Принципы рос.избирательного права
Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.
Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.
Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ,
79.Компетенция члена Совета Федерацииначинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Среди комитетов Совета Федерации есть комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по ?ам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает различные постоянные (по регламенту и парламентским процедурам, мандатные) и временные (в связи с каким-либо значимым событием) комиссии.
Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных ?ов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ. Совет Федерации, как и Государственная Дума, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.
Следующие полномочия Совета Федерации относятся к неординарным ситуациям: решение ?а о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.
Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех регионов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.
Законотворческая деятельность Совета Федерации составляет немалую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней.
В соот со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по ?ам:
а)федерального бюджета;
б)федеральных налогов и сборов;
в)финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
д)ратификации и денонсации международных договоров РФ;
е)войны и мира.
80. Компетенция Государственная Думы
Госуда́рственная ду́ма— нижняя палата Федерального собрания[— парламента Российской Федерации.
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[
Государственная дума состоит из 450 депутатов[3]. Депутатом Государственной думы может быть избрангражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)[5].
Работу Думы возглавляет Председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.
Полномочия
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.