Последствия изменения размеров расходов и доходов бюджета

Как же повлияют на экономическую ситуацию увеличение налогов и увеличение правительственных расходов? Очевидно, что рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции, причем прирост этот равен величине государственных закупок, умноженной на размер мультипликатора. Налогообложение в свою очередь сокращает размер потребительских доходов и соответственно расходов. Так как мультипликатор равен 1 / (1- Предельная склонность к потреблению), то совокупный спрос при увеличении налогов уменьшится на размер, равный произведению предельной склонности к потреблению и суммы сокращения прибыли. Таким образом мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по размеру приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. То есть сбережения, чв является главным источником финансирования увеличения расходов правительства через механизм внутреннего государственного долга, пускаются в оборот и тем самым увеличивают совокупный спрос.

Прежде возникает вопрос: может ли рост государственного долга в определенный момент привести к банкротству государства? Иначе говоря, может нация обанкротиться подобно частных единиц - предприятий, находящихся в единоличной собственности, или корпораций, когда они не могут выполнять свои финансовые обязательства? Ответ однозначен: не может. Во-первых, государство имеет право облагать физических и юридических лиц. Повышение налогов позволяет государству получать дополнительные поступления для выплаты процентов и основной суммы долга. Поэтому частные единицы могут обанкротиться, а государство не может. Во-вторых, государство имеет право печатать деньги и расплачиваться ими за основную сумму долга и уплачивать проценты за долг. В-третьих, государство имеет право рефинансировать долг, то есть выпускать новые облигации и использовать выручку для выплат держателям облигаций, срок оплаты которых наступил [17, 422].

Дефицит бюджета и госдолг, безусловно, влияют на функционирование национальной экономики. Последствия этого воздействия делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные - это экономические последствия бюджетного дефицита, известные как проблема вытеснения. Долгосрочные - это экономические последствия государственного долга, известные как бремя долга.

Если правительство финансирует дефицит бюджета за счет выпуска ценных бумаг, то в национальной экономике растут процентные ставки. Они особенно повышаются тогда, когда сочетаются стимулирующая фискальная политика и сдерживающая монетарная политика. Финансирование бюджетного дефицита путем увеличения государственного долга расширяет спрос на деньги, тогда как центральный банк ограничивает их предложение. Рост процентных ставок уменьшит инвестиции в частном секторе и частично потребительские расходы. Поэтому за дефицитного финансирования государственного бюджета ослабляются воздействия стимулирующей фискальной политики на национальную экономику.

общем, если увеличение государственных расходов финансируется увеличением бюджетных дефицитов, то оно скорее всего будет происходить за счет вытеснения инвестиций в частном секторе.

Долгосрочные последствия государственного долга связаны

с его влиянием на экономический рост в длительном периоде, а следовательно и на уровень жизни будущих поколений. Увеличение государственного долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде вызывают вытеснения государственным долгом частного капитала. Рост процентных ставок ведет к тому, что люди накапливают обязательства правительства вместо частного капитала. Поэтому рост государственного долга уменьшает производственные мощности, которые будут использовать будущие поколения, а значит они будут ниже уровень дохода [17, 423].

Правительства нередко повышают налоги, чтобы получить средства для выплаты процентов и уплаты основной суммы государственного долга. Если с увеличением государственного долга растут и налоги, то объем национального производства уменьшится еще существеннее. Одновременно повышение налогов неблагоприятно влияет на стимулы к труду, инновациям и инвестирования. Поэтому наличие большого государственного долга замедляет экономический рост.

Однако есть важное обстоятельство, которое может смягчить бремя, перемещаемый на будущие поколения. Если государственные расходы осуществляются преимущественно в форме инвестиций (например, строительство объектов производственной инфраструктуры или инвестиции в человеческий капитал - развитие системы образования и переквалификации), то государственные инвестиции увеличивают будущий производственный потенциал экономики. Следовательно, производственные мощности, которые унаследуют следующие поколения, не уменьшатся, изменится лишь их структура: доля капитала государственных предприятий возрастет, а частного сократится.

Одним из условий развитию национальной экономики является динамика бремени долга - отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту (Д /ВВП). Эта динамика зависит, во-первых, от уровня реальной процентной ставки, которая определяет сумму процента, выплачиваемого за долг, и, во-вторых, от величины первичного дефицита бюджета.

Первичный дефицит бюджета - это разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг. Другими словами, этот дефицит равен разнице между суммой трансферов и государственных закупок товаров и услуг и представляет-т-ко-ными поступлениями в бюджет (выплаты по обслуживанию долга не учитывают). Если поступление в государственный бюджет превышают сумму трансферов и государственных закупок, то существует первичный излишек бюджета [17].

Если правительство прибегает к выпуску государственных ценных бумаг для финансирования первичного дефицита бюджета, то растут основная сумма государственного долга и коэффициент его обслуживания, т.е. в национальной экономике увеличивается бремя долга. Сумма процентов за государственный долг равен произведению государственного долга и реальной процентной ставки. Если в национальной экономике реальная процентная ставка превышает темпы роста реального ВВП, то весь прирост последнего идет на выплату процентов по обслуживанию государственного долга, то есть отношение (D /ВВП) растет.

Для снижения отношение (D /ВВП) необходимо, во-первых, чтобы темпы роста реального ВВП превышали величину реальной процентной ставки. Во-вторых, увеличение доли первичного бюджетного излишка должна быть постоянной. Итак, ускоренное развитие национальной экономики возможен лишь тогда, когда бремя долгу не растет.

Теперь поставим вопрос: как рост дефицита бюджета и государственной задолженности влияет на поведение потребителей? В аналитической экономии существует два подхода к анализу этого вопроса - традиционный и рикардивський.

Согласно традиционному подходу, снижение налогов, правительство финансировать увеличением заимствований и накоплением государственного долга, влиять на национальную экономику по многим направлениях. Снижение налогов сразу увеличит расходы потребителей, что скажется на развитии национальной экономики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Сторонники традиционного подхода считают, что в краткосрочном периоде рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в национальной экономике. Однако в долгосрочном периоде снижение национальных сбережений, обусловлено снижением налогов, означает уменьшение объемов накопленного капитала, ограничения экономического роста и снижения благосостояния страны.

Согласно рикардивським подходом, сокращение налогов, которое финансируется за счет роста долга, не меняет объема потребления и не ограничивает рост сбережений, а только перераспределяет налоговое бремя между текущим и будущим периодами. Логика этого вывода такая. Если правительство финансирует снижение налогов увеличением дефицита бюджета, то через некоторое время ему придется повысить налоги, чтобы погашать основную сумму долга и выплачивать проценты. Поэтому снижение налогов, которое финансируют ростом государственного долга, не умаляет бремени налогообложения - он просто перемещается во времени. Согласно этому подходу сумма государственного долга равна сумме будущих налогов. Для предусмотрительных потребителей будущие налоги эквивалентны текущим. То есть финансирование государственных расходов за счет долга равносильно их финансированию за счет налогов. Такой взгляд называют равенством Рикардо - в честь известного экономиста, который первым обратил внимание на это явление.

Из равенства Рикардо следует, что снижение налогов, финансируются за счет долга, не меняет объема потребления. Домохозяйства экономят прирост располагаемого дохода для уплаты в будущем более высоких налогов. Прирост личных сбережений равен снижению государственных сбережений, а национальные сбережения остаются неизменными. Поэтому сокращение налогов не ведет к тем последствиям, которые вытекают из традиционного анализа [17, 425].

Каждую из этих концепций нельзя опровергнуть, потому исследования фактов экономической истории не дает оснований для однозначного вывода. Поэтому обе точки зрения на государственный долг сосуществуют.

Внешний долг, который является частью государственного долга, возникает вследствие того, что для покрытия дефицита текущего счета платежного баланса страна вынуждена принимать займы за рубежом. Этот дефицит зачастую вызывается тем, что экспорт страной товаров и услуг является меньше ее импорт.

Дефицит текущего счета финансируют чистым притоком капитала в страну, во-первых, в форме международных займов - в МВФ, Всемирного банка, иностранных правительств или коммерческих банков. Международные займы увеличивают размер внешнего долга страны. Во-вторых, этот дефицит может финансироваться прямыми иностранными инвестициями, которые в основном означают ввоз в страну иностранной валюты для создания новых предприятий, производящих продукцию. Эти инвестиции не увеличивают внешней задолженности страны. В-третьих, дефицит текущего счета может финансироваться продажей активов страны иностранным инвесторам, также не сбильшуе внешнего долга. Наконец, страна может использовать свои золотовалютные резервы, что также не увеличивает ее внешнюю задолженность.

Внешний долг страны возникает вследствие займов средств за рубежом и продаже финансовых активов за рубеж. Международные заимствования позволяют стране инвестировать и потреблять больше, чем производит национальная экономика. Эти заимствования означают, что спустя некоторое время страна должна вернуть основную сумму долга и ежегодно платить проценты по займам.

По продуктивного использования иностранных заимствований как инвестиций страна может ускорить свой экономический рост. И наоборот, нерациональное использование внешних ресурсов обостряет проблему возврата долгов.

К важных показателей задолженности страны относятся: 1) внешний долг как процент экспорта и процент ВВП 2) сумма платежей по обслуживанию долга как процент экспорта 3) коэффициент обслуживания долга, то есть отношение суммы выплат по обслуживанию долга к величине экспорта товаров и услуг 4) реальный долг на душу населения и т.д. [17, 426].

Если уровень внешней задолженности очень большой, иногда возникает кризис внешней задолженности - неспособность страны-должника в полном объеме обслуживать свои внешние долги

ения государственных расходов. Это связано с тем, что увеличение государственных расходов является прямым расширением совокупного спроса, а мультипликатор государственных расходов превышает налоговый мультипликатор. Такая разница имеет ре-ша-ль-ное значение для выбора инструментов бюджетно-налоговой политики на разных фазах экономического цикла. Если фискальная политика ориентирована на расширение государственного сектора, то с целью преодоления циклического спада должны увеличиваться расходы государства, которые создают сильный стимулирующий эффект. А при необходимости сдерживания инфляционного подъема применяется увеличе-ния налогов, является относительно мягким ограничительным мероприятием. Когда фискальная политика направлена на поддержку частного сектора, то в фазе циклического спада имеют сокращаться налоги, а в фазе циклического подъема - ограничиваться государственные расходы, что позволяет достаточно быстро снизить уровень инфляции.

Фискальная политика может быть дискреционной и недискреционной. Дискреционная фискальная политика - это система мероприятий, которая предусматривает целенаправленные изменения в размере государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета. Дискреционная фискальная политика используется государством для активного противодействия циклическим колебаниям. Для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно создает дефицит государственного бюджета, увеличивая государственные расходы или снижая налоги. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек [13, 308].

При недискреционная (автоматической) фискальной политике бюджетный де-фи-цит и бюджетный излишек возникают автоматически, в результате действия автоматических стабилизаторов экономики. Автоматический ("встроенный") стабилизатор - механизм, который позволяет уменьшить циклические колебания в экономике без проведения специальной экономической политики. Такими стабилизаторами является прогрессивная налоговая система и трансфертные платежи, прежде система страхования по безработице. Изменение указанных величин вследствие циклических колебаний совокупного дохода приводит к увеличению чистых налоговых поступлений в периоды роста ВВП и к их уменьшению в фазе экономическог

Итак, бюджетный дефицит как экономическая категория отражает соот-но-шения между доходами и расходами бюджета с превышением расходов. Бюджетный дефицит является следствием определенного состояния экономических отношений, которые возникают между участниками общественного производства в процессе использования финансовых ресурсов сверх их имеющуюся величину. Для покрытия расходов сверх имеющуюся массу финансовых ресурсов применяют денежную эмиссию, внутренние и внешние займы.

Бюджетный дефицит как финансовое явление возник одновременно с оформлением наций и народностей в государство и внедрением денежных отношений. Можно вспомнить, каких размеров достигал государственный дефицит в Древнем Риме и Римской империи, Франции, Российской империи и др..

Вместе финансовой истории известны примеры эффективного соотношения между доходами и расходами, и здесь целесообразно вспомнить Запорожскую Сечь, доходы которой превышали расходы.

Бюджетный дефицит той или иной степени характерен почти для всех стран мира, в том числе и высокоразвитых.

1.2. Виды бюджетного дефицита

В зарубежной экономической литературе различают три вида дефицита бюджета.

1. Наглядно-реальный

При этом виде дефицита его объем равен общим доходам от федеральных налогов за вычетом на государственные закупки и трансфертные платежи. Во трансфертным платежам в западных странах понимают финансовые ресурсы, которые передаются из бюджета центрального правительства в бюджеты местного самоуправления, а также из бюджетов территориальных единиц высшего административного уровня в бюджеты единиц низшего административного уровня. За счет трансфертов во многих странах формируется большая часть доходов местных органов власти [18, 407].

Например, в США в конце 80-х годов XX в. дефицит федерального бюджета составил около 50% валового национального продукта, что было наибольшей величиной за предыдущие годы, не связанные с инфляцией.

2. Структурный

Этот вид дефицита представляет собой разницу между федеральными доходами: затратами при действующей фискальной политике (уровень налогообложения и текущих расходов) и базовом уровне безработицы. Когда экономическая система переживает период спада, а уровень безработицы повышается сверх базового, наглядно-реальный дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, поскольку имеет место выплата помощи по безработице и по другим социальным программам, а также в связи с частичным падением доходов населения [ 18 407].

3. Циклический

Рассчитывается как разница между наглядно-реальным и структурным дефицитами бюджетов [18, 407].

Необходимо заметить, что за последние десятилетия некоторые страны начали принимать бюджеты с незначительным дефицитом, а США в 1999 г. впервые за последние 30 лет вышли на положительное сальдо на сумму 9,5 млрд. долл..

2. Влияние дефицита бюджета и государственного долга национальную экономику

Прежде возникает вопрос: может ли рост государственного долга в определенный момент привести к банкротству государства? Иначе говоря, может нация обанкротиться подобно частных единиц - предприятий, находящихся в единоличной собственности, или корпораций, когда они не могут выполнять свои финансовые обязательства? Ответ однозначен: не может. Во-первых, государство имеет право облагать физических и юридических лиц. Повышение налогов позволяет государству получать дополнительные поступления для выплаты процентов и основной суммы долга. Поэтому частные единицы могут обанкротиться, а государство не может. Во-вторых, государство имеет право печатать деньги и расплачиваться ими за основную сумму долга и уплачивать проценты за долг. В-третьих, государство имеет право рефинансировать долг, то есть выпускать новые облигации и использовать выручку для выплат держателям облигаций, срок оплаты которых наступил [17, 422].

Дефицит бюджета и госдолг, безусловно, влияют на функционирование национальной экономики. Последствия этого воздействия делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные - это экономические последствия бюджетного дефицита, известные как проблема вытеснения. Долгосрочные - это экономические последствия государственного долга, известные как бремя долга.

Если правительство финансирует дефицит бюджета за счет выпуска ценных бумаг, то в национальной экономике растут процентные ставки. Они особенно повышаются тогда, когда сочетаются стимулирующая фискальная политика и сдерживающая монетарная политика. Финансирование

бюджетного дефицита путем увеличения государственного долга расширяет спрос на деньги, тогда как центральный банк ограничивает их предложение. Рост процентных ставок уменьшит инвестиции в частном секторе и частично потребительские расходы. Поэтому за дефицитного финансирования государственного бюджета ослабляются воздействия стимулирующей фискальной политики на национальную экономику.

общем, если увеличение государственных расходов финансируется увеличением бюджетных дефицитов, то оно скорее всего будет происходить за счет вытеснения инвестиций в частном секторе.

Долгосрочные последствия государственного долга связаны

Основными причинами кризиса внешней задолженности являются:

1) неправильная макроэкономическая политика стран-должников. Нередко государственный бюджет этих стран сводится с большим дефицитом, а курс национальной валюты завышен. Такой курс способствует быстрому росту импорта, что ухудшает состояние платежного баланса. В отдельных странах внешние займы могут использоваться не на инвестиционные проекты, обеспечивающие прирост национального дохода, а на спекулятивные операции, или разворовываться государственными чиновниками

2) резкое изменение конъюнктуры на мировых рынках сопровождается ухудшением условий торговли стран-должников и ростом реальных процентных ставок. Например, в начале 1980-х годов неожиданный рост процентных ставок, которое связывают с сдерживающим монетарной политикой развитых стран, повысило коэффициент обслуживания долга. То же время снижение товарных цен и замедление темпов роста экономики в странах - потребителях экспорта из стран-должников уменьшили объемы экспорта и доходы от него у стран-должников. Есть бремя долга в странах-должниках вырос, потому одновременно уменьшились поступления от экспорта и выросли суммы обслуживания долга

3) наличие стимулов к отказу от платежей по долгу странами-должниками. Иногда страна-должник не имеет ликвидных ресурсов для обслуживания внешнего долга, а иногда отказ от уплаты долга просто экономически выгодна стране-должнику. Однако открытые отказа от выполнения долговых обязательств случаются не часто. Дело в том, что существует ряд мероприятий, которые могут употребляться в страны, отлавливаются платить долги [17, 427].

Во-первых, кредиторы могут добиться замораживания имущества принадлежащего неплатежеспособным должникам. Поскольку большинство долгов сделано правительствами стран-должников, то можно заморозить только государственные активы (самолеты национальных компаний, корабли, золотовалютные резервы и т.д.).

Во-вторых, страну могут наложить торговые санкции, ограничить или запретить импорт из нее, не дав возможности экспортировать свою продукцию или брать взаймы.

В-третьих, страну могут лишить доступа к рынку капиталов, а также к торговым кредитам после ее отказа выполнять свои обязательства по подписанным соглашениям.

В-четвертых, доходы от экспорта могут задерживаться, когда они проходят через банки-кредиторы [17, 428].

Однако на практике наказания стран, не способных полностью или частично выполнять свои обязательства, до сих пор сводилось только к отстранению их на относительно короткий период от рынков капиталов, после чего предоставление им займов итоге возобновлялось.

Одним из способов решения проблемы неисполнения долговых обязательств является использование залога, т.е. активов определенного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае отказа страны-должника выполнять свои обязательства. Кроме того, МВФ и Всемирный банк пытаются создать новые стимулы для увеличения внутренних и иностранных инвестиций в странах-должниках.

В современных условиях страны-должники стремятся облегчить бремя своей задолженности из-за изменения графика уплаты долга, его реструктуризацию или облегчения уплаты. Изменение графика уплаты долга означает продление срока предоставления кредитов без изменения текущей дисконтированной стоимости очередных долговых платежей, равнозначно предоставлению нового займа. Реструктуризация долга - это изменение срока или условий выплаты долга. Облегчение уплаты долга означает уменьшение текущей стоимости очередных платежей.

Переговорный процесс по поводу задолженности происходит в пределах Парижского клуба, объединяющего представителей крупнейших стран-кредиторов, которым принадлежит более 50% долговых обязательств стран-заемщиков. Парижский клуб ведет переговоры по изменению графиков уплаты долга, снижение процентов по обслуживанию долга и по его частичного аннулирования.

Новейшим методом уменьшения внешней задолженности страны является конверсия долга, которая имеет следующие основные формы. Во-первых, это выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп долгов осуществляется за денежные средства со скидкой их номинальной стоимости. Известен случай, когда несколько экологических организаций выкупили дешевые долги Перу и Боливии и предложили их правительствам этих государств в обмен на образование заповедников.

Во-вторых, это капитализация долга, т.е. обмен долговых обязательств на собственность (акционерный капитал). Капитализация долга означает, что правительство государства-должника передает иностранному кредитору акции отечественных компаний, а кредитор списывает долг на эквивалентную сумму. Обмен долговых обязательств на акционерный капитал достаточно непростым делом для страны-должника. Если компании не является государственной собственностью, то правительство сначала вынужден купить акционерную собственность. Итак, проблема внешнего долга превращается в проблему дефицита бюджета. Правительство государства-должника или мирится с дефицитом бюджета и накапливает дополнительный государственный долг, или печатает деньги и вызывает инфляцию.

В-третьих, это замена имеющихся долговых обязательств новыми. В этом случае изменяются условия долговых обязательств, например, ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, хотя номинальная стоимость облигаций не изменилась, и др.. [17, 429]

Все эти методы позволяют уменьшить внешнюю задолженность страны, но одновременно сокращаются ее валютные резервы и индуцируются инфляционные импульсы.

Наши рекомендации