Социальные группы в социальной политике
Широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полноты учета ее многообразных объектов и предмета - гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.
Различным социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп (и классов). Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнерства, союзы, компромиссы, вражда, давление, забастовка, борьба, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, угроза, мирная инициатива и много еще разных других форм. Общее же им имя - политика.
Политика есть взаимоотношение социальных групп (классов). Нет общества без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики.
Социальная политика - объективные общественные взаимоотношения и субъектные взаимодействия классов, социальных групп и общностей по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона ит.п.). [61, с. 90]
Социальные группы являются основными группами социальной политики.
Социальные группы – это элементы социальной структуры, типичные формы существования в обществе, множество субъектов, имеющих устойчиво свободное социальное положение. Сходство социального положения и сходство социальных проблем объективно формируют социальную группу, которые классифицируются:
- по глубине и устойчивости сходств и различий между ними;
- по значимости различий для характера общества;
- по полноте круга существенных различий в параметрах социального положения.
Социальные группы формируются в классы, в касты.
Классы – социальные группы, чье положение существенно различается по основным параметрам. Они характерны для гражданских обществ с выраженной демократичностью общественной и хозяйственной жизни (с реальной многосубъектностью). Общество же, где многосубъектность отсутствует, главным структурным делением является кастовое деление. В социальной структуре выделяют основные и неосновные классы. В капиталистическом обществе основными классами являются рабочий класс и класс капиталистов. Вместе с ними могут существовать классы землевладельцев, буржуазии (мелкой), крестьянства и среднего класса. Внутри классов выделяются слои по профессиональному признаку и престижности.
Признаками социальных групп являются социальные интересы (экономические, политические, духовные и другие).
Каста – это обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, что передается по наследству.
К социальным общностям относятся: отдельные народы, нации, территориальные сообщества (уральцы, северяне, сибиряки), народы крайнего севера, землячества (кавказцы), религиозные сообщества (секты, конфессии), исторические социальные общности (российский народ, болгары). В настоящее время под воздействием глобализации сложилось мировое человечество.
Социальная общность – разновидность элементов социальной структуры, имеющих лишь частичное сходство: взгляды, связанные с этносом урегулирования.
К ним относятся: отдельные народы; нации; территориальные сообщества; региональные сообщества; исторические социальные общности; мировое человечество.
Социальные общности возникают стихийно, а социальные группы носят исторически устойчивый характер.
Социальные группы подразделяют на:
1) статистические: по полу, возрасту, месту жительства, социальному положению, образованию;
2) реальные: выступающие субъектами и объектами реальных отношений, которые подразделяются на господствующие и подчиненные, на эксплуатируемые и эксплуататоры.
Кроме того, используются следующие типы реальных социальных группировок:
-физико-генетический тип (дифференциация по социально-демографическим признакам и физическим: сила, красота, ловкость);
- рабовладельческий тип (дифференциация по правам гражданства и собственности);
- классовый тип (дифференциация по классам, по характеру и размерам собственности, доходам);
- кастовый тип (дифференциация по этническим различиям социальных групп);
- социально-профессиональный тип (дифференциация по содержанию и условиям труда);
- сословный тип (дифференциация по обязанностям перед государством: духовенство, мещане и т.д.);
- этакратический тип (дифференциация по положению во властно – хозяйственных иерархиях: политическая номенклатура, военная номенклатура, хозяйственно-советская партноменклатура);
- культурно-символический тип (дифференциация по различиям доступа к социально-значимой информации: служители церкви, ученые и т.д.);
- культурно-нормативный тип (дифференциация по различиям уважения и престижа: элита, аристократия, социальное дно).
Основные социальные группы российского общества, требующими адресной социальной помощи, являются:беженцы и вынужденные переселенцы; бездомные; женщины; инвалиды; молодежь; осужденные; старики и т.д.
Таким образом, социальная политика – деятельность государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, принципами которой являются:
- гуманизм, социальная справедливость;
- системность, непрерывность, преемственность;
- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
- открытость (наличие «обратной связи» органов управления с населением);
- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов важнейших социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам сферы социальных преобразований);
- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
- адресность мер по социальной защите населения, усиление помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [65, c. 23].
К функциям социальной политики относятся:
- обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;
- обеспечение политической устойчивости власти;
- обеспечение распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;
- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
- обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. [65, с. 74]
Основными направлениями социальной политики являются:
- регулирование занятости населения;
- политика государства в формировании доходов;
- социальная защита граждан;
- политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.
1.2. Экономические основы социальной политики
1.3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики
1.4. Общественные условия, цели, задачи и принципы ГСП
1.5. Структура ГСП и социальных групп
1.6. Демографическая структура
1.7. Социальные группы в социальной политике
2.3 Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения
1) Дети:
- дети-сироты;
- оставшиеся без попечения родителей;
- беспризорные;
- нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;
- дети из малообеспеченных семей;
- подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;
- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;
- дети-инвалиды;
- имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;
- проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;
- дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- проживающие самостоятельно дети и подростки - выпускники детских домов и школ-интернатов;
- испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);
- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;
- безнадзорные.
2) Семьи (отдельные граждане):
- малообеспеченные;
- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные;
- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;
- многодетные;
- бездетные;
- имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;
- семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);
- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);
- семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;
- семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;
- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;
- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;
- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;
- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;
- семьи, состоящие из одних пенсионеров;
- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;
- частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
- граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;
- безработные граждане (в том числе и подростки);
- бездомные граждане;
- проживающие в одной квартире бывшие супруги;
- граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;
3) Женщины:
- подвергшиеся психофизическому насилию;
- имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;
- потерявшие родных и близких;
- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
- несовершеннолетние матери;
- беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);
- кормящие матери;
- из неполных семей;
- находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;
- одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;
- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;
- находящиеся в конфликте с семьей;
- матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.
4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.
6) Граждане без определенного места жительства и занятий.
Лекция 5