Социальные группы в социальной политике

Широта, системность и масштабность проведения социальной политики в контексте полноты учета ее многообразных объектов и предмета - гарант результативности и действенности взаимоотношений между социальными слоями и социальными группами общества.

Различным социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений социальных групп (и классов). Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнерства, союзы, компромиссы, вражда, давление, забастовка, борьба, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, угроза, мирная инициатива и много еще разных других форм. Общее же им имя - политика.

Политика есть взаимоотношение социальных групп (классов). Нет общества без политики. Нельзя жить в обществе и быть вне политики.

Социальная политика - объективные общественные взаимоотношения и субъектные взаимодействия классов, социальных групп и общностей по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона ит.п.). [61, с. 90]

Социальные группы являются основными группами социальной политики.

Социальные группы – это элементы социальной структуры, типичные формы существования в обществе, множество субъектов, имеющих устойчиво свободное социальное положение. Сходство социального положения и сходство социальных проблем объективно формируют социальную группу, которые классифицируются:

- по глубине и устойчивости сходств и различий между ними;

- по значимости различий для характера общества;

- по полноте круга существенных различий в параметрах социального положения.

Социальные группы формируются в классы, в касты.

Классы – социальные группы, чье положение существенно различается по основным параметрам. Они характерны для гражданских обществ с выраженной демократичностью общественной и хозяйственной жизни (с реальной многосубъектностью). Общество же, где многосубъектность отсутствует, главным структурным делением является кастовое деление. В социальной структуре выделяют основные и неосновные классы. В капиталистическом обществе основными классами являются рабочий класс и класс капиталистов. Вместе с ними могут существовать классы землевладельцев, буржуазии (мелкой), крестьянства и среднего класса. Внутри классов выделяются слои по профессиональному признаку и престижности.

Признаками социальных групп являются социальные интересы (экономические, политические, духовные и другие).

Каста – это обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, что передается по наследству.

К социальным общностям относятся: отдельные народы, нации, территориальные сообщества (уральцы, северяне, сибиряки), народы крайнего севера, землячества (кавказцы), религиозные сообщества (секты, конфессии), исторические социальные общности (российский народ, болгары). В настоящее время под воздействием глобализации сложилось мировое человечество.

Социальная общность – разновидность элементов социальной структуры, имеющих лишь частичное сходство: взгляды, связанные с этносом урегулирования.

К ним относятся: отдельные народы; нации; территориальные сообщества; региональные сообщества; исторические социальные общности; мировое человечество.

Социальные общности возникают стихийно, а социальные группы носят исторически устойчивый характер.

Социальные группы подразделяют на:

1) статистические: по полу, возрасту, месту жительства, социальному положению, образованию;

2) реальные: выступающие субъектами и объектами реальных отношений, которые подразделяются на господствующие и подчиненные, на эксплуатируемые и эксплуататоры.

Кроме того, используются следующие типы реальных социальных группировок:

-физико-генетический тип (дифференциация по социально-демографическим признакам и физическим: сила, красота, ловкость);

- рабовладельческий тип (дифференциация по правам гражданства и собственности);

- классовый тип (дифференциация по классам, по характеру и размерам собственности, доходам);

- кастовый тип (дифференциация по этническим различиям социальных групп);

- социально-профессиональный тип (дифференциация по содержанию и условиям труда);

- сословный тип (дифференциация по обязанностям перед государством: духовенство, мещане и т.д.);

- этакратический тип (дифференциация по положению во властно – хозяйственных иерархиях: политическая номенклатура, военная номенклатура, хозяйственно-советская партноменклатура);

- культурно-символический тип (дифференциация по различиям доступа к социально-значимой информации: служители церкви, ученые и т.д.);

- культурно-нормативный тип (дифференциация по различиям уважения и престижа: элита, аристократия, социальное дно).

Основные социальные группы российского общества, требующими адресной социальной помощи, являются:беженцы и вынужденные переселенцы; бездомные; женщины; инвалиды; молодежь; осужденные; старики и т.д.

Таким образом, социальная политика – деятельность государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, принципами которой являются:

- гуманизм, социальная справедливость;

- системность, непрерывность, преемственность;

- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

- открытость (наличие «обратной связи» органов управления с населением);

- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов важнейших социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам сферы социальных преобразований);

- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

- адресность мер по социальной защите населения, усиление помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения [65, c. 23].

К функциям социальной политики относятся:

- обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;

- обеспечение политической устойчивости власти;

- обеспечение распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел;

- налаживание системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта;

- обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

- обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп. [65, с. 74]

Основными направлениями социальной политики являются:

- регулирование занятости населения;

- политика государства в формировании доходов;

- социальная защита граждан;

- политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.

1.2. Экономические основы социальной политики

1.3. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики

1.4. Общественные условия, цели, задачи и принципы ГСП

1.5. Структура ГСП и социальных групп

1.6. Демографическая структура

1.7. Социальные группы в социальной политике

2.3 Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

1) Дети:

- дети-сироты;

- оставшиеся без попечения родителей;

- беспризорные;

- нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

- дети из малообеспеченных семей;

- подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

- дети-инвалиды;

- имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

- проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

- дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- проживающие самостоятельно дети и подростки - выпускники детских домов и школ-интернатов;

- испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);

- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

- безнадзорные.

2) Семьи (отдельные граждане):

- малообеспеченные;

- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- неполные;

- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

- многодетные;

- бездетные;

- имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

- семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

- семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;

- семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;

- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;

- семьи, состоящие из одних пенсионеров;

- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

- частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

- граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

- безработные граждане (в том числе и подростки);

- бездомные граждане;

- проживающие в одной квартире бывшие супруги;

- граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

3) Женщины:

- подвергшиеся психофизическому насилию;

- имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

- потерявшие родных и близких;

- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

- несовершеннолетние матери;

- беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

- кормящие матери;

- из неполных семей;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

- одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

- находящиеся в конфликте с семьей;

- матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий.

Лекция 5

Наши рекомендации