Принципы рос.избирательного права

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ,

79.Компетенция члена Совета Федерацииначинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Среди комитетов Совета Федерации есть комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по ?ам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает различные постоянные (по регламенту и парламентским процедурам, мандатные) и временные (в связи с каким-либо значимым событием) комиссии.

Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных ?ов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ. Совет Федерации, как и Государственная Дума, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.

Следующие полномочия Совета Федерации относятся к неординарным ситуациям: решение ?а о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.

Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех регионов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.

Законотворческая деятельность Совета Федерации составляет немалую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней.

В соот со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по ?ам:

а)федерального бюджета;

б)федеральных налогов и сборов;

в)финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

д)ратификации и денонсации международных договоров РФ;

е)войны и мира.

80. Компетенция Государственная Думы

Госуда́рственная ду́ма— нижняя палата Федерального собрания[— парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[

Государственная дума состоит из 450 депутатов[3]. Депутатом Государственной думы может быть избрангражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)[5].

Работу Думы возглавляет Председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

Полномочия

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Наши рекомендации