Президентская форма правления

Это форма государственного устройства, при которой исполнительная и законодательная ветви власти представлены разными людьми. Исполнительная власть избирается на фиксированный срок; ей же принадлежит пост главы государства. Законодательная власть формально не связана с исполнительной, кроме как через свою способность сместить президента с должности через импичмент. Президент при этом не обладает полномочиями на роспуск законодательного собрания и объявление всеобщих выборов. Такая форма правления характерна для стран как Северной, так и Южной Америки.
Власть президента ограничена необходимостью заручиться поддержкой законодателей для проведения определенных действий исполнительной власти. Так, одна из проблем, с которой приходится сталкиваться главам исполнительной власти, состоит в необходимости мобилизовать законодателей на достижение своих политических целей. Особую трудность эта задача представляет в США, где уровень партийной дисциплины среди членов конгресса невысок. Частные интересы в значительной степени определяют характер поведения конгрессменов, которые скорее выступят на стороне президента, если почувствуют, что это придаст им больший политический вес в глазах избирателей, но дистанцируются от администрации, если посчитают, что их к тому принуждают.
Президент оказывается в потенциально менее сильной позиции, если оппозиция контролирует одну или обе палаты законодательного собрания, что может привести к ситуации, когда стороны смогут блокировать действия друг друга. Такая ситуация характеризуется как паралич власти.
Президенты располагают рядом официальных и неофициальных инструментов разрешения проблем во взаимоотношениях с законодателями. Для достижения своих целей они могут воспользоваться авторитетом собственного статуса, возможно, с обращением напрямую к народу или через усилия по формированию коалиций из представителей законодательной власти, что позволит провести через парламент ключевые инициативы. Американские президенты могут издавать президентские указы и действовать таким образом без консультаций с конгрессом.
См. также статьи «Глава государства», «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти», «Парламентская форма правления», «Разделение властей». Припрезидентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом. В качестве участника законодательного процесса он санкционирует законопроект, который только после этого вступает в юридическую силу. При отказе дать санкцию законопроект вновь возвращается на повторное рассмотрение в парламент. Иные полномочия главы государства при президентской форме правления включают в себя следующее: создание и упразднение различных агентств и ведомств, входящих в структуру исполнительной власти, руководство вооруженными силами государства, назначение и отзыв послов, заключение международных договоров, назначение судей Верховного Суда и т. д.

Политический режим и общая характеристика его видов


Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления государственной власти, которые отображают ее содержание и характер взаимоотношений лица и государства.

Демократический режим. Слово "демократия" происходит от греческой и означает народовластие (demos - народ, kratos - власть). Следовательно, демократический режим отмечается в первую очередь участием народа в осуществлении государственной власти. За высказыванием Авраама Линкольна, демократия - это власть народа, которая осуществляется народом в интересах народа. А в современном конституционализме основным формальным признаком демократизма является конституционное закрепление принципа, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, а фактическим признаком - фактическая мера реализации этого принципа.

Кроме того, признаками демократического режима является:

- признание лица наивысшей социальной ценностью;

- верховенство закона во всех областях общественной жизни;

- равноправие;

- официальное признание принципа подчинения меньшинства большинства и одновременным обеспечением прав меньшинства и наличия механизмов предотвращения своеволия большинства;

- плюрализму во всех областях общественной жизни;

- наличие и гарантированность общепризнанных прав и свобод;

- наличие и равноправие разных форм собственности;

- наличие официальной и не запрещенной оппозиции государственной власти и тому подобное.

Авторитарный режим - это властный режим. Он отмечается значительным сосредоточение власти в руках одного лица или группы лиц, доминирования органов исполнительной власти, и, как следствие, ограничением общепризнанных прав, свобод и других демократических институтов, навязыванием государственной воли, обществу и игнорированиям его собственной, суровой субординацией субъектов власти - подчинение.

Тоталитарный режим - это крайнее проявление авторитарного режима, которое предусматривает полный (тотальный) контроль государства над всеми областями общественной и личной жизни и поглощения ею гражданского общества.

Примерами типичных тоталитарных режимов являются прежние нацистские режимы в Германии и Италии, сталинизм в СССР, маоизм в Китае.

Деспотический режим (тирания) отмечается неограниченной властью и своеволием правителя, который при ее осуществлении опирается лишь на карательные органы и осуществляет свою волю грубыми силовыми методами. Примерами деспотических режимов являются восточные рабовладельческие деспотии - Вавилон, Ассирия, Египет, Мидия но др. Это исторический тип режима. В современных условиях он практически невозможен, поскольку принципы отношений между властью и обществом в корне изменились.

Либеральный режим - это переходный тип политического режима. Исторически он возникает в результате борьбы против абсолютизма, а потому на начальном этапе отмечается сосуществованием неограниченной власти монарха те отдельных первичных демократических институтов: наличию представительского органа, конституции, внедрениям таких первичных прав и свобод, как право частной собственности, свобода конкуренции и рынка, отменой привилегий дворянства и духовенства и допущением к участию в осуществлении государственной власти выходцев из третьего состояния - буржуазии.

В современных условиях это переходный тип от тоталитарного к демократическому режиму. Такие режимы имеют подавляющее большинство постсоветских государств

ДЕМОКРАТИЯ КАК СИСТЕМА И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


Термин "демократия"(гр. demos — народ и kratos — власть, сила) дословно означает власть народа, народовластие.

Возникнув в Древней Греции, демократия прошла длинный и сложный путь развития. Она много раз гибла в огне политичес­кой реакции, но возрождалась вновь и, как правило, в более зре­лом виде. На стороне демократии всегда были широкие народные массы, которые длительное время стихийно тянулись к ней, а с началом буржуазной эпохи неизменно выдвигали лозунги демок­ратии и свободы, актуализируя их в периоды революционных пре­образований. Если бы поэты писали оды в честь демократии, то, наверное, сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую сто раз сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла. И хотя сегодня у демократии немало хулителей, она была и остается одним из величайших изобретений человеческого гения.

Политическая демократия — сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (рес­публика), как одну из возможных форм организаций и осуществ­ления государственной власти, как способ массового привлечения людей в политическую жизнь общества и т. д.

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человечес­кого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражда­нин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладаю­щий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное дей­ствующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому цен­ность демократии надо определять прежде всего через призму интересов человека.

Демократия и свобода — наиважнейшие для человека цен­ности. Существовала ли в веках более высокая цель? Мечта чело­века о демократии и свободе так же неизбывна и неугасима, как мечта о счастье. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой, ибо достигались они через революции, восстания, жестокую борьбу с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии и свободы человек становится личностью, может максимально выразить и проявить себя в обще­стве, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она уча­ствует в политической жизни социума.

Демократия — это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный чело­век, не способный унижать других и не допускающий собственно­го унижения никем и ни перед кем. В условиях дефицита демок­ратии человек низводится до положения "винтика", безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобо­да оказываются незащищенными. Демократия — это благород­ство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взве­шенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от уме­ния и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.

В нашей недавней литературе демократия обычно рассматри­валась как представительство интересов классов, крупных соци­альных групп. Сегодня акцент делается на личностном аспекте демократии — на неотъемлемых правах и свободах человека и гражданина, на создании максимального простора для реализации свободной, творческой и созидательной энергии человека.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные, человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и сво­боды, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления — лишение свободы. Правда, это вынужденная мера наказания, применяемая в отноше­нии лиц, опасных для общества. Если правонарушитель не пред­ставляет опасности для общества, то лишать его свободы во всех случаях нецелесообразно, так как перевоспитать человека вообще трудно, а в условиях несвободы почти невозможно. Именно в та­ком направлении развиваются новейшее законодательство и су­дебная практика в нашей стране. Именно на это ориентирует но­вый Уголовный кодекс Российской Федерации, введенной в дей­ствие с 1 января 1997 г.

Демократия и самоуправление — школа массового воспита­ния и обучения людей. Через демократию, участие в делах госу­дарства воспитывается гражданственность, формируются полити­ческое сознание и политическая культура масс, обогащается ду­ховная жизнь человека и общества.

История нашей страны убедительно доказала, что самые зна­чительные успехи были достигнуты, когда открывался простор для социального творчества личности, народа. Наоборот, самые большие неудачи подстерегали общество, если насущные интересы людей игнорировались, а личная инициатива человека загонялась в прокрустово ложе административных команд, обставлялась час­токолом запретительных инструкций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ , ПОНЯТИЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Слово «партия» в переводе с латинского «partis» означает «часть», «группа». Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. В литературе встречается более 200 определений и называется свыше 30 разновидностей политических партий. Этот термин был известен еще в глубокой древности. Так, например, Аристотель, живший в IV в. до н. э., писал о борьбе между тремя партиями (жителей морского побережья, жителей равнины и жителей гор) в Аттике в VI в. до н. э. и о противоборстве между партией знати и партией народа в Афинах более позднего периода. Уже в те времена партии выступали орудием определенных классов, социальных слоев, групп в достижении своих особых целей.

Прототипы современных партий возникли в период ранних буржуазных революций в XVII-XVIII вв., они были небольшими по численности и представляли собой оппозицию государственной власти, которая стремилась подавить политические партии. В XIX в. с расширением избирательных прав отношение к партиям изменилось: государственная власть не препятствовала их деятельности. Но юридическое признание в качестве политического института партии получили лишь в ХХ в. Благодаря рабочему движению возникли массовые партии, изменилось и их положение в обществе. Правовой статус партий был закреплен в Конституциях. Они окончательно превратились в посредника между обществом и государством. Существуют различные подходы в понимании сущности политической партии. Одни авторы утверждают, что это группа людей, объединенных общей идеологией, вторые - специфический вид организации; третьи - авангард класса, социальной группы; четвертые - орудие разрешения проблем возникшего в обществе политического конфликта. Приведенные подходы в своей совокупности дают достаточно полное представление о сущности политической партии.

Политическая партия

Согласно определению энциклопедического политического словаря (1993)политическая партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении (с.245).

Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы; во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию политической власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

Для уяснения специфики политической партии как особого политического института необходимо выделить ее признаки. Основными признаками политической партии являются:

а) цель, суть которой в завоевании и осуществлении политической власти;

б) организация, то есть объединение людей, базирующегося на добровольных началах, имеющего свою программу и устав;

в) определенная идеология, система общих ценностей и норм;

г) социальная база.

Каждый из этих признаков является необходимым для определения того, что мы называем партией. Может быть партия, скажем, без определенной организации, ее структурного построения? Безусловно, не может. Даже сама постановка такого вопроса является неуместной. Отсутствие организации делает то или иное политическое движение неопределенным, аморфным, размытым, обрекает его на поражение. Не случайно Ф. Энгельс подчеркивал: «Ни одна политическая партия не может существовать без организации» (Энгельс Ф. Недавний процесс в Кельне // Маркс К. и Эгельс Ф. Соч. - Т.8. - С.416).


Сторонники партии - это так называемый партийный электорат. Он представляет собой блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Это массовая база, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Сторонники партии оказывают ей и другую поддержку, включая финансовую. В то же время они влияют на деятельность партии, способствуют росту или падению ее авторитета.

Вся деятельность партий так или иначе связана с выполнением определенных функций. Основными функциями политических партий являются:

Выявление, выражение в обобщенной форме и защита интересов различных социальных групп (агрегация и артикуляция социальных интересов). Основная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в совокупный политический интерес путем сведения этих процессов к единому знаменателю. Ее задача состоит в формировании этих интересов.


едлагаются различные критерии классификации политических партий: классовый характер, тип организационной структуры, членство, функции и организованность, идеологическая позиция и другие.

Рассмотрим некоторые типы политических партий.

Так, по функциональным и организационным критериям американским социологом Стивеном Коэном выделены четыре типа политических партий: партии авангардного типа, партии, предназначенные для избирательных кампаний, парламентские партии и партии-общины или партии-клубы.

Партии авангардного типа.Они появились в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни, строгая партийная дисциплина и ориентация на повседневную работу с трудящимися массами по их социальному просвещению и организации. Понятие «партия авангардного типа» не означает, что данная партия занимает авангардное положение в обществе. Такое положение достигается способностью партии возглавить движение за социальный процесс, эффективно отстаивать интересы трудящихся. С. Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, то она быстро становится частью административной системы.

Партии, предназначенные для избирательных кампаний(сбора средств, выдвижения кандидатов, агитации в их поддержку и т. д.). Они не имеют фиксированного членства, билетов, взносов. Формируются за счет добровольных пожертвований и ассигнований государства. Такими партиями являются Республиканская и Демократическая партии США. Чтобы принадлежать к этим партиям, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов.

Парламентские партии.Их функции схожи с функциями рассмотренных партий. Но они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности (включая подготовку и проведение избирательных кампаний, контроль за деятельностью депутатов и др.). Эти партии имеют компактную организационную структуру, постоянно действующие органы управления. Допускается существование в них различных течений, фракций. Эти партии существуют во многих странах.

Партия-община или партия-клуб.Это массовая организация, объединяющая граждан не столько по принадлежности к какой-либо платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов (например, организации «зеленых», объединения защитников исторических памятников и др.). Они в последнее время активно участвуют в избирательных кампаниях, в массовых политических акциях.

По идеологической направленности своих доктрин выделяются консервативные, либеральные, христианско-демократические, социал-демократические, социалистические и коммунистические партии.

Консервативные партии(от лат. Сonservate - сохранить) - политические организации, стремящиеся к стабильному сохранению основных характеристик современной им действительности, «законсервировать» существующее состояние общества, в первую очередь морально-правовые отношения, воплощенные в нации, религии, браке, семье, собственности. Консервативными партиями западного образца являются Христианско-Демократический Союз (ХДС), «Тори» в Великобритании, Республиканская партия в США. Они выступают как защитники крупного капитала, бизнеса, интересов промышленной и торговой буржуазии, чиновничества.

Либеральные(либерально-демократические) партии (от лат. Liberaris - относящийся к свободе) - это те партии, которые исповедуют основу либерализма - личную свободу граждан, их право на выбор рода занятий, собственности, вероисповедания. Это парламентские партии, а следовательно, признающие право на существование других идеологий и партий. В международном масштабе либеральные партии объединены в Либеральный Интернационал, который был создан в 1947 г. К началу 90-х годов ХХ в. в его состав входили 52 политические партии из более чем 30 стран Европы, Америки, Азии и Африки. Основополагающий принцип партий, объединенных в Либеральный Интернационал, состоит в том, что политические свободы не могут быть там, где государство полностью контролирует экономику, а подлинная экономическая свобода не может быть, если отсутствует политическая свобода и нарушаются права человека ( Либеральный Интернационал // Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 9. - С.89-90). Для либералов определяющей является идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

Влиятельной политической силой в современном мире являются социал-демократические партии, насчитывающие ныне 68 партий (из них 27 являются правящими), в рядах которых состоит более 17 млн членов. Все они объединены в Социалистический Интернационал. Возникшие как партии рабочего класса, они в настоящее время весьма существенно расширили свою социальную базу за счет представителей других социальных групп. Основными ценностями, объединяющими социал-демократические партии, являются свобода, равенство, социальная справедливость, солидарность. Целью этих партий является обеспечение права трудящихся на труд, образование, отдых, лечение, жилище, гарантий условий для свободного развития личности как условия развития всего общества, социальное обеспечение, ликвидация всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации человека человеком.

Социалистические и социал-демократические партии функционируют в промышленно развитых странах, выражают интересы значительной части их жителей и в целом успешно реализуют эти интересы. Намеченные цели намерены осуществлять эволюционным путем.

В современном человеческом сообществе претерпели глубокие изменения коммунистические партии.Еще совсем недавно, в 1989 г., коммунистические партии действовали в 95 странах и объединяли более 90 млн человек. Многие из них являлись правящими. Целью коммунистических партий, как свидетельствуют их программные документы, было построение коммунистического общества - бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством, где будет осуществлен принцип «от каждого по способности, каждому - по потребностям». Однако провозглашенные цели оказались нереализованными. Уже в начале 80-х годов стало снижаться влияние коммунистических партий, произошел раскол в коммунистических партиях Восточной Европы, в последующие годы в этих странах, а также в СССР коммунистические партии утратили свое господствующее положение. Причинами произошедших изменений явились влияние извне, а также консерватизм политического руководства, отрыв партийного аппарата от рядовых коммунистов, народа, предательство ими интересов трудящихся.

Такова в общих чертах характеристика консервативных, либеральных, социал-демократических, социалистических и коммунистических типов политических партий. Напомним, что эти партии отличаются друг от друга прежде всего идеологической направленностью своих доктрин. Вместе с тем следует отметить, что два первых типа партий - консервативные и либеральные - относятся к «правым» партиям, остальные - социал-демократические, социалистические и коммунистические - к «левым». «Правые» - это партии, которые защищают интересы частного предпринимательства, отстаивают имущественное неравенство, «левые» - те, которые выступают за социально-экономические и политические изменения в пользу широких слоев народа, за преобразование общества на принципах социальной справедливости.

В зависимости от принципов организации партии подразделяются на кадровыеи массовые. Кадровые - это партии, которые объединяют в своих рядах небольшое число обладающих значительным влиянием профессиональных политиков и опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоев. Кадровые партии формируются сверху, на основе парламентских комитетов, групп лоббистов при институтах власти. Они объединяют элиту, знать. Эти партии находятся справа и в центре. Слева их нет. Они нацелены на выборы. Члены партий не имеют билетов, не платят взносов. К кадровым партиям относятся Республиканская и Демократическая партия США, консервативная партия «Тори» Великобритании, Национальный Конгресс Индии и т. п.

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Под партийной системой, таким образом, понимается способ взаимодействия политических партий, ведущих борьбу за власть. Она состоит из совокупности самостоятельных, но взаимозависимых партий, действующих в данной стране.

Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества партий, участвующих в борьбе за власть. Наиболее распространенная типологии, построенная на основании данного критерия, выделяет однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Однопартийная система характеризуется исключительным правом одной партии на фактическое осуществление политической власти.

Двухпартийная системапостроена на конкуренции двух сильных партий, каждая из которых способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Следует отметить, что двухпартийность нельзя трактовать как наличие в данной стране только двух партий. Партий гораздо больше, но на выборах они способны набрать небольшое количество голосов.

Многопартийная системахарактеризуется тем, что ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому неизбежно создается правящая коалиция.

Данная типология может быть сопоставлена с классификацией партийных систем на конкурентные и неконкурентные, в зависимости от характера межпартийных отношений. Очевидно, что к конкурентным системам можно отнести двух - и многопартийную, а однопартийная демонстрирует все признаки неконкурентной.

Многообразие партийных систем не исчерпывается предложенными вариантами типологии. Условия конкретных стран порождают множество модификаций в рамках вышеперечисленных образцов. Дж. Сартори предложил базовую классификацию партийных систем на основе вектора движения от монополии на власть к политическому плюрализму:

Однопартийная (неконкурентная) система или монопартизмоснована на монополизации единственной партией всей политической власти в стране. Партия в данной системе исключительно многофункциональна и фактически сращивается с государственным аппаратом. Монопартизм подразделяется на идеологический (СССР, Куба) и президенциалистский (африканские страны). При тоталитарных режимах однопартийность логически вытекает из специфики утопической идеологии, не терпящей конкуренции, а в развивающихся странах связана с традициями вождистского правления.

Системы партии-гегемонаявляются фактически однопартийными, хотя создание в них других партий не запрещено законом. Данная система была характерна для стран т. н. «социалистического лагеря» - ГДР, Болгарии и др. Формальное наличие в них партий-сателлитов фактически не ограничивало власти коммунистических партий.

Системы доминирующей партии.Эту разновидность многопартийности впервые выделил М. Дюверже, отметивший, что доминирующей может считаться партия, стабильно набирающая 30-40% голосов на общенациональных выборах. Возникновение системы доминации в той или иной стране имеет определенные социальные, политико-культурные и институциональные предпосылки. Как правило, доминирующая партия опирается на стабильный средний класс (Социал-демократические партии в Швеции, Дании, Норвегии), а в сознании общества воспринимается как главная движущая сила выхода из кризиса, национального возрождения и т. п. Таковы Либерально-демократическая партия Японии, Индийский Национальный Конгресс, Демо-Христианская партия Италии.

Кроме того, доминации способствует наличие сильной президентской власти, которая не заинтересована во фрагментировании политических сил в парламенте. Президенциализму необходимо устойчивое парламентское большинство, которое представлено т. н. «партией власти». Тенденции формирования подобной партийной системы характерны для современной России, где в качестве «партии власти» выступает «Единая Россия», созданная в 2001 г. на базе трех крупных политических сил – движений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия».

Доминирующую партию, имеющую относительное большинство мест в парламенте, следует отличать от мажоритарной, стабильно получающую абсолютное большинство мандатов. Именно на наличии и деятельности мажоритарных партий основана двухпартийная система.

Двухпартийная система (бипартизм) наиболее ярко представлена в англосаксонских странах. Ее истоки находятся в социально-политическом расколе общества на сторонников парламента и защитников монархии в Великобритании, на федералистов и республиканцев в США. Именно в эпоху буржуазных революций в этих странах сформировались основы бипартизма, который в настоящее время представлен Демократической и Республиканской партиями США, консерваторами и лейбористами в Великобритании.


ТИПОЛОГИИ СОВСОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

По социальной направленности программы и деятельности · Социал-демократические; · либерально-де­мократические; · коммунистические; · классовые; · националистические; · ра­совые; · фашистские; · религиозные; · государственно-патриотические; · народные
По идейным основаниям деятельности · Доктринальные (защита своей идеологии); · прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); · харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)
По методам выполнения программы · Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества); · реформатор­ские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких струк­турных изменений)
По характеру политических действий · Реакционные; · консервативные; · умеренные; · радикальные; · экстремистские
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике · Правящие; · оппозиционные (ле­гальные, полулегальные и нелегальные)
По месту в политическом спектре · Левые; · центристские; · правые
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми члена­ми · Демократические; · антиде­мократические
По организационной структуре · Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); · лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допуска­ющих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); · аван­гардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)
По характеру членства · Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); · массовые (стре­мящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упро­чить связи, укрепить структуру)
По виду партийного руководства · Коллективного руководства; · руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; · личностного руководства; · консенсусного руководства

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Наши рекомендации