Проблема этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения.

В последнее время интерес к этике государственной и муниципальной службы отмечается во всех странах и регионах. Большинство специалистов сходится во мнении, что сегодня эта проблема остро встает как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем, ее острота и актуальность характерна для всех без исключения уровней управления – государственного, регионального, местного и международного. Это объясняется тем, что государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью разрешения сложных этических и моральных проблем. К ним, как уже отмечалось, относятся и проблема расходования государственных средств, и проблема перехода государственных служащих в частный сектор, и этические аспекты оказания влияния (проблема лоббирования), получения подарков и др.

Исходя из этого, во многих странах предпринимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных служащих таких качеств, как ответственность перед законом, честность, нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего – быть ориентированным на общественные интересы и ценности. Сложность проблем административной этики во многом объясняется теми новыми явлениями, которыми отмечен современный этап развития государственной и муниципальной службы. Как уже отмечалось, за последние 20 лет изменились

сами условия, в которых такая служба осуществляется. На первый план выступают новые ценности, в государственной и муниципальной службе изменяются приоритеты. Так, если раньше этика государственного управления рассматривалась преимущественно с сугубо практической точки зрения, предполагающей, что служащие должны заботиться в первую очередь об экономических результатах и действенности своих решений, то сегодня должностные лица играют все большую роль в формировании и проведении государственной политики. Поэтому помимо инструкций, с помощью которых регулируется их деятельность, они обязаны руководствоваться также собственным пониманием моральной ответственности и права на свободу действий.

13. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: основные принципы, нормы, качества.

Этика государственной службы как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения Кодекс -- от лат. codex -- единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений., предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии, ее этоса. Кодекс поведения включает основные принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственною служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, «слугой» которого он является, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.

Этические принципы выступают в качестве императивов и служат обычно основанием для более частных этических норм, предписывающих, какие конкретно поступки человек должен или не должен совершать. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов.

Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.

Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности. Они обнаруживаются в деятельности неформальных групп в структуре государственного аппарата, замыкающихся на свои, узко корпоративные цели и интересы, основывающих взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации. Тогда мы имеем дело с «корпоративной» этикой

Правовой аспект предусматривает необходимость скорейшего принятия недостающих нормативно-правовых актов, в том числе закона о коррупции, а также выработку организационных механизмов реализации этих актов (например, создание специальной службы налоговых расследований, регламентация процедуры отбора и назначения кандидатов на определенные должности, относящиеся к «зоне повышенного риска» в связи с коррупцией).

Организационный аспект включает централизацию мероприятий по борьбе с коррупцией и взяточничеством, организацию жесткого контроля (внутреннего и внешнего, со стороны государства и общества), определение «зон повышенного риска» нарушений этики государственной службы, обеспечение гласности, публичности ее деятельности, широкой и правдивой информации населения о фактах нарушений этики в государственной службе и реальных мерах по их устранению и предупреждению, придание показательного характера мерам исключения выявленных фактов, гласный отчет каждого чиновника о своих действиях.

14. Принцип нейтральности и принцип обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

Среди основных этических принципов государственной и муниципальной службы (таких как законность, социальная справедливость, гуманизм, лояльность и др.), которые были названы нами в предыдущих параграфах, принципам беспристрастности и обеспечения государственного интереса принадлежит особое место.

Прежде всего, государственный и муниципальный служащий, как мы уже отмечали, по роду своей деятельности должен обладать социальным чувством беспристрастности, позволяющим объективно и непредвзято решать важные для людей вопросы. Хотя этот принцип не имеет однозначного конституционного определения, предполагается, что чиновник должен сохранять строгую нейтральность при исполнении своих служебных обязанностей, действовать не в своих интересах и не иод чьим-либо давлением, а в интересах граждан и общества в целом. Этой установке государственные служащие должны строго следовать в ходе осуществления их деятельности. Она логически вытекает из осознания им своей общественной роли и своего особого социального статуса, места в системе властно-управленческих отношений.

Вместе с тем государственные и муниципальные служащие должны понимать, что люди как существа социальные, всегда будут исходить из представлений, что подлинная справедливость состоит в защите общественного интереса и что аппарат государственной и муниципальной власти, создаваемый для практической реализации целей общества, должен прежде всего гарантировать общее процветание и связанное с ним справедливое распределение благ. Только такой подход, предполагающий в качестве важнейшей исходной установки выявление и постоянное конструктивное разрешение нравственного конфликта между властью и гражданами, государством и гражданским обществом может стать, по мнению ученых и практиков, залогом успешности.

Именно поэтому в большинстве современных государств служение обществу и государству считается основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих и главным критерием их профессиональной пригодности. В кодексах административной этики многих стран недвусмысленно указывается, что служащий не должен и не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов и групп, заведомо действовать в интересах той или иной социальной группы или партии, если это противоречит интересам общества, наносит вред государству и обществу в целом.

Принцип беспристрастности и обеспечения государственного (общественного) интереса обусловливает ряд нравственных норм, которыми обязаны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности. Так, во многих странах государственным и муниципальным чиновникам в законодательном порядке запрещается заниматься предпринимательской и политической деятельностью, состоять в каких-либо партиях и т.д. Государственный и муниципальный служащий не должен своими действиями ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, ему запрещено использовать служебное положение в своих интересах.

15. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе: общие черты и национальные особенности.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения, при которой первые независимы от сформировавших их источников власти, и реальная полнота власти сосредоточивается в руках привилегированного слоя чиновников - бюрократов.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях.

Коррупция- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями.

Формы коррупции:

  • взяточничество (негативное социально-правовое явление в обществе, заключающееся в получении либо даче взятки лицу, состоящему на службе в органонах государственной власти или местного самоуправления);
  • фаворитизм (покровительство любимцам и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);
  • замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка;
  • протекционизм (создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников для удовлетворения корпоративных целей);
  • незаконный лоббизм (оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения определенного законопроекта);
  • незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов и т.д.

Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Опасность коррупции:

  • нарушает нормальную реализацию прав и свобод граждан, препятствует доступу к соответствующим правам
  • криминализирует население, которое опирается на противоправные формы взаимодействия с гос. служащими и криминализирует общественное сознание
  • препятствует эффективному использования материальных ресурсов для развития общества

По нашим исследованиям, 75 процентов общего валового объема взяток приходится на муниципальную власть или нижний уровень федеральных органов (налоговые инспекции, милиция, прокуратора и прочие). Затем следуют региональные, а после них — федеральные власти. Это не значит, что последние менее коррумпированы, подчеркиваю, я оперирую данными валового сбора взяток. Малый и средний бизнес гораздо чаще взаимодействует с нижним уровнем чиновников, и именно он попадет в наше поле зрения. Если говорить о ветвях власти, то львиная доля взяток (порядка 95 процентов) приходится на исполнительную власть. Остальные крохи распределяются между законодательной и судебной. Это специфика нашей политической системы. Кому дают взятки? Тому, кто решает вопросы, тому, кто что-то определяет. Поскольку в России разделение властей практически ликвидировано (судебная и законодательная власти подчинены исполнительной), потоки сосредотачиваются в последней.

Наши рекомендации