Программа практики технологии управления
Принципы формирования содержания практики технологии управления определяются целевыми установками ФГОС ВО направления «Государственное и муниципальное управление» - подготовкой магистра к профессиональной работе в государственных и муниципальных учреждениях.
Содержание практики определяется индивидуальным заданием, которое разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы (Приложение 2). Задание должна быть увязано с темой диссертационного исследования. К началу практики технологии управления в рамках НИР в семестре студентом должны быть проработаны методы количественной оценки результатов, в частности оценки эффективности (отношения результатов к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).
Смешаются и другие акценты, в частности от измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируют внимание на вопросе об объемах затрат государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. Новые подходы управления в государственной службе заставляют переносить основное внимание на измерение и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.
В процессе становления новой модели управления в государственной службе видоизменяются процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребителей услуг государственной службы, который осуществляется как непосредственно, так и при помощи общественных организаций и средств массовой информации.
Наиболее яркими примерами успешного использования в государственной службе приемов управления коммерческих организаций в последнее время стали маркетинг и стратегическое планирование. При выполнении запланированных в индивидуальном задании работ магистранты консультируются с научным руководителем и ведущими преподавателями кафедры.
При сборе материалов для подготовки аналитической/проектной части магистерской диссертации необходимо обратить внимание, что в анализируемых документах не должно содержаться сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую, личную тайну, а также иных сведений, не относящихся к предмету изучения и не входящих в программу практики студентов
Деятельность студента в ходе подготовки и прохождения практики технологии управления предусматривает следующие этапы:
Таблица 1
Этап | Форма деятельности | Результат |
1. Подготовительный (до начала практики) | Определения направления исследования. Разработка проекта индивидуального плана прохождения практики, графика выполнения исследования. Решение организационных вопросов. Обсуждение идеи магистерского исследования, проблемного поля исследования и основных подходов к решению проблемы в современной научной литературе. Выбор темы исследования. | - утвержденное индивидуальное задание |
2. Основной | Рассмотреть виды технологий, применяемых в государственной гражданской службе России. Оценка государственных служащих: аттестация и квалификационный экзамен. Планирование профессионального и должностного роста сотрудников и формирование кадрового резерва. Оценка информационных технологий, используемых в государственной гражданской службе России. | -обоснования способов и методов сбора и анализа данных; -данные и результаты их первичной обработки для подготовки аналитической/проектной части магистерской диссертации (в том числе самостоятельно проведенные расчеты, подготовленные документы, разработанные программы и проекты и т. д.). |
3. Заключительный (по завершении практики) | Оформление результатов исследования. Утверждение отчета по практике. | Отчет по практике |
По итогам научно-исследовательской практики студент разрабатывает аналитическую/проектную часть магистерской диссертации. Все отчетные материалы предъявляются для контроля руководителю практики.
Программа прохождения практики технологии управления в органах государственной власти и государственных (муниципальных) учреждениях
Программа предназначена для студентов, проходящих практику:
- в Министерстве финансов Российской Федерации, финансовых органах субъектов и муниципальных образований;
- в органах казначейства;
- в налоговых органах;
- в Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах Российской Федерации;
- во внебюджетных фондах;
- в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.
Раздел I. Нормативно-правовое и информационное обеспечение деятельности государственного или муниципального учреждения по формированию и использованию государственных или муниципальных финансовых ресурсов
В данном разделе необходимо дать характеристику законодательному регулированию деятельности органа государственной власти или государственного (муниципального) учреждения, особенностям разграничения финансовых полномочий.
Раскрывается порядок представления и сроки сдачи промежуточной и итоговой отчетной документации об исполнении бюджетных средств.
Раздел II. Экономическая характеристика деятельности органа государственной власти или государственного (муниципального) учреждения
На основании внутреннего положения о функционировании объекта исследования дается краткая характеристика важнейших целей, задач и функций.
Производится описание структуры органов государственной власти и управления или государственного (муниципального) учреждения, соподчиненности и взаимосвязанности его структурных подразделений. Дается краткая характеристика документооборота организации.
Раздел III. Оценка использования современных технологий управления на государственной гражданской службе России.
На основе анализа российского законодательства и обобщения опыта кадровой работы российских органов государственной власти необходимо обосновать актуальные методы, показатели и критерии, которые можно применять для оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Необходимо рассмотреть следующие направления:
1. создание эффективного механизма отбора кадров на государственную службу;
2. совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих;
3. применение современных кадровых технологий прохождения гражданской службы, включая методы и способы расстановки, ротации, мобильности, служебного продвижения кадров;
4. планомерное обновление кадрового состава государственной службы путем привлечения на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов;
5. формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
6. повышение социального статуса государственных служащих;
7. установление объективных и всесторонних критериев эффективности государственной службы;
8. внедрение современных кадровых технологий оценки персонала, документационного обеспечения кадровой деятельности;
9. повышение роли и престижа кадровых служб в системе государственной службы;
10. совершенствование кадровой работы в государственном органе.
11. внедрение современных информационных технологий, документационного обеспечения деятельности;
12. повышение роли и престижа информационных служб в системе государственной службы;
13. совершенствование информационной работы в государственном органе.
Студент обязан по прибытию к месту прохождения практики технологии управления незамедлительно сообщить на кафедру государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» и своему научному руководителю о том, что он приступил к прохождению практики технологии управления, а в случае опоздания – его причины. В случае возникновения для студента-практиканта каких-либо трудностей со стороны объекта практики, он также незамедлительно по времени возникновения трудностей обязан сообщить о них либо на кафедру государственного и муниципального управления, либо в деканат экономического факультета «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» и своему научному руководителю.
Студент при прохождении практики технологии управления обязан:
- в течение всего срока практики подчиняться требованиям внутреннего организации, находиться в ее помещении полный рабочий день и выполнять задания, соответствующие должностной инструкции того рабочего места, на котором он проходит практику и нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками организации;
- изучить и строго соблюдать правила техники безопасности на своем рабочем месте;
- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
- собрать необходимый для проведения диссертационного исследования материал;
- вести дневник прохождения практики по установленной форме;
- представить научному руководителю практики и успешно защитить письменный отчет о выполнении программы практики.
Вопросы оплаты труда студента за период прохождения практики технологии управления целиком находятся в компетенции государственных или муниципальных организации (учреждений), предоставляющей студенту место для прохождения практики.