Принципы избирательного права

ФГБПОУ СПО ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФМБА РОССИИ

Доклад

По социологии

На тему: «Основные принципы демократических выборов».

Выполнила: Чуреева Е.А.

Студентка: группы 3.3

Отделение: «Сестринское дело»

Руководитель: Бойко И.Н.

Электросталь, 2016

Содержание

Введение

Демократические выборы

Принципы избирательного права

Классификация выборов

Общие принципы демократической организации выборов

Дополнительные принципы демократической организации выбор

Виды избирательных систем

Введение

В современных демократических государствах основным способом образования органов государственной власти стал институт демократических выборов. Выборы - это демократический способ формирования и изменения персонального состава органов власти голосованием.

В обществе выборы выполняют ряд функций:

- Выборы являются важным инструментом реализации народного суверенитета;

- С помощью выборов народ вовлекается в процесс управления государством;

- Выборы способом формирования и выражения общественного мнения;

- Выборы является основным способом легитимации власти в демократических государствах;

- Демократические выборы способствуют ослаблению социальной напряженности, достижению общественного консенсуса

- Выборы позволяют гражданам осуществлять периодический контроль за деятельностью власти;

- Выборы являются своеобразным фильтром, который отсеивает непопулярных, некомпетентных политиков, способствуя повышению уровня эффективности государственного управления;

- Через институт выборов налаживается связь между народом и властью;

- Выборы способствуют представлению интересов различных общественных групп;

- Из-за выборов происходит процесс рекрутирования политической элиты.

Демократические выборы

Джин Киркпатрик, ученый и бывший посол США в Организации Объединенных Наций, предложила следующее определение: «Демократические выборы носят не просто символический характер... Это конкурентные, периодические, представительные и окончательные выборы, в процессе которых граждане, обладающие широкой свободой критиковать правительство, публиковать свою критику и предлагать альтернативы, избирают лиц, принимающих основные решения в правительстве».

Что означают критерии Киркпатрик? Демократические выборы должны быть конкурентными. Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний и передвижения, необходимыми, чтобы их критика правительства была услышана и чтобы они могли представить избирателям альтернативных кандидатов. Недостаточно просто предоставить оппозиции свободный доступ к голосованию. Выборы, в процессе которых оппозиция лишена эфира, ее предвыборные собрания блокируются или ее газеты подвергаются цензуре, нельзя назвать демократическими. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной избирательной борьбы должны быть честными.

Демократические выборы должны быть периодическими. Демократические страны не выбирают диктаторов или президентов пожизненно. Выборные официальные лица подотчетны народу и должны через предписанные периоды времени возвращаться к избирателям и испрашивать у них мандат на продолжение пребывания в должности. Это означает, что официальные лица в демократическом обществе должны смириться с тем, что они рискуют не быть избранными вновь. Единственным исключением являются судьи, которые, чтобы изолировать их от общественного давления и обеспечить их беспристрастность, могут назначаться пожизненно и смещаться лишь за очень серьезные нарушения.

Демократические выборы представительные. Определение граждан-избирателей должно быть достаточно объемным, чтобы включать большую пропорцию взрослого населения. Правительство, избранное маленькой, ограниченной группой не является демократическим, каким бы демократическим не оказалась его практика. Одной из величайших драм демократии на протяжении истории была борьба исключенных групп - расовых, этнических и религиозных меньшинств, а также женщин - за полные права гражданства и вместе с ними право выбирать и быть избранным. В Соединенных Штатах Америки, например, лишь белые мужчины, владельцы собственности, имели право голосовать и быть избранными, когда в 1787 году была принята Конституция. Имущественный ценз исчез в начале 19 века, а женщины получили право голоса только в 1920 году. Чернокожие американцы не имели полных избирательных прав в южных штатах до завоеваний движения за гражданские права 1960-х годов. И, наконец, в 1971 году право голосовать было дано молодежи, когда Соединенные Штаты снизили возрастной ценз с 21 до 18 лет.

Демократические выборы являются окончательными. Они определяют руководство правительства. Подчиняющиеся законам и конституции страны, избранные народом представители держат бразды правления. Они не просто номинальные главы государства или символические лидеры.

Наконец, демократические выборы не ограничиваются избранием кандидатов. Избирателей могут также попросить решить вопросы политики прямо путем референдумов и инициатив, поставленных на голосование. В Соединенных Штатах, например, законодательный орган штата может решить передать какой-то вопрос «на рассмотрение» напрямую избирателям. В случае инициативы граждане сами могут собрать определенное число подписей (обычно определенный процент от числа зарегистрированных избирателей штата) и потребовать, чтобы вопрос был поставлен на голосование на следующих выборах - не обращая внимания на возражения законодательного органа или губернатора. В штате Калифорния избиратели на каждых выборах сталкиваются с множеством законодательных инициатив - начиная с проблем загрязнения окружающей среды и до стоимости страхования автомобиля.

Принципы избирательного права

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.

Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия до­пуска к выборам определенный срок проживания в данной мест­ности или в стране.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен в 1944 г., Италии и Японии - 1945, Греции - 1956, Швейцарии - 1971, Португалии - в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

Классификация выборов

Выборы можно классифицировать по различным критериям:

1. По территориальному признаку:

- Общенациональные (общегосударственные) - проводятся на территории всей страны;

- Местные (муниципальные) - выборы в органы местного самоуправления.

2. По времени проведения:

- Очередные - проводятся в период окончания срока полномочий выборного органа или должности;

- Внеочередные (досрочные) - проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборного органа или должности;

- Повторные - проводятся в случае признания выборов недействительными или такими, которые не состоялись;

- Довыборы - проводятся для замещения должностей, по определенным причинам стали вакантными, для пополнения состава выборного органа по мажоритарной избирательной системы.

3. По объектам избрания:

- Выборы в парламент;

- Выборы главы государства;

- Выборы в органы местного самоуправления.

4. По правовым последствиям:

- Действительные - выборы проведены в соответствии с избирательным законодательством;

- Недействительны - выборы, во время которых произошли нарушения, которые повлияли на результаты голосования.

Наши рекомендации