Общественные отношения в советской деревне, их воздействие на поведение людей.

Среди «лихих», «дремучих, непрохожих лесов», автор замечает разрушение нравственных основ народной жизни. В народе не считается постыдным воровство (раньше воровали у барина-помещика, теперь, чтобы выжить, — у «родной» Советской власти).

(Повествователь замечает, как изменилась система ценностей у русского человека:

…добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.

Сбережение «добра» вместо сбережения души стало нормой, похвальным делом— Фаддей даже после гибели сына сосредоточен не на горе, а на отвоевании имущества:

Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была — спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр.

Обесценились в народе и такие понятия, как бескорыстие, честность, доброта. Матрёну, которая отказывается брать деньги за свою помощь, односельчане и родственники единодушно осуждают, хотя без зазрения совести пользуются её трудом.

Одна из причин нравственной деградации народа — нищета, дикие законы (вернее, беззаконие), отсутствие у представителей власти ответственности перед простыми людьми.

В русской деревне питаются в основном тем, что вырастили сами, царит нищета:

…не было в Торфопродукте и масла, маргарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный.

Власть в лучшем случае — бездействует, в худшем — ещё и прибавляет тягот в повседневную жизнь: например, новый председатель обрезал всем инвалидам огороды, и теперь эта земля порастает бурьяном; на колхозной земле нельзя косить траву, и поэтому Матрёне, чтобы прокормить козу, приходится с серпом ходить по болотам:

Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.

Жители деревни были вынуждены воровать торф, чтобы обеспечить себя на зиму топливом. Занимались этим, в основном, женщины:

…собирались по пять, по десять, чтобы смелей… Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие. Одного мешка такого, принесённого иногда километра за три (и весил он пуда два), хватало на одну протопку. А дней в зиме двести.

Как проявляется отношение к Матрёне её родственников и подруг? Почему почти все её осуждают?

Матрёна «чужая сёстрам, золовкам»

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски, «метили получить эту избу».


Эти две недели Матрена ходила как потерянная. Оттого особенно ей было тяжело, что пришли три сестры её, все дружно обругали её дурой за то, что горницу отдала, сказали, что видеть её больше не хотят, — и ушли.

Сёстры:

(А подспудный смысл был: горницу-ту вы взять-взяли, избы же самой мы вам не дадим!)

Родня мужа:

(И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только несчастная приёмная дочь, выросшая в этих стенах, ушла за

перегородку и там плакала.

Почему Матрёна осталась одна, по мнению автора?

Во время Великой отечественной войны Ефима, мужа Матрёны взяли на фронт, и он пропал без вести.

Судьба Матрёны

Закономерна смерть Матрёны. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв ещё державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Наши рекомендации