Цель и задачи лоббистской деятельности и ее отличие от GR-менеджмента.

Родиной лоббизма считаются монастыри. Именно в них в XVI веке словом «lobby» (коридор) обозначались места для прогулок. Затем это понятие вошло в обиход парламентских слушаний в английской палате общин, но его практическое применение не изменилось. Лишь в XIX веке понятие «лоббизма» обрело современный оттенок. Тогда лоббистами считались люди, которые успешно взаимодействовали с представителями конгресса, добиваясь либо отмены законопроекта, либо его принятия.

Данное значение лоббизма рассматривается и в современном энциклопедическом социологическом словаре. Так, лоббисты – профессиональные политики, которые способны оказывать влияние на законодателей с целью продвижения законопроекта, выгодного определенному кругу лиц. Очень часто они используют достаточно недобросовестные средства по достижению поставленной цели: шантаж, взяточничество и провокации. Например, в США при каждом законопроекте присутствует группа поверенных лиц, которые контролируют процесс его принятия. Деятельность лоббистов регулярно подкрепляется финансово. В столичных городах у них имеются собственные организации со своей командой чиновников в отставке и юристов, которые хорошо осведомлены в системе принятия политических решений и имеют необходимые контакты с управляющими органами. Основой их работы является отслеживание законопроектов, которые могут повредить профессиональным интересам их подопечных – управляющим крупных концернов, промышленных предприятий, финансовым корпорациям и аграрным союзам и т.п.[14]

Формирование института лоббизма возможно лишь при осуществлении двух условий: широкий спектр возможных инструментов по взаимодействию с властными структурами вследствие развитого политического плюрализма и поддержание разнообразия групп общественных интересов из-за непрерывной социальной дифференциации населения. Данные характеристики имеют место в демократических политических режимах.

Властные структуры не могут сразу удовлетворить требования всех общественных групп, поэтому возникает очередность в принятии решений, связанная с приоритетностью того или иного запроса. Это становится предпосылкой к стремлению различных групп общества переориентировать госструктуры в свою сторону для принятие более эффективных управленческих решений для себя.[15]

Поэтому лоббизм определяется как система целенаправленных действий по оказанию влияния на властные структуры в процессе рассмотрения и принятия политических решений, отстаивающих интересы той или иной группы общественности.

Давая определение понятию «лоббизм» также выделяются его общие характеристики:

• наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные, исполнительные органы власти и их должностные лица, работники аппарата органов власти и т.д.;

• в модели взаимодействия имеются собственные объекты и субъекты. Объекты имеют специализированный характер и ими выступают властные органы и их работники в лице депутатов и чиновников;

• в некоторых случаях лоббисты отстаивают интересы отдельных граждан или непроизводственных групп общественности. При этом достигаемые интересы могут различаться по своей общности. В данном случае важно проявить себя как профессионала, способного отстоять чьи угодно интересы;

• лоббисты являются посредниками между крупными промышленными предприятиями, коммерческими организациями, финансовыми компаниями и общественными движениями, политическими партиями, госорганами и отдельными гражданами.[16]

Помимо сложности явления лоббизма также выделяется его широкое значение. Это проявляется в его разнообразии и формах, а также в процессах конструирования принятия решений, которые различаются по своей схеме. Но при этом имеется несколько устойчивых правил формирования лоббистской деятельности.

Описание стадий осуществления лоббистских действий выглядит следующим образом:

1) определение ключевой цели лоббизма;

2) описание группы общественного интереса;

3) определение характеристик объекта лоббизма – адресата давления, а также субъекта процесса, который будет реализовывать заданные технологии;

4) выстраивание модели методов и форм текущих мероприятий по лоббизму;

5) построение схемы непосредственного лоббистского давления;

6) прогнозирование результата лоббизма – принятие или отклонение продвигаемой инициативы;

7) определение возможных последствий от окончательного результата проведенной лоббистской кампании.

Виды лоббизма варьируются в зависимости от сферы производства, чьи интересы представляются в госструктурах. Если критерием лоббизма избирается доминирующая в решении вопроса ветвь власти, то он делится на исполнительный, судебный и законодательный. Именно от этих властных структур зависит окончательное решение по судьбе продвигаемых интересов, поэтому они являются основной целью лоббистов.[17]

Российские практики утверждают, что основная масса лоббистских обращений обрабатывается в органах исполнительной власти. Данная тенденция проявилась из-за слабого влияния законодательной власти на решение кардинальных вопросов. На деле лоббирование реализуется в постановлениях Правительства и президентских указах, имеющих доминирующее значение в правовой системе страны и несущих прямое действие.

По уровню власти лоббизм классифицируется на местный (региональные органы власти) и федеральный (высшие госорганы).

Разделение видов лоббизма по группам, чьи интересы представляются в органах власти осуществляется по следующей схеме:

· ведомственный лоббизм – представление интересов государственных комитетов, ведомств и министерств, где происходит принятие решений по реализации интересов крупных отраслевых лоббистов. Например, депутаты от ведомств в Государственной Думе защищают интересы военной и аграрной промышленностей;

· лоббизм общественных групп: движений, организаций, партий, слоев, а именно, экологических движений, профсоюзов и предпринимательских обществ;

· региональный лоббизм – представление интересов производств регионального масштаба с целью получения определенных бюджетных и управленческих льгот;

· иностранный лоббизм – защита интересов зарубежных групп общественности для достижения конкретных целей по взаимовыгодному сотрудничеству других государств или народов с Россией.[18]

Предмет лоббистской деятельности определяется как интерес, служащий катализатором для запуска процесса лоббистского давления и проведения лоббистской кампании. Разновидности предметов лоббизма делятся следующим образом:

· проблема – в задачи лоббиста входит разрешение конкретных проблем отдельного предприятия, отрасли или организации за счет давления на госструктуры;

· позиция – лоббист отстаивает интересы конкретного производителя за обладание определенным высоким статусом на рынке;

· ресурс – лоббист отстаивает получение средств из государственного бюджета для реализации конкретных действий субъекта лоббистской деятельности.[19]

Преимущества лоббизма:

1) являясь инструментов влияние на принятие управленческих решений во властных структурах, лоббизм стимулирует госорганы к конкурентной борьбы, делая их более динамичными и гибкими в конкретных ситуациях;

2) лоббизм является гарантом развития гражданского общества, благодаря проявлению общественной инициативы к принятию или отклонению того или иного законопроекта, что оказывает влияние на политическую жизнь социума и позволяет гармонично развивать рыночные отношения;

3) лоббизм становится одной из форм политического плюрализма, который проявляется в отстаивании интересов общественного меньшинства;

4) обеспечивает свободу общественных негосударственных организаций: комитетов, ассоциаций и союзов;

5) выступает стимулом в реализации конкретных общественных интересов, которые имеют прямую реализацию в отстаивании своей позиции в виде конкретных операций по взаимодействию с госорганами;

6) служит инструментом расширения организационной и информационной базы рассматриваемых решений и привлекает внимание госструктур к громким социальным вопросам;

7) лоббизм – механизм диалога между исполнительной и представительной властями;

8) лоббизм – один из цивилизованных методов достижения компромисса, где принимаемые решения уравновешены и приводят в выгодному сотрудничеству.[20]

Недостатки лоббизма:

1) в случае представления иностранных интересов лоббизм может наносить ущерб национальным вопросам, трансформируясь в «непатриотический» метод;

2) при использовании незаконных рычагов давления на властные структуры (коррупция, шантаж, взятки) лоббизм становится теневой технологий принятия государственных решений, что подрывает доверие к властному аппарату;

3) иногда выступает в роли одного из факторов национализма, преступной монополизации, удовлетворяя лишь специальные интересы, а не государственные;

4) лоббизм может стать инструментом преобразования демократии во власть нескольких крупных групп общественности, отстаивающих только свои интересы;

5) лоббистские кампании становятся причиной социальной напряженности из-за популяризации интересов крупного бизнеса, который быстро завоевывает внимание общественности, часть которой негативно реагирует на продвижение экономических интересов малых групп;

6) лоббистские мероприятия выступает инструментом блокировки важных управленческих решений, способствующих удовлетворению общественных интересов, заменяя их интересами крупных бизнесменов и чиновников;

7) лоббизм нарушает гармоничное ведение государственной политики за счет постоянных требований выделений бюджетных средств бизнес-организациям в ущерб социальным проектам, имеющим влияние на большие слои населения, а иногда подобные операции ослабляют одну из ветвей власти, что ведет к политическим кризисам;

8) лоббизм также может стать и более простым средством для увеличения капиталов отдельных чиновников и элитных слоев населения. [21]

Большинством теоретиков лоббизма делается акцент на его негативном влиянии на политическую деятельность из-за засилья «теневых» технологий. Чаще всего это объясняется корнями происхождения лоббистской деятельности в США: уже в XIX веке некоторые члены Конгресса оказывали давление на политических лидеров для отклонения невыгодных для них проектов законов. Исследователь С.В. Боботов считает, что лоббизм представлен в виде политики «за ширмой», цель которой – отстаивание выгодных законопроектов для определенных групп, проявляемое в использовании всевозможных средств: взаимовыгодные услуги, психологические давление и взятки.

По опыту США известно, что лоббистская деятельность выделяется в отдельную профессию, специалисты которой имеют собственные фирмы по продаже своих услуг. При этом они имеют достаточно большой штат, состоящий из бывших чиновников и депутатов, а также юристов. Эти люди хорошо понимают механизм принятия законопроекта и знают, в какой момент можно изменить ход дел, возобновив свои старые связи в госорганах. Лоббисты контролируют поток законопроектов в Конгрессе и отслеживают те из них, которые могут нанести ущерб их клиентской базе.

Во многих странах мира, в том числе и в России, лоббизм чаще всего трактуется с негативной стороны.

Например, лоббизм часто является технологией реализации частных лиц, имеющих достаточные материальные, финансовые и организационные ресурсы для отстаивания своих интересов в органах властных структур с помощью лоббистских кампаний. Поэтому небезосновательно лоббизм характеризуется как «существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу».[22]

Другим негативным проявлением лоббизма является неправовое воздействие на органы государственной власти в принятии законопроектов. Данные действия совершаются с помощью манипуляции информацией о чиновниках и многочисленными взятками. Это разрушает компоненты демократии в политической системе страны и передает реальное управление государством в руки отдельных слоев населения. При это приоритетные политические решения отводятся на второй план, а на их место приходят проекты коррупционных чиновников, а план реализации государственной политики становится непоследовательным. Это ведет к регулярной смене национальных приоритетов, что не проходит незамеченным у населения страны.

Находясь на этапе модернизации, российское общество испытывает трудности в выстраивании гармоничной экономической политики. Очень часто политические и экономические интересы совпадают лишь у некоторых социальных групп, которые впоследствии образуют сферу влияния в лоббистской деятельности. Отстаивая интересы узких групп общественности, лоббизм приобретает неформальный характер, что приводит к образованию теневых технологий продвижения интересов бизнес-структур.[23]

Исходя из этого, первостепенной задачей создания законодательной базы регулирования лоббистской деятельности является устранение появления узконаправленных бизнес-групп и ориентация на выражение мнения всех групп общественности.

Несмотря на преобладание негативного подхода к лоббизму, имеется и более нейтральная точка зрения политологов на данное явление.

В этом случае лоббизм представлен как комплекс практических действии по представлению интересов различных социальных групп методами организованного давления на административный аппарат госструктур.

Д. Султанов поддерживает данную трактовку лоббизма, обрисовывая его с юридических позиций как многостороннее гражданское взаимодействие с лицами, профессионально занимающимися лоббистской деятельностью, с целью передачи своей точки зрения властным структурам для отстаиваняи выгодных для всех социальных групп законопроектов. В итоге все сводится к отстаиванию своих интересов среди чиновников и депутатов.

В более широком смысле рассматривает лоббизм М.В. Бятец. В его понимании лоббистская деятельность – комплекс методов по налаживанию диалога между различными группами интересов с аппаратом государственного управления для достижения общественно важных задач.[24]

М.Г. Анохина и В.П. Воротников видят лоббизм как инструмент воздействия различных социальных и организационных групп на госструктуры для достижения собственных выгод.

Однако такие подходы не предполагают, что лоббистская деятельность носит лишь отрицательное значение. При этом положительное влияние лоббизма на политические институту в России достаточно размыто и требует более четких оснований. Позитивные черты существования лоббизма проявляются в реализации плюралистических черт в политической жизни, что поддерживает существующую в стране модель демократии в обществе переходного типа.

Выделение лоббизма в отдельный институт предоставляет возможность включения больших социальных групп в политический процесс, что повышает его динамичность и причастность общества к решению государственных проблем. При правильной реализации лоббистских кампаний наблюдается усиление распределительных и управленческих функций властных структур. Очевидными примерами положительного влияния лоббизма на общество являются реальные результаты по установлению экономической, духовной и политической стабильности в масштабах страны. В кризисных ситуациях данное представление о лоббизме сужается до принятия решений, которые выгодны лишь узким социальным кругам.

Квалифицированный лоббизм осуществляется не только ассоциациями, но и подготовленными лоббистскими структурами.

На сегодняшний день в России уже формируется стабильный рынок лоббистских услуг, так как появляются предприятия, готовые выделять средства на представление своих интересов во властных структурах. Также выпускается все больше специалистов, готовых заниматься профессиональным лоббированием. Из-за этого появляются специализированные консалтинговые агентства, занимающиеся исключительно вопросами лоббизма. Нужно отметить, что масштабы этой деятельности растут крайне динамично.[25]

Большое количество организаций обращаются к лоббистской деятельности. Услуги лоббистов пользуются спросом как для организации крупных кампаний, так и для решения более мелких задач. Некоторым предприятиям выгоднее обратиться в консалтинговую фирму, нежели заниматься обустройством собственного GR-отдела. Образуется своеобразный субподряд в лоббистской сфере. Более того, такие компании чаще всего сохраняют конфиденциальность своих клиентов и позволяют не подвергать важные решения широкой огласке в СМИ.

Но у таких организаций имеются и свои недостатки. Чаще всего, работа лоббистских структура бывает непрозрачна. Иногда для осуществления своей деятельности они прибегают к теневым методам, что вредит клиенту, который заранее отказался от решения проблемы подобным путем. При этом риск утечки секретной информации растет, так как передача такой информации третьим лицам влечет за собой ущерб реализуемым бизнес-проектам.

Наши рекомендации