Квалификационной (дипломной) работы
Предлагаемая Цикловой методической комиссией «Информационные системы и комплексы» тематика, как правило, охватывает широкий круг вопросов. Поэтому структура каждой работы может уточняться студентом с дипломным руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п. Типовая структура выпускной квалификационной работы должна включать:
Содержаниеработы (план) составляется с таким расчетом, чтобы в достаточной мере раскрыть логику исследования и изложения избранной темы.План должен быть согласован с дипломным руководителем. В процессе написания работы план может корректироваться или уточняться. Содержание выпускной квалификационной работы содержит введение, теоретическая часть 2-3 главы, разбитые на 2-3 параграфа, практическая часть, заключение, список источников, приложения.
Введение отражает: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, разработанность проблемы в теоретических и практических исследованиях, теоретическую и практическую значимость, методы исследования, структуру работы.
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
- потребностью в новых данных;
- потребностью в новых технологиях;
- потребностью практики.
Обосновать актуальность, значимость, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких - условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).
Цель исследования — это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:
Определение характеристики явлений не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных;
Выявление взаимосвязи явлений;
Изучение динамики явлений;
Обобщение, выявление общих закономерностей;
Создание классификаций, типологий;
Создание методик;
Адаптация методик.
Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.
Основные методы исследования - перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование: теоретические и практические.
Структура исследования - исследователь указывает количество глав, параграфов, таблиц, исследуемых источников, приложения.
Теоретическая значимость - на какую область специальности могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.
Практическая значимость - определяется влияние полученных рекомендаций, предложений на изучаемый процесс, решением практических вопросов.
Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.
Основная часть работы. Основную часть следует делить на главы и параграфы. Рекомендуемое количество глав – 2, объемом 20 страниц каждая. Рекомендуемое количество параграфов –2-3, объемом от 7 до 10 страниц.
Первая глава носит теоретический характер, в ней следует:
- определить сущность исследуемой проблемы, изучить опыт её реализации в практике деятельности экономических субъектов;
- дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках (книгах, журналах, монографиях, газетных статьях, материалах конференций и т.д.), наметить пути решения проблемы;
- необходимо увязать проблематику исследования с общетеоретическими положениями, дополняя и развивая их;
- создать основу (базу) для последующих глав, которые будут конкретизировать теоретические положения выпускной квалификационной работы.
Во второй главе исследование и изложение материала носят более конкретный характер. Здесь должны быть представлены результаты проделанных исследований. Если для получения результатов необходимо использовать уже имеющуюся методику, то необходимо сделать на неё соответствующую ссылку. Если автор предлагает свою методику, то в тексте главы кратко излагается её содержание, приводятся результаты её апробации, т.е. вторая глава является аналитической, а также содержит предложения и рекомендации, пути решения задач, поставленных во введении дипломной работы.
Между параграфами и между главами необходимы смысловые связки, чтобы текст выпускной квалификационной работы был логично выстроен и не содержал разрывов в изложении материала. Необходимо по каждой главе формулировать краткие выводы.
В заключение исследования раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; делаются выводы по всей проделанной работе. Выводы могут оформляться в виде тезисов, рекомендаций, предложений.
После заключения приводится список источников в установленном порядке и приложения к выпускной квалификационной работе.
Список используемой литературы:отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. ВКР должна иметь не менее 15-20 источников.
Приложенияпризваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: дополнительные материалы, иллюстрации вспомогательного характера, анкеты, методики, документы, материалы, содержащие первичную информацию для анализа, таблицы статистических данных и т.д. Правила представления приложений:
- приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы;
- приложения располагают в порядке появления на них ссылок в тексте выпускной квалификационной работы;
- каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;
- приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера. Порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова Приложение;
- приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной квалификационной работы сквозную нумерацию страниц;
- на все приложения в основной части выпускной квалификационной работы должны быть ссылки.
Таким образом структура выпускной квалификационной работы следующая:
− введение;
1 теоретические аспекты решения поставленной задачи;
2 опытно-экспериментальная часть (практическая);
− заключение -выводы, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;
− список используемых источников;
− приложения.
5 Требования к оформлению выпускнойквалификационной (дипломной) работы
Выпускная квалификационная работа выполняются на компьютере в одном экземпляре, и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги следующим образом:
- размер бумаги стандартного формата А 4 (210 х 297 мм);
- поля : левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 15мм;
- ориентация: книжная;
- шрифт : TimesNewRoman;
- кегель : - 14 пт ) в основном тексте , 12 пт в сносках , таблицах
-междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
- расстановка переносов – автоматическая;
- форматирование основного текста и ссылок – в параметре « ширине »;
- цвет шрифта – черный;
- красная строка – 1 см
Общий объём дипломной работы - от 30 до 50 страниц. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.
Все страницы дипломной работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на нём цифра «1» не проставляется, на следующей странице проставляется цифра «2» и т.д. Порядковый номер печатается справа в нижнем поле страницы.
Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не помещается более 2-3 строк последующего текста.
При оформлении отдельных глав дипломной работы следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы. Названия глав параграфов, пунктов, подпунктов следует начинать с абзаца, при этом цифры, указывающие их номера, не должны выступать за границу абзаца.
Подчеркивания наименований глав, параграфов и др. не допускаются. Расстояние между заголовками глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния, чем между строками текста.
Название глав, параграфов должны соответствовать их наименованию, указанному в оглавлении (содержании).
Все страницы должны соответствовать оглавлению (содержанию) и быть пронумерованы последовательно арабскими цифрами. Сокращения в тексте не допускаются, исключения составляют сокращения, для которых в тексте была проведена прямая расшифровка.
Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Переносы слов во всех заголовках не допускаются.
Оформление глав и параграфов. Каждая глава выпускной квалификационной работы начинается с новой страницы. Расстояние между главамии параграфами должно быть равно 3 интервалам.
Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 1,5 интервала. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заголовка параграфа заглавная), и выравниваются по левому краю. Если заголовок или подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой.
Главы выпускной квалификационной работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой прописными буквами, располагается по левому краю (обычное начертание). Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер включает номер главы и порядковый номер параграфа, отделённый точкой, например: 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 и т.д., например:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Разработка программного продукта (1,5 интервала, нажатие 1 раз enter)
1.1 Руководство для пользователя(3интервала, нажатие 2 раза enter)
Для запуска программного продукта не требуется инсталяция. Необходимо запустить файл SunRavBookReaderс названием «Обучающая программа по информационным технологиям».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оглавление – это отображение структуры работы в виде списка, включающего: введение, названия глав, параграфов каждой главы, выводы по I и II главе, список использованной литературы, приложения.
Создание оглавления в выпускной квалификационной работе осуществляется по следующему алгоритму:
Оглавление вставляется автоматически. При создании документа (оглавления) для формирования его структуры и последующего автоматического создания оглавления необходимо абзацы, образующие структуру, (заголовки) разного уровня, предварительно отформатировать т.е. каждому заголовку присвоить свой уровень (меню Формат -абзац).
В выпускной квалификационной работе используется два уровня для создания заголовков (1-й уровень - Введение, Главы; 2-уровень –параграфы).
Для автоматического создания оглавления необходимо:
Установить курсор в место вставки оглавления (после титульного листа перед текстом работы).
Ввести команду Вставка- Оглавление и указатели ( Word XP – команда Вставка- Ссылка- Оглавление и указатели).
В диалоговом окне на вкладке Оглавление выбрать нужный формат оглавления и ввести необходимые параметры. Пример оформления оглавления при выборе одного из форматов (шаблона, классический, изысканный, затейливый, современный, формальный и простой) будет отображаться в окне Образец печатного документа.
Чтобы в оглавлении присутствовали номера страниц, можно установить флажок - Показать номера страниц.
В счетчике Уровни установите уровень заголовка. В оглавлении будут присутствовать все заголовки до указанного уровня включительно.
Установите флажок Номера страниц по правому краю, чтобы выровнять номера страниц вправо.
Если этот флажок установлен, то доступен раскрывающийся список Заполнитель.
Выделите стиль заполнителя пространства между заголовком и номером страницы в оглавлении. Это могут быть точки, дефисы, сплошная линия или заполнитель может отсутствовать.
Нажмите кнопку ОК. Word заново разобьет документ на страницы и соберет оглавление.
Чтобы обновить оглавление по усмотрению пользователя, нужно установить курсор внутри оглавления и нажать клавишу F9 или использовать команду контекстного меню Обновить поле.
Для удаления оглавления нужно его выделить и нажать клавишу Del.
Оформление табличного материала. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф (основной части, т.е. в прографке).
Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...", например, Таблица 1, Таблица 2.
При выполнении таблиц соблюдаются следующие требования:
- название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
- в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, она выносится в приложение. Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают столбцы и повторяют их нумерацию на следующих страницах, с написанием пометки «Продолжение таблицы 1», заголовок таблицы повторяют. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы. Последовательность оформления по тексту, таблиц:
Текст -Enter - таблица -Enter-текст
Шрифт громоздкой таблицы может быть уменьшен до 12 размера и в данном случае так же употребляется одинарный абзац.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Таблица 1 - Объем документооборота за I квартал 2014 год
Документы | Количество документов | Всего | |
подлинники | тираж | ||
поступающие | |||
отправляемые | |||
Внутренние | |||
Итого |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в дипломной работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы (внизу, по центру). Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. Например:
Рисунок 1- Структура документооборота ОАО «Строймаш»
Все иллюстрации необходимо снабжать надписью, которая должна содержать 3 элемента:
- наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом "Рисунок";
- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами, например: "Рисунок 1", "Рисунок 2" и т.д.;
- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в краткой форме;
Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Иллюстрация выполняется на одной странице.
Ссылки по тексту на рисунки и таблицы оформляются: «в соответствии с рисунком 1» или «в соответствии с таблицей 1».
Рисунок 2- Процентное соотношение количества документов по структурным подразделениям предприятия
Рисунок 3- Показатели количества документов по годам
Таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие - на страницах работы.
Оформление формул.Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Если формула не умещается водну строку, она переносится после знаков: равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х), деления (:), других математических знаков. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках, у правого края страницы.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. В последней строке пояснения указывается источник, например:
После определения общей годовой трудоемкости работ можно определить численность персонала по следующей формуле:
(1)
где Ч – численность персонала; |
Т о – общая годовая трудоемкость работ; |
Ф н – нормативный фонд рабочего времени на одного работника за год (условно принимается равным 2000 часов или 259 рабочих дней 7); |
К н – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством: основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся и т.п. Данный коэффициент определяется по формуле: |
(2) |
Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени.
Оформление справочно-библиографического аппарата.Успешное выполнение выпускной квалификационной работы предполагает обстоятельное и творческое изучение специальной литературы по проблеме исследования. Список использованных источников - это подлинный источниковедческий отчет автора о проделанной работе, по которому можно судить об уровне проведенного исследования.
Подбор и изучение литературы для выполнения выпускной квалификационной работы является одним из важных этапов работы студента. Любая письменная работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком используемых источников по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.
Литература по теме выпускной квалификационной работы может быть подобрана студентом при помощи каталогов, картотек и библиографических указателей библиотек. При подборе источников необходимо изучить все виды изданий по исследуемой проблеме: монографии, сборники научных трудов и материалы научных конференций, учебники, учебные пособия, диссертации, периодические издания, законодательные и нормативные акты и т.д. Следует также обращать внимание на ссылки в тексте (авторитетные источники), имеющиеся в монографиях и статьях. Необходимо изучить профессиональные издания последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.
Поиск необходимого материала можно осуществлять и с помощью поисковых систем Интернет, а также в справочно-правовых информационных системах «Консультант» и «Гарант» и др.
В процессе изучения материалов по теме выпускной квалификационной работы студент выбирает наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, т.к. сокращение может исказить смысл, который был в нее вложен автором. При выписке необходимой информации целесообразно фиксировать из какого источника заимствован материал. Поэтому следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.
В тексте выпускной квалификационной работы ссылки оформляются следующим образом: [6, с.15]: первая цифра (6) означает номер расположения данного документа в списке использованных источников, а вторая (с.15) – на какой странице находится данный материал. Пример:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям и потребностям. [1, с.25]
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Список источников должен охватывать не менее 15-20 различных материалов по изученной теме за последние 10 лет издания.
Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке.
Таким образом, выпускная квалификационная работа должна включать:
- Титульный лист (Приложение 1).
- Задание НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ (Приложение 2).
- Содержание (Приложение 6).
- Введение
- Теоретическая часть (Глава 1, 2, 3).
- Практическая часть
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Структурные разделы работы с 1 по 9 включительно должны быть сшиты в указанной последовательности.
Вся квалификационная работа должна быть оформлена в рамке (Приложение 6), исключая титульный лист, содержание (Приложение 7).
При сдаче выпускной квалификационной работы к ней прикладываются документы:
1. План-график выполнения работы (Приложение 3).
2. Отзыв дипломного руководителя, с указанием даты, рекомендацией работы к защите в ГАК, подписи (Приложение 4) – 1экземпляр.
3. Рецензия, с указанием даты, дифференцированной оценки, подписи (Приложение 5) – 1экземпляр.
4. Лазерный диск с полным содержанием дипломной работы.
При оформлении дипломной работы с использованием вычислительной техники, студент должен представить руководителю перед защитой вместе с переплетенным дипломом и чертежами лазерный диск с полным содержанием дипломной работы, включая текстовый, графический материал и готовый программный продукт.
6 Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
Важным этапом подготовки к защите выпускной квалификационной работе является подготовка презентации. Презентация - системный итог научно -исследовательской работы студента, в нее вынесены все основные результаты научно - исследовательской деятельности.
Выполнение презентаций для защиты выпускной квалификационной работы позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные компетенции студентов.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по содержанию материала.
Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы –10- 15.Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются обязательными.
В содержание первого слайда выносится полное наименование образовательного учреждения, согласно уставу, тема выпускной квалификационной работы, фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.
Образец:
ФГБОУ ВПО ИрГУПССКТиС
Выпускная квалификационная работа по теме :
_____________________________________________________________
Студента(ки):_________________________________________________
по специальности:_____________________________________________
руководитель:_________________________________________________
1 Слайд – Объект исследования и предмет исследования;
2 Слайд - Цель исследования и задачи исследования;
3 Слайды с теоретическими положениями, выносимыми на защиту;
4 Слайды, иллюстрирующие этапы и результаты практической части работы;
5 Последний слайд – Спасибо за внимание.
В презентации материал целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей, программ.
В практической части работы рекомендуется использовать фотографии, графики, диаграммы, таблицы, рекомендации, характеристики.
На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные результаты организационного этапа по проблеме исследования.
На слайде по результатам оценочного этапа практической части работы следует представить динамику результатов исследования по обозначенной проблеме.