Проблема анонимного ист. инф
Виды источников информации: достоверные (документы, рассказы участников события, очевидцев, мнения специалистов, экспертов); недостоверные: конфиденциальные; ссылка на источник.
3 типа: документ– продукт чьей-то деятельности по переработке первичной информации. Она «законсервирована» в документе с помощью тех или иных знаков на том или ином материале для хранения и передачи во времени и пространстве.2.предметно-вещественная среда– обладает способностью нести на себе естественные «отпечатки» контактов с людьми и событиями. 3. человек,«живой источник», держатель информации о событ, носитель информации о себе, транслятор информации, полученной от других. Склонен помогать органам информации, хотя ни к славе, ни к деньгам не стремится. Чаще всего это те, кому совесть не дает смириться с коррупцией, несправедливостью, произволом, а возможностей помешать злу без огласки у них не хватает. В подобных случаях люди идут на сотрудничество с прессой из гражданских побуждений, рискуя многим, и потому они нуждаются в определенных гарантиях неразглашения имени, что и предусматривается законодательством. «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну». Правила: при работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной Законом,не позволять себе бестактности, давления, шантажа; указывать в материалах источники информацииво всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне; хранить профессиональную тайну относительно источника информации, если есть основания для его анонимности,отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласию с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей; соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность,выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно.
21. Гіпотыза і фантазія ў журналістыцы. Мысленны эксперымент.
Права на вымысел: неадпаведнасць вобразных ацэнак рэчаіснасці; выкарыстанне мысленнага эксперыменту (“магло быць і так”); увядзенне ў матэрыял уяўнага персанажа ці эпізода. Вобразна-канцэптуальная інтэрпрэтацыя рэчаіснасці ў журналісцкім творы: адбор фактаў (факты і “факцікі”); кампаноўка фактаў, непрадузятая расстаноўка акцэнтаў; падтасоўка фактаў; фабрыкацыя матэрыялаў.
Дыфамацыя і дэзінфармацыя. Рэзка сатырычная інтэрпрэтацыя факта. Свабода сатыры: паміж гратэскам і знявагай. Узаемасувязь зместу і формы журналісцкага твора. Пошук выразных сродкаў, якія адпавядаюць аўтарскай задуме. Інтуіцыя ў творчасці журналіста, феномен творчага інсайту. Межы вымыслу і домыслу.
22. Журналист и его герой: этические аспекты взаимодействия.
1.Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными.
2. Уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ними корректность, такт и выдержку.
3. Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, кроме тех случаев, если человек является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный интерес общественный.
4. Быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя.
5. Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намёков, способных унизить героя: ироническое обыгрывание его фамилии, имени, деталей внешности; раса, религия, болезни и т.д.
Социальное и моральное «измерение» героев журналистских произведений: может ли антигерой быть героем; обязательно ли журналисту чувствовать себя на одном уровне с героем; обязательно ли журналисту встречаться с героем будущей публикации. Журналист обязательно должен создать оптимальные условия для общения: выбор способа знакомства, методы преодоления психологических барьеров, формы завоевание доверия собеседника,
23. Паміж аператыунасцю і кампетэнтнасцю: прафесійна-маральны аспект праблемы.
Часто возникает конфликт между служебным и личным долгом.Праўда губляецца, інфармацыя становіцца таварам, які неабходна як мага выгадней прадаць.
24. Маральныя абмежаванні пры выкарыстанні метадау “ арганізаванага эксперыменту”, “ схаванай камеры”
1.Скрытая запись допускается, если это не нарушает конст. прав и свободу человека и гражданина; если это необходимо для защиты общ. интересов и принят. меры против возможной идентификации посторонних лиц; если демонстрация записи происходит по решению суда.
Журналіст обязан ставіть граждан в ізвестность о проведении аудио- видеозаписи, кино и фотосъёмки. При распространении сведений о личной жизни человека (фотографии, записи разговоров и видеозаписи) журналист должен заручиться согласием либо самого человека, либо его законных представителей. Правда есть здесь и оговорка : такого согласия не нужно, если публикация необходима для защиты общественных интересов. Скрытая камера предоставляет запечатлеть на плёнке жизнь так, как она есть. Однако незащищённость объектов съёмки и возможность произвольного использования такого рода видео - и фотоинформации ставит фоторепортера телерепортёра перед нравственной диллемой: с одной стороны он ответственнее перед зрителем за показ реальной жизни, с другой стороны, - перед героем.
2. « Метод маски» - способ добывания информации, когда репортёр не информирует - собеседников о своей профессиональной принадлежности и выступает пред ними в облике, который тех не настораживает. Репортёр может идти всюду, как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и поэтому, испытывая то, что выпадает на долю обычного человека. Однако бывают ситуации, когда метод маски неприемлем. Например, в условиях военного противостояния. Журналист там рискует собственной жизнью, его могут принять за шпиона.
Метод смены профессии- оправдан лишь при условии, что журналист способен выполнить работу, за которую он берётся. Закон ограничивает сферу применения этого метода. Журналист не может быть милиционером, юристом, лицом, занимающим выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача. Вообще умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили.
Кроме того, журналист, не может менять нравственные принципы, значит обман, провокации, приобщение к грязным делишкам, не могут быть оправданы. Ради чего журналист делает это, оправдано ли?
25. Маральныя абмежаванні пры выкарыстанні метаду “перамены прафессіі”. З вопыту Гіляроускага, Кальцова.
Метод смены профессии- оправдан лишь при условии, что журналист способен выполнить работу, за которую он берётся. Закон ограничивает сферу применения этого метода. Журналист не может быть милиционером, юристом, лицом, занимающим выборные должности и облеченных властными полномочиями, использовать как прикрытие при сборе информации профессию врача. Вообще умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили.
Смысл ролевого репортажа, как и репортажа обычного – подвести к проблеме, поставить читателя «лицом к лицу» не с отдельным человеком, а лицом к лицу с проблемой. Журналист входит в жизнь, в работу и заботы других людей, пытаясь «подсмотреть проблему изнутри». Журналист меняет профессию, надеясь выявить и показать читателю какие-нибудь ситуации, характерные для «среды обитания», в которую внедрился. Его задача - чисто репортёрская: «воочию», наглядной картинкой представит своему читателю « кусочек жизни». В ролевом репортаже выделяются два направления:
1. изучение явления «изнутри»;
2. « испытано на себе».
1. Лариса Рейснер. В 1925 году публицисты Лариса Рейснер по поручению редакции отправилась в Германию под видом переселенки и нанялась к немецкому лавочнику в качестве разносчицы молока. Искусно войдя в данную роль, она ходила по рабочим кварталам, выясняя отношения людей к экономическим неурядицам, происходящим в стране. На основе собранных фактов она опубликовала в газете «Гудок» репортаж о так называемой немецкой эпохе процветания.
2. Михаил Кольцов. В качестве делопроизводителя, учителя словесности, шофёра такси и других специальностей работал в 30 – х. годах XX столетия известный публицист Михаил Кольцов. Такие его репортажи, как «Три дня в такси» можно отнести к классике жанра.
3. Гудимов. Используя опыт Михаила Кольцова, репортер Гудимов сел за руль такси. Это позволило ему настолько серьезно и глубоко изучить состояние таксомоторного хозяйства, что после публикации его репортажей в «Экономической газете» были приняты серьезные меры по дальнейшему улучшению автообслуживания населения Москвы и городов Российской Федерации. За время своей долгой творческой жизни А. Гудимов был директором гастрономического магазина, торговал в бакалейной лавочке, набивал подметки в ремонтной мастерской. Лучшие свои репортажи он включил в книгу «Тайна чужой профессии»
4. Гиляровский.Бурлак, актёр, работал на белильном заводе, « Ураган», « Ходынка», гимнастом.
26. Метад “маскі” у сучаснай журналістыцы.
« Метод маски» - способ добывания информации, когда репортёр не информирует - собеседников о своей профессиональной принадлежности и выступает пред ними в облике, который тех не настораживает. Репортёр может идти всюду, как простой гражданин, не демонстрируя редакционного удостоверения и поэтому, испытывая то, что выпадает на долю обычного человека. Однако бывают ситуации, когда метод маски неприемлем. Например, в условиях военного противостояния. Журналист там рискует собственной жизнью, его могут принять за шпиона. Маски общения ( внимательный слушатель, суровый ревизор, маска беспристрастия)., грубо наводящие вопросы, вопросы, на которые собеседник не сможет ответить, тон вопросов не должен быть ни заискивающим, ни покровительствующим. В ролевом репортаже, как свидетельствует само название жанра, тоже широко используется «мимикрия».
Некоторые из «масок» репортёра помогают до поры до времени скрывать истинную цель автора, другие – позволяют приспособиться к новой «среде обитания».
Во многих случаях, исследуя проблему средствами ролевого репортажа, журналист поневоле вынужден скрывать свою заинтересованность в информации, переводить её в сферу личных отношений с источником. Поэтому, некоторые маски нацелены на то, чтобы собеседника расположить к себе, даже если это – потенциальный антигерой.
1. Гюнтер Вальраф, ізменіл своб внешность, чтобы узнать о положении в ФРГ иммигрантов-турок. Он надел чёрный парик и вставил коричневые контактные линзы и принялся искать работу под именем АЛИ ЛЕВЕНТ СИНИРЛИОГЛУ. В течение двух с половиной лет, он он ездил по стране в обличие турка, был строителем, металлургом, шофёром, убирал туалеты. Ему платили гроши, считали человеком второго сорта, издевались. Книга “ На самом дне”, вызвла сенсацию в ФРГ, ибо автор обнаружил в этой демократической стране систему апартеида по отношению к лишённых прав сезонным рабочим - иммигрантам. «Чтобы сорвать маску с этого общества, надо самому замаскироваться.
2. Нелли Блай.“ 10 дней в сумасшедшем доме”, который был опубликован в 1890 в Чикаго сан таймс. Чтобы проникнуть в сумасшедгий дом, она притворилась душевнобольной.
Репортёр должен сам решить, насколько оправдан этот метод.
27. Сенсацыя ( ад. лац. пачуццё, абурэнне) – моцнае ўражанне ад якой-н. падзеі, паведамленне, штовыклікае ўсеагульную цікавасць, узбуджэнне. аснова журналістыкі не толькі шукаць сенсацыю, але і ствараць яе.
28. Журналістская расследванне. Дэкларацыя гільдыі судовых рэпарцёрау.
Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
Тема – выяснение подоплеки общ. значимых событий, долг есть просто искатели правды. Умение отличить простой слив компромата от подлинной темы. Нужны инуиция, склонность к следственой работе, дар публициста. Основания для проведения расслед.: личные наблюд. жур-та, попавшие к нему документы, собраные ранее факты и мат-лы; ставшие достоянием гласности мат-лы суда или следствия. Этапы расследования: выявление фактов, прослеживание связей между ними, выдвижение версий. Кропотливая работ с документами, усложн. вариант интервьюирования. Стараться беречь источник, работать только с теми, в ком уверен. “Дымящееся ружьё”. Св-ва: наглядность и сенсационность. Разбор канфлікту: абавязковасць гутаркі з прадстаўнікамі абодвух бакоў.
Создана 31 мая 1993 года . Отвечая друг за друга своими авторскими именами, мы признаем следующие принципы честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования:
1. Для любых обвинений, опровергающих презумпцию добропорядочности в отношении того или иного лица или группы лиц, требуются веские аргументы;
2. Мы в принципе стремимся избегать обвинений в чей-либо адрес, предпочитая не утверждать, а задавать вопросы по поводу известных нам фактов. Мы не выносим приговоров, но можем выдвигать обвинения, если обладаем для этого убедительными основаниями;
3. Мы вправе работать с "утечками" информации, которые получаем на уровне личных контактов от органов дознания, следствия или со стороны защиты. Но мы не считаем возможным публиковать такую информацию в одностороннем порядке без проведения журналистского расследования;
4. Объектами нашей критики в случаях, когда обвинение им со стороны уполномоченных органов еще не предъявлено, могут быть лица, которые занимают посты в государственных органах или играют активную роль в коммерческих структурах.
5. Любое лицо, которое становится объектом нашей критики, имеет право изложить свою точку зрения, как правило, до передачи материала в печать и эфир.
6. Мы готовы пересмотреть свою точку зрения и принести извинения в случаях, когда допустили ошибку;
7. Мы вправе говорить о негуманности тех или иных следственных мероприятий, обосновывая это общими гуманистическими требованиями;
8. Суд и только суд является органом правосудия и олицетворяет собой его идею. Мы вправе аргументированно критиковать пороки судебной системы, ошибки или поступки судей, но это не влияет на наше уважение к правосудию в целом.
9. "Давление на суд" или на органы следствия мы считаем такое комментирование хода следствия или суда, которое ведется неграмотно, без всяких аргументов, без предоставления слова обвинению или защите для изложения позиций обеих сторон. Недопустимо распространение о судьях, лицах, ведущих следствие или участвующих в деле, порочащих сведений, если они не имеют отношения к предмету публикации;
10. Мы возражаем против придания политического звучания нашим публикациям на правовые темы.
Мы не стремимся к монополии на судебную или следственную информацию, но считаем, что высокий профессионализм журналиста естественным образом создает для него преимущества при получении информации и комментариев в судах и правоохранительных органах.
29. Патрабаванні да газетнага загалоука журналісткага твора у кантэксце прафесійнай этыкі.
Заголовки привлекают, подготавливает восприятие, раскладывает рекламные приманки, свидетельст. о мат-ле, для которого он изобретен, рассказывает об авторе, его отношении к факту( положит. или ироническом); об издании и его читателях с их предпочтениями. Заголовок –хроника, заголовок – бегущая строка( начало мат-ла), заголовок – ркзюме, заголовок –цитата, заголовок-интрига, зоголовок-ужастик. Заголовок должен соответствовать содержанию, элементарно быть грамотно и доступно оформлен, не содержать не понятных терминов и слов. Маральныя абмежаванні пры перадачы простай мовы, унутранага маналога. Абавязковасць захавання дакладнасці дакумента.