Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а политическая власть — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную политическую культуру. Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования, с которыми чаше всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

§ с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);

§ обеспечением общественной безопасности;

§ улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;

§ процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

§ материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);

§ соблюдение законов и директив;

§ участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);

§ внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

§ нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);

§ приведение законов в действие;

§ контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Государство является стержневым элементом и главным управляющим центром политической системы. Именно во­круг государства объединяются другие политические инсти­туты, разнообразные политические силы, что обусловлено его отличительными признаками.
Во-первых, государство выступает в качестве официаль­ного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. На­помним, что государственно-организованное сообщество, согражданство людей, проживающих на данной террито­рии, — это государство в широком смысле. В этом понима­нии говорят о российском, испанском, бельгийском и прочих государствах как официальных представителях общества.
Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть вопло­щается в деятельности государственного аппарата, представ­ляющего собой разветвленную систему государственных ор­ганов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление общест­вом. Государственные органы (законодательные, исполни­тельные, судебные) наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать решения от имени государства. Каж­дый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором рабо­тает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин — служебное звание в государственном аппарате). Они оказывают содействие в осуществлении властных полномо­чий, а также услуги населению. Таким образом, деятель-
ность чиновников имеет сервисный (от англ. service — об­служивание) характер, о чем подробнее будет сказано ниже, а сейчас подчеркнем, что негосударственные организации не располагают таким широким кругом специалистов.
Кроме того, государственная власть обладает монополь­ными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов с населения.
В-третьих, государство обладает суверенитетом, т. е. вер­ховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государ­ственная власть является высшей властью. Ее решения обя­зательны для всех, и она может отменить любые другие про­явления политической власти (например, партийной), если будет нарушен закон. Внешний суверенитет включает такие принципы, как неприкосновенность территориальных гра­ниц, недопущение вмешательства во внутренние дела своей страны других государств.
В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы. Напомним, что политическая систе­ма через процесс разработки, принятия и реализации поли­тических решений осуществляет воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управле­ние. Центром этого управления выступает государство, что находит отражение в его функциях (перечислите их) и во­площается в политике. Процесс формирования и реализации политики сопровождается согласованием разнообразных со­циальных интересов, которые выражают политические пар­тии, общественно-политические движения, другие политиче­ские и общественные силы. Тем самым государство посредством государственной политики играет интегрирую­щую роль в достижении гражданского согласия, обеспече­нии стабильности и развития общества. Что же представля­ет собой политика как государственное управление?

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСИ ГОСУДАРСТВА

Сложность проблемы изучения государства предопределяет и мно­гообразие подходов, теорий, концепций. Даже проблема происхожде­ния государства в истории социально-политической мысли не решает­ся однозначно. Общепризнанным является лишь тот факт, что госу­дарство возникло как результат процессов, происходящих в структуре общества. К основным, наиболее распространенным теориям проис­хождения государства следует отнести следующие:

Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей, Госу­дарство рассматривается как раз и навсегда данный институт государ­ственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность госу­дарства предопределяет его вечность и неизменность. Верховный пра­витель по своей природе является наместником Бога на земле и про­водником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попыт­ки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассмат­ривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упроче­нию позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской.

Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XVIII в. Роберт Филмер считал, что государство представ­ляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интере­сах всего народа. Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, ко­торый автоматически переносится на функционирование новых обще­ственных объединений. Само государство представляет собой резуль­тат механического объединения родов в племена, племен в объедине­ния племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец (pater) руководит большой семьей. А государство — это прообраз большой семьи, где правитель — это отец, а подданные государства — его дети, которые должны его ува­жать, любить и ему подчиняться в соответствии с предписанием мо­ральных норм.

Теория «общественного договора» объясняет возникновение госу­дарственной власти соглашением между людьми. Наиболее распро­странена в западной философии. Эта теория берет свое начало в ран­нем буддизме (Мо-цзы). Некоторые ее идеи были высказаны Эпику­ром, Лукрецием. Завершенную форму она принимает в Западной Ев­ропе в период развития буржуазных отношений в XYII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, И. Кант, И. Г. Фихте, А. Н. Радищев). Государство — это результат договора, заключенного между властелином и его подданными. В понимании сути государства эта теория у различных мыслителей почти неизменна. Основные раз­личия у них сосредоточены во взглядах на причины заключения дого­вора.

Т. Гоббс считал естественным состоянием человеческого общества войну всех против всех. Постоянные конфликты в обществе вызывают необходимость установления определенного порядка, новых взаимо­отношений. Для этого необходимо наделить кого-то властью, чтобы регулировать все общественные отношения. Таким образом, был за­ключен «общественный договор», передающий атрибуты власти опре­деленному лицу и регламентирующий поведение и деятельность всех остальных. Власть (по Т. Гоббсу) должна быть абсолютной и неиз­менной.

Дж. Локк считал, что естественное состояние в силу неупорядочен­ности общественных отношений привело к необходимости заключе­ния общественного договора. Но государство предполагает форму конституционного правления и правового регулирования отношений. Оно выполняет роль «ночного сторожа» по охране прав и свобод гра­ждан.

Несколько иначе трактовал этот процесс Ж. Ж. Руссо. Он считал, что человек, находясь в гармоничных отношениях с природой, тем не ме­нее, постоянно сталкивался с определенными трудностями. Кроме того, появление частной собственности привело к тому, что организа­ция совместных форм жизни стала насущной потребностью. И люди были вынуждены заключить «договор всех со всеми», который при­нимает у него форму «народного суверенитета». Руссо идет дальше своих предшественников и считает, что этот договор может быть рас - тор гнут по воле народа, если его не удовлетворяет власть, или будут сильные злоупотребления ею.

Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исхо­дит из того, что зарождение государственной власти начинается с де­ления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти. Однако на практике подобные одноразовые акты установления государствен­ной власти, как правило, создают новое государство на руинах уже ранее существовавшей государственной власти.

Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные ор­ганизации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и станови­лись по мере своего развития государством.

Классической работой, рассматривающей генезис возникновения го­сударства в рамках данного подхода, является работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). Процесс становления и развития государства берет начало в классовых изменениях, происходивших в поздний период общинно­племенного строя. До тех пор пока это общество было в принципе экономически недифференцированным, а только разделено социально (скорее всего, с точки зрения престижа, а не различий в обладании имуществом и властью), основные его политические функции (оборо­на и поддержание внутреннего порядка) могли осуществляться кол­лективными усилиями, без создания для этих целей специализирован­ных институтов. Так происходило потому, что не существовало анта­гонистических внутренних конфликтов, вынужденных навязывать волю одной группы другой. Племя выступало как единое целое и мог­ло осуществлять эти интересы путем коллективных действий всех своих членов. Власть опиралась на авторитет старейшин, поддержи­ваемых в случае необходимости силой всех членов общества, и не требовала специального аппарата насилия.

Положение резко изменяется, когда в результате развития произво­дительных сил происходит разделение общества на классы. Офор­мившееся классовое деление общества привело к тому, что в силу об­ладания собственностью одна социальная группа могла навязывать свою волю другой. Тем самым сложились отношения «господства - подчинения», когда управление делами общества (а вернее государст­ва) осуществляется в интересах экономически господствующего клас­са. По мере развития общественных отношений из среды господ­ствующего класса выделяется отдельный, становящийся над общест­вом слой, который занимается сугубо управлением, т. е. происходит полное отчуждение власти от народа. Власть, приобретая форму обо­собленного аппарата управления, принимает политический характер.

Таким образом, формирование государства — это естественноисто­рический процесс. Возникнув в период образования классов, оно по мерс укрепления социальной однородности общества будет утрачи­вать свое значение, так как «не представляет собой силы, извне навя­занной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени его развития...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169). «Оно по своей сути представляет собой машину для поддержания гос­подства одного класса над другим» (Ленин). Социально однородное общество не будет нуждаться в такой машине.

Современная зарубежная политология предлагает и некоторые дру­гие концепции происхождения государства. В целом они связывают возникновение государства с формированием социального неравенст­ва в обществе. Но конкретные причины становления государственно­сти выдвигаются самые разнообразные.

Так, М. Дюверже считает, что государственные структуры в своем генезисе обусловлены социально-экономическими условиями. Но ос­новополагающим признаком государства у него является материаль­ная мощь государства, включающая военную силу и судебно­репрессивный аппарат, с помощью чего оно навязывает свои решения гражданам,

Ж. Бюрдо считает, что государство не только продукт осознанной деятельности людей, но и результат комплекса сложившихся матери­альных и духовных условий. Его деятельность представляет собой стремление к централизации власти и носит институционализирован­ный характер.

М. Вебер определял государство как «легализованное насилие» и связывал его функционирование с осуществлением в обществе при­нуждения с целью реализации интересов определенной социальной группы (класса). Есть и другие трактовки сущЕюсти государства. Но все они не указывают конкретной причины возникновения государст­ва, хотя так или иначе в качестве таковой рассматривают социально - экономические условия.

Сущность государства и его основные признаки

Функционирование государства в обществе преследует две основные цели:

1)«выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого обще­ства», т. е. управление делами всего общества;

2)«специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами», т. е. формирует в об­ществе отношения «господства-подчинения».

При рассмотрении сущности государства, определении его типа и формы используют совокупную социологическую характеристику го­сударства, которая включает следующие критерии:

1) социальное назначение государства, его функции;

2) его организационную структуру;

3) специфические возможности права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

4) характер отношений с обществом, классами, нацией;

5) состав, структуру и функции государственного аппарата.

Давая развернутую характеристику государства, следует учитывать его классовый характер, который проявляется в следующем; во - первых. государство охраняет интересы господствующих социальных групп (классов), во-вторых, оно координирует реализацию интересов всех социальных групп, классов, слоев в соответствии с коренными интересами господствующей социальной группы (класса).

Государство как основной элемент политической системы общества характеризуют такие специфические признаки или основные сущност­ные черты:

1. Наличие публичной власти, т. е. особой группы людей, занимаю­щихся исключительно управлением общества и охраной его экономи­ческой и социальной структуры. Для управления делами всего обще­ства государство формирует государственный аппарат.

Понятия государство и государственный аппарат нетождественны. Государственный аппарат — это часть государства, хотя и самая важ­ная. Он не исчерпывает сущности государства. Будучи составным элементом государства, государственный аппарат имеет свою внут­реннюю структуру:

• органы государственного управления (исполнительные, законода­тельные, распорядительные; высшие, центральные, местные; орга­ны общей компетенции и специальные (отраслевые));

• правоохранительные органы: правосудие, прокуратура, полиция, МВД, КГБ и т. д. (при диктаторском режиме — органы подавле­ния, боевые отряды и т. п.);

• контрольные органы, осуществляющие конституционный кон­троль, экономический, финансовый и т. д..

2. Взимание налогов с населения, необходимых для содержания госу­дарственного аппарата и формирования общенационального бюджета.

3. Территориальное деление подданных взамен деления по кровно­родственному признаку. Г осударство защищает интересы граждан от посягательств других государств и поддерживает интересы господ­ствующей социальной группы в [раницах данной территории.

4. Определенная система права, с помощью которой государство охраняет собственность господствующей социальной группы. Госу­дарство, обеспечивая политическую организованность классового об­щества, является основой политической системы, придает ей целост­ность и устойчивость.

5. Суверенитет государства, который следует рассматривать как внутренний и как внешний. Внутренний суверенитет проявляется в верховенстве и неделимости политической власти. Внешний сувере­нитет предполагает независимость и территориальную целостность государства на международной арене.

Обладая всей полнотой власти в обществе, государство занимает ве­дущее место в политической жизни. В этом смысле необходимо обра­тить внимание на свойства, которые выделяют его среди элементов политической организации как основной институт политической системы общества:

• монополия на принудительную власть в отношении населения;

• универсальность организации, распространяющей свое действие на всю территорию страны и всех ее граждан;

• олицетворение публичной власти и подчинение ссбс всех проявле­ний иных общественных властей властными методами, вплоть до принуждения;

• правовое регулирование общественных отношений и придание своим велениям общеобязательного смысла;

• наличие специального профессионального аппарата, выполняюще­го основной объем управления делами общества и распоряжающе­гося его ресурсами;

• обладание суверенным правом издания законов и правил, обяза­тельных для населения;

• наличие права и возможности осуществлять внешнюю и внутрен­нюю политику от имени всего общества;

• существование подданства (гражданства) для граждан, необходи­мость которого приобретает правовой характер. Отсутствие при­надлежности к государству (апатритизм) рассматривается Всеоб­щей декларацией прав человек как ненормальное явление.

становление правового государства в россии проблемы и перспективы

Объективные причины — это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей — конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.

В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на «авось». Это также низкая самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т. д.

Ориентация на внутреннюю духовную жизнь, личностные переживания, к которым неприменимы чисто логические критерии, обусловила высокую значимость в российской культуре духовности, понимаемой как стремление к высоким религиозно-нравственным идеалам, жизненной истине, правде.

Формирование русской культуры неразрывно связано с влиянием православия. Однако его восприятие российским сознанием было преимущественно символическим, делающим религию высоким идеалом, смыслоопределяющим мировоззренческим фактором, но не непосредственным ориентиром и мотиватором поведения в повседневной жизни.

Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государственном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить личность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических реформ, уважение к государству и закону.

Одной из особенностей русского национального характера является невысокий ценностный статус частной собственности и сравнительно благожелательное отношение к собственности общественной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукриминальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определении социальной базы государства, его роли как коллективного собственника и регулятора общественных отношений, а также при прогнозировании социально-политических конфликтов.

Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам — к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству — с одной стороны, и к анархизму, отрицанию всякой государственности, стремлению к неограниченной свободе, воле — с другой.

Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации.

Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т. д.

Сегодняшние экономические, социальные, политические и культурно-информационные реальности России коренным образом отличаются от предпосылок формирования правовой государственности в странах Запада. Поэтому прямая ориентация процесса политического реформирования России на западные образцы формирования современной правовой государственности научно необоснованна. Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А. И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:

· Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре.

· Экономической основой режима является номенклатурная собственность, которая возникла в результате приватизации государственного имущества.

· Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь эффективный контроль за исполнительной властью.

В стране созданы чисто номенклатурные партии и избирательные блоки, которые объединяют в своем составе руководителей центральных ведомств, лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов правительства и региональных органов исполнительной власти, средств предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к средствам массовой информации.

В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ, развертывание кровавой бойни в Чечне.

В нашей стране формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы — либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача — не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО,ОПРЕДЕЛЕНИЕ ,СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

/>

Социальное государство - сравнительно новое качество современной государственности. Понятие и терминологическая формула «социальное государство» впервые получили широкое распространение и закрепление во многих конституциях западных стран после второй мировой войны. Идее «социального государства» предшествовали идея и практика «правового государства». И если зарождение концепции и практики «правового государства» связано с появлением и признанием «первого поколения» прав человека - гражданских и политических прав, то теория и практика «социального государства» непосредственно связаны с появлением и признанием «второго поколения» - социальных и экономических прав. При этом если в основе теории и практики «правовой государственности» лежали идеи верховенства права и закона, демократии, торжества индивидуальной свободы, гражданских и политических прав, то в основу концепции «социальной государственности» ее идеологами и практиками были положены идеи гуманности и социальной справедливости, верховенства общей солидарности всех социальных групп общества, неприятия неравенства и торжества социального равенства, признания и государственно-гарантированной защиты социально-экономических прав1.

Однако неверно было бы считать, что сам феномен социальной государственности - это явление только XX века. История социального государства так же стара, как и история категории прав человека. Уже в Декларации прав Вирджинии 12 июня 1776 года наряду с правом каждого на счастье и безопасность формулируется обязанность правительства содействовать всеобщему благополучию и обеспечивать высшую степень счастья и безопасности. Во время Великой Французской революции в качестве конституционных требований фигурировали право на труд, забота о бедных, право на образование и т.д. В преамбуле имперской Конституции Германии 1871 года роль государства определялась как «забота о благе немецкого народа»1.

В научный оборот понятие «социальное государство» впервые было введено в 1850 году немецким ученым Лоренцом фон Штайном. Идейные предпосылки создания такого государства разрабатывались американским исследователем Гелбрейтом, а также теоретиками современной социал-демократии2. В их концепциях подчеркивалась необходимость перераспределения доходов, ослабления социального неравенства, развития социальной сферы.

Идеи либеральной социальной государственности, исходившие от примата всеобщей свободы, получили законодательное закрепление в Конституции Веймарской республики 1918 года, определившей: «Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного человека существования»3. И хотя, как отмечает И.А. Ледях, в данной Конституции еще не употребляется понятие «социальное государство», однако содержатся такие его важные составляющие, как справедливость и обеспечение достойного человека существования.

Идеи марксисткой социальной государственности, исходящие из примата всеобщего равенства, были впервые законодательно закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. В первом ее разделе была сформулирована основная социально-политическая задача Советской республики: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества»1.

После второй мировой войны записи о социальном государстве появились в конституционных документах таких государствах, как ФРГ, Франция, Испания, Турция, в ряде стран Африки и Латинской Америки.

ПАРЛАМЕНТ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler – говорить) – высший представительный орган власти. Впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII-XVIII вв. Парламентаризм, система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.

К сущности парламентаризма можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.

Парламентские комитеты делятся на две категории: временные и постоянные. Временные комитеты, созданные для рассмотрения какого-либо дела, могут еще носить название специальных комиссий. Партийный состав комитетов пропорционален партийному составу палат. При этом председатели комитетов работают постоянно, а члены комитетов – на временной основе. Выборы председателя комитета осуществляются: 1) самими членами комитета; 2) назначаются председателем палаты; 3) исходя из правил старшинства. Основная работа комитетов и комиссий связана с законотворческой деятельностью правительства.

Статус парламентариев предусматривает императивный или свободный мандат. В первом случае парламентарий зависит от своих избирателей и даже имеет право перехода из одной партии в другую, сохраняя за собой мандат. В значительной мере на позицию парламентария оказывает влияние лобби. Лоббизм особенно развит в США. Лоббизм – система контор, агентов монополий при законодательных органах, оказывающих давление на законодателей.

Каждый депутат парламента имеет две привилегии. Это привилегия неответственности и неприкосновенности. Он имеет следующие правомочия: право законодательной инициативы, право голоса, право запроса как в устной, так и в письменной форме. Когда делается большой запрос, он носит название “интерпелляция”. Основные различия формирования и деятельности двух палат предусматривают осуществление процесса сдерживания, сохранения равновесия (механическая теория).

Верхняя палата избирается: путем непрямых выборов; имея большие ограничения по возрас

Наши рекомендации