественно-политическое лобби;

· Региональный лоббизм;

· Экономический лоббизм;

· Иностранный лоббизм;

· Лобби государственных органов власти.

2. Где проходит лоббирование? (уровень)

· Исполнительный уровень власти;

· Законодательный.

3. Какими методами осуществляется лоббирование?

· Цивилизованный (легитимный);

· Теневой;

· Прямой;

· Косвенный.

Технологии лоббизма.

Технология лоббизма – это совокупность средств, форм, методов и процессов воздействия заинтересованных групп на органы власти, окружающую среду и друг на друга.

Прямые технологии:

· Участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в деятельности парламента, правительства, которое осуществляется в форме выступления на слушаниях;

· Участие в разработке законопроектов и других НПА;

· Оказание экспертных услуг;

· Манипулирование эксклюзивной информацией;

· Непосредственные контакты с депутатами и государственными служащими, которые строятся на дружеских отношениях и рационализме;

· Финансовые пожертвования;

· Представление в качестве платы за услугу высокооплачиваемой работы.

Кабинетное лоббирование:

þ Финансовые методы планирования: Прямые и Косвенные.

þ Нефинансовые:

- Интерес к услугам компании или продукту;

- Положительный PR субъекта, принимающего решение;

- Совместные интересы компании и чиновника;

- Знакомства компании;

- Руководитель компании лично как человек.

þ Метод пороков:

- Гордыня, тщеславие, гнев, обжорство, сладострастие, зависть, лень, уныние, осуждение, пьянство, самолюбие, жадность, стяжательство, ревность, злопамятство, ненависть, трусость, азартные игры, сквернословие, скрытые помыслы.

Косвенные технологии:

· Формирование положительного общественного мнения к лоббируемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ;

· Мобилизация членов группы на определенные действия: написать, позвонить…;

· Организовать митинги и демонстрации;

· Выразить недовольство действиями должностных лиц и заявлять и нежелании поддерживать их на очередных выборах;

· Провести политические забастовки и акции протеста.

Общественное лоббирование:

· Митинги и шествия: санкционированные и нескционированные;

· Письма.

Публичное лоббирование: схема «игры» с аудиториями (самая распространенная)

Теории и алгоритм лоббистской деятельности - student2.ru Теории и алгоритм лоббистской деятельности - student2.ru

Теория событий

· Плановые события;

· Целенаправленно созданные события для лоббистской компании;

· Присоединенные события – к известному событию, личности, предмету;

· Случайные события;

· Выдуманные.

Формы лоббистской деятельности в ГД РФ

· Проекты законов, составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;

· Поправки к законопроектам в форме замечаний и предложений;

· Проекты заявлений и постановлений;

· Запросы депутатов Председателю и членам правительства и т.д. (самая дешевая услуга лоббизма);

· Лоббистское назначение депутатского запроса, используется как прием пиара;

· Фракционный запрос;

· Парламентский запрос;

· Проведение парламентских слушаний;

· Создание депутатских объединений;

· Создание спец. комиссий;

· Доклады по конкретным вопросам;

· Выступление в профильных комитетах законодательного органа;

· Проведение пресс-конференций;

· Организация пропагандистских мероприятий.

К технологиям грамотного лоббирования относятся следующие типы:

· поиск внешних сторонников (заинтересованных в этом вопросе других компаний и организаций),

· сбор полезной информации,

· поиск внутренних сторонников (поиск сотрудников аппарата и депутатов, которые могли бы поддержать предложение лоббиста),

· Постоянно текущая информированность,

· участие в разработке документов

· оценка всего курса возможностей.

Эффективные способы легитимного лоббизма:

· Освещение проблемы в СМИ и информационных агентствах под нужным углом;

· Проведение социологических опросов и рейтингов;

· Принятие мер для того, чтобы кураторство над законопроектом было получено «удобному» комитету;

· Раскладывание по депутатским ящикам газет и журналов с «полезными» статьями, рейтингами, социологическими опросам;

Наши рекомендации