Раздел iii. о государственных органах власти.
Статья 46
Народное национальное собрание и региональные советы являются органами власти, которые представляют народ. От них происходят полномочия других органов Государства.
Статья 47
1. Члены региональных советов избираются независимым, всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Избирателями являются все граждане государства, достигшие 18 лет, если только законом не установил недееспособность.
2. Депутаты народного национального собрания избираются региональными советами из числа своих членов, если они являются гражданами государства по происхождению в установленных законом условиях и порядке.
3. В Региональные советы и в Народное национальное собрание могут быть избраны граждане, которым уже исполнился 21 год.
4. Избирательная система, требования к кандидатам, разделение территории на избирательные округа, так же как и количество членов Региональных советов и Народного национального собрания определены законом о выборах.
ГЛАВА 1. О НАРОДНОМ НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Статья 48
Народное национальное собрание – высший орган государственной власти, который решает основные вопросы внутренней и внешней политики Государства, организует и контролирует применение политического, экономического, социального, культурного пути, пути защиты и безопасности, намеченные Африканской партией за независимость Гвинеи и Кабо Верде (PAIGC-ПАИГК).
Статья 49
1. Члены Народного национального собрания называются депутатами.
2. Депутаты Народного национального собрания – представители всего народа, а не только избирательного округа, в котором они были избраны.
3. Долг депутата поддерживать тесный контакт со своими избирателями и отчитываться им о своей деятельности.
Статья 50
Срок легислатуры депутата – пять лет, начиная с момента обнародования результатов выборов.
Статья 51
Депутаты Народного национального собрания присягают следующими словами:
«Сохраняя абсолютную преданности Народу, клянусь, что я посвящу все свои силы для того, чтобы честно выполнять свои депутатские полномочия, при любых обстоятельствах и бескомпромиссно защищать национальные интересы, принципы и задачи Конституции Республики Гвинея-Бисау»
Статья 52
Депутат имеет право устно или письменно делать запрос членам Государственного совета и Правительству; ответ должен быть ему предоставлен письменно во время того же заседания или максимум в пятнадцатидневный срок, в случае, если расследования являются необходимыми.
Статья 53
1. Ни одного депутата не могут тревожить, преследовать, привлекать к ответственности, брать под стражу, содержать в местах лишения свободы, судить или приговаривать в связи с мнениями или голосами, которые он высказал при исполнении своих служебных обязанностей.
2. Депутатов не могут привлекать к ответственности или задерживать по уголовным или дисциплинарным делам в судах или помимо судов, кроме случаев явного обнаружения на месте преступления, следствием которого было бы наказание равное двум годам тюремного заключения или больше; а также только получив предварительное согласие Народного национального собрания или Государственного совета.
Статья 54
1. Права, преимущества, а также полномочия и обязанности депутатов определены законом.
2. Народное национальное собрание может отстранить от должности депутата, который серьезно пренебрегает своими обязанностями.
Статья 55
1. На первой сессии каждой легислатуры Народное национальное собрание выбирает своего Председателя и других членов президиума.
2. Президиум состоит из Председателя, первого заместителя Председателя, второго заместителя Председателя, Секретаря и второго Секретаря, избранных на весь срок легислатуры. Функции и полномочия Президиума определены Регламентом Собрания.
3. Обязанности Председателя Собрания несовместимы с обязанностями члена правительства.
Статья 56
Народное национальное собрание правомочно:
1. приступать к пересмотру конституции в соответствии со статьями 99 и следующими;
2. выбирать Государственный совет и его Председателя на общий срок легислатуры;
3. принимать решения об организации всенародных референдумов;
4. составлять законы и голосовать за предложения и резолюции;
5. принимать решения о конституционности законов, декретов-законов и других законодательных актов;
6. оценивать, вносить изменения или отменять законодательные акты или любые другие меры, принятые Государственными органами, которые противоречат Настоящей конституции и законам;
7. утверждать общий закон о бюджете Государства;
8. утверждать договоры, которые предполагают участие Гвинеи-Бисау в международных организациях, договоры о дружбе, о мире, защите и ректификации границ, и все другие договоры, которые Правительство передает ему на рассмотрение;
9. утверждать Национальный план развития и относящийся к нему закон;
10. выражать свое мнение об объявленном в соответствии с законом осадном или чрезвычайном положении;
11. оценивать отчеты Государства каждого бюджетного года;
12. амнистировать;
13. разрабатывать и утверждать свой регламент;
14. осуществлять другие полномочия, которые ему предоставлены Конституцией и законом.
Статья 57
Народное национальное собрание создает специализированные постоянные комиссии по текущим вопросам и может формировать временные комиссии для того, чтобы заниматься определенными делами.
Статья 58
Народное национальное собрание собирается на очередную сессию один раз в год. Оно может также собираться на внеочередную сессию, созванную Государственным советом, по своей собственной инициативе или по инициативе Совета министров, по просьбе большинства депутатов. Все вопросы о его деятельности регулирует закон.
Статья 59
Члены политического Президиума Африканской партии за независимость Гвинеи и Кабо Верде (PAIGC-ПАИГК) и члены Правительства, которые не являются депутатами, могут присутствовать и выступать на пленарных заседаниях Собрания.
Статья 60
1. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Государственному совету и Совету министров.
2. Решения Народного национального собрания предстают в виде законов, резолюций и предложений.
Статья 61
Полномочия Председателя Народного национального собрания:
1. Председательствовать на заседаниях Народного национального собрания, заботиться о применении регламента;
2. Созывать очередные сессии Народного национального собрания;
3. Руководить и координировать работу постоянных и временных комиссий Народного национального собрания;
4. Подписывать и предписывать публикацию законов и резолюций Народного национального собрания в Официальном бюллетене;
5. Регулировать международные отношения Народного национального собрания;
6. Присутствовать на заседаниях Государственного совета;
7. Все остальные полномочия, которые предоставлены ему Настоящей Конституцией или Народным национальным собранием.