Структура и социальные функции семьи как института и социальной группы.

В зависимости от традиций вступления в брак, от состава семьи, наличия или отсутствия одного из супругов, выполнения семейных функций и ряда других параметров определяется типология брака, семьи и родства. Типология брака В зависимости от выбора партера различают: ·Экзогамные браки (выбор брачного партнера только вне данной родственно-семейной группы, фратрии, разрешено только из чужой группы, чужого рода или племени) ·эндогамные браки заключаются исключительно внутри своей группы, фратрии – рода, племени, нации, конфессии, государства). В зависимости от размера брачной группы различаются: ·полигамия – коллективный брак, брак одного супруга с несколькими партнерами, из которого, однако, исключаются ближайшие родственники: родители-дети, братья-сестры. ·полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, ·полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии). ·Парная семья (продолжительная жизнь двух супругов, определяемая психической предрасположенностью, зачаточная форма моногамии). ·Моногамное супружество – брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия. Типология семьи По числу родителей семья подразделяется на: ·Полную (наличие обоих родителей); ·Неполную - семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются, в отличие от семей с двумя родителями – (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода). По количеству поколений семья делится на: 29. Социальный институт религии в структуре общества. необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции. Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Структура и социальные функции религии. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Как всякий соц институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Структура религии: 1. Религиозное сознание– совокупность представлений, чувств, настроений, традиций, идей, основанных на вере в сверхъестественное: -обыденное (личное отношение); -концептуальное (учение о Боге, нормы образа жизни). 2. Религиозная дея-ть: -культовая (обрядовая сторона религии); -внекультовая ( не обрядовая сторона религии). 3. Религиозные отношения: -культовые (культы: таинства, обряды, молитвы, ритуалы, жертвоприношения, заклинания 30. Религиозность в современном обществе Предметом исследования в современном обществе становятся религиозное сознание и поведение людей. На этом уровне ключевыми понятиями выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих). Под религиозностью понимается определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний. Существуют пять основных измерений религиозности: • религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний) • религиозная вера (религиозные мифы и догматы, в которые верят люди); • формы культового поведения (посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальные молитвы и т.д.); • уровень религиозной информированности индивида, знание им основных положений религиозного вероучения; • степень мотивирующего воздействия религии на поведение личности в различных сферах общественной жизни. Религиозность в современном обществе имеет ряд особенностей: • имеет место повышенная религиозность молодежи (до 20) лет, а также лиц старшего возраста (после 60 лет, особенно женщин); • получила распространение ситуативная религиозность; • происходит процесс «индивидуализации» веры, когда люди приспосабливают ее к своему личному мировосприятию (в результате каждый придает большее значение определенным праздникам и ритуалам, а не всем, отмеченным в церковном календаре); • идеологический вакуум, образовавшийся после краха социалистической идеологии, заполняется не только ценностями «цивилизованных» религий (православие, католицизм, ислам и т.д.), но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми ·нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. ·Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарные семьи с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков). (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т.д.) По стилю управления семьи подразделяются на: ·патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», ·матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. ·эгалитарные семьи – где нет четко выраженного семейного главенства и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, (эгалитарность – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). В связи с линиями отца или матери. ·патрилинеарные – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу ·матрилинеарные семьи – по матери. По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть ·гомогенными – супруги примерно из одной социальной страты, ·гетерогенными - они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают: гомогамных семьи – однородные по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д. гетерогамные - наблюдается различия по социальным индикаторам. По выбору места жительства семьи подразделяются на ·Патрилокальные – молодожены переходят жить в дом отца мужа, ·матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. ·Унилокальные - когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. ·неолокальные семьи – имеют возможность жить отдельно от родителей в своем доме. По количеству детей семьи делятся на: ·малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое – лишь пара. ·Среднедетные семьи с 3-4 детьми. ·Многодетные семьи с 5 и более детьми. По количеству браков выделяют повторные семьи, основанные на повторном, не первом браке. Вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей. В прошлом они возникали по причине смерти супруга, и в них дети не могли иметь двух отцов или двух матерей. богослужения); -внекультовые. 4. Религиозные организации –объединения последователей той или иной религии, целью которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, обеспечения устойчивости т целостности данного объединения. Ф-ии: мировоззренческая состоит в способности вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни; коммуникативная –общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. Ф-я социальной самоидентификации (религиозные учения и ритуалы, обряды «объединяют верующих в сообщество), регламентирующая (религиозные учения не вполне абстрактны).Ф-я социального контроля ( Отдельные нормы религиозной жизни применяются не только к членам религиозной группы, но и к другим людям). Адаптационная (способна помочь человеку адаптироваться к новой среде, новым условиям).Охранительная (большинство религий оказывает поддержку правительству). Соц-критическая (критика наличной ситуации в об-ве). представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями (особую тревогу вызывает оголтелая экспансия квазирелигиозных образований – «Церковь сайентологии», «Общество сознания Кришны» и других, которые губительно влияют на психику людей, превращая своих последователей в своеобразных роботов); • имеет место рост веры в сверхъестественные силы, а не в Бога (культ НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.п.). Среди источников роста религиозности в современном обществе можно назвать · «эффект освобожденной пружины» (рост за счет скрытых резервов), · смену духовной парадигмы общества (от идеологии марксизма – к религии), · потрясения, связанные с экономическим кризисом общества. · дань моде. ·Унилокальные - когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. ·неолокальные семьи – имеют возможность жить отдельно от родителей в своем доме. По количеству детей семьи делятся на: ·малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое – лишь пара. ·Среднедетные семьи с 3-4 детьми. ·Многодетные семьи с 5 и более детьми. По количеству браков выделяют повторные семьи, основанные на повторном, не первом браке. Вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей. В прошлом они возникали по причине смерти супруга, и в них дети не могли иметь двух отцов или двух матерей.





26. Религия как тип мировоззрения, социальный институт и организационное образование.

необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции. Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов.

Предметом исследования в современном обществе становятся религиозное сознание и поведение людей. На этом уровне ключевыми понятиями выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих). Под религиозностью понимается определенное состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний. Существуют пять основных измерений религиозности: • религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний) • религиозная вера (религиозные мифы и догматы, в которые верят люди); • формы культового поведения (посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальные молитвы и т.д.); • уровень религиозной информированности индивида, знание им основных положений религиозного вероучения; • степень мотивирующего воздействия религии на поведение личности в различных сферах общественной жизни. Религиозность в современном обществе имеет ряд особенностей: • имеет место повышенная религиозность молодежи (до 20) лет, а также лиц старшего возраста (после 60 лет, особенно женщин); • получила распространение ситуативная религиозность; • происходит процесс «индивидуализации» веры, когда люди приспосабливают ее к своему личному мировосприятию (в результате каждый придает большее значение определенным праздникам и ритуалам, а не всем, отмеченным в церковном календаре); • идеологический вакуум, образовавшийся после краха социалистической идеологии, заполняется не только ценностями «цивилизованных» религий (православие, католицизм, ислам и т.д.), но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми ·нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. ·Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарные семьи с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков). (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свекровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т.д.) По стилю управления семьи подразделяются на: ·патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», ·матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. ·эгалитарные семьи – где нет четко выраженного семейного главенства и преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, (эгалитарность – равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). В связи с линиями отца или матери. ·патрилинеарные – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу ·матрилинеарные семьи – по матери. По критерию социального положения супругов (или родителей супругов) семьи могут быть ·гомогенными – супруги примерно из одной социальной страты, ·гетерогенными - они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различают: гомогамных семьи – однородные по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д. гетерогамные - наблюдается различия по социальным индикаторам. По выбору места жительства семьи подразделяются на ·Патрилокальные – молодожены переходят жить в дом отца мужа, ·матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. ·Унилокальные - когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. ·неолокальные семьи – имеют возможность жить отдельно от родителей в своем доме. По количеству детей семьи делятся на: ·малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двоих детей недостаточно, двое – лишь пара. ·Среднедетные семьи с 3-4 детьми. ·Многодетные семьи с 5 и более детьми. По количеству браков выделяют повторные семьи, основанные на повторном, не первом браке. Вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей. В прошлом они возникали по причине смерти супруга, и в них дети не могли иметь двух отцов или двух матерей. богослужения); -внекультовые. 4. Религиозные организации –объединения последователей той или иной религии, целью которых является удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, обеспечения устойчивости т целостности данного объединения. Ф-ии: мировоззренческая состоит в способности вырабатывать специфические ответы на вопросы о происхождении мира и человека, об общественном устройстве, о тайне рождения и смерти, о смысле и цели жизни; коммуникативная –общение людей как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности. Ф-я социальной самоидентификации (религиозные учения и ритуалы, обряды «объединяют верующих в сообщество), регламентирующая (религиозные учения не вполне абстрактны).Ф-я социального контроля ( Отдельные нормы религиозной жизни применяются не только к членам религиозной группы, но и к другим людям). Адаптационная (способна помочь человеку адаптироваться к новой среде, новым условиям).Охранительная (большинство религий оказывает поддержку правительству). Соц-критическая (критика наличной ситуации в об-ве). представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями (особую тревогу вызывает оголтелая экспансия квазирелигиозных образований – «Церковь сайентологии», «Общество сознания Кришны» и других, которые губительно влияют на психику людей, превращая своих последователей в своеобразных роботов); • имеет место рост веры в сверхъестественные силы, а не в Бога (культ НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.п.). Среди источников роста религиозности в современном обществе можно назвать · «эффект освобожденной пружины» (рост за счет скрытых резервов), · смену духовной парадигмы общества (от идеологии марксизма – к религии), · потрясения, связанные с экономическим кризисом общества. · дань моде.


Наши рекомендации