Политический процесс в государстве
Существует множество определений политического процесса: это процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил; это причины возникновения той или политической проблемы, способ попадания этой проблемы в повестку дня общества, формы реагирования на нее институтов управления, принятие решений по ней; это результат взаимодействия политических групп; это совокупность действий субъектов политики для достижения определенных результатов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию политической системы общества; это форма функционирования политической системы общества[126].
Политический процесс – это функциональная характеристика политической системы, отражающая совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики. Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. В нем взаимодействуют различные факторы, в результате чего и происходят изменения в политической сфере.
Основными компонентами политического процесса являются субъекты политики (социальные и институциональные), политические отношения, политическое поведение и политическая деятельность (политическое участие). С содержательной точки зрения он характеризуется институциализацией политических интересов; выработкой и принятием политических решений; реализацией принятых программ и установок.
Современному политическому процессу присущ ряд общих задач, которые по-разному решаются в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его субъектов. Политическому процессу имманентны переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал, сознательных и «стихийных» действий масс, восходящих и нисходящих тенденций развития.
В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.
Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.
Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях.
Эволюция и революция – две неразрывно связанные между собой формы движения, развития природы и общества. Эволюция политическая каждой отдельно взятой страны всегда уникальна, составляет элемент ее национальной истории. В то же время у группы стран элементы эволюции могут быть схожими, причиной чему служат сопоставимые исторические условия, общность культурных и религиозных ценностей и т. д.
Политические процессы, порожденные конфликтами и противоречиями, – это столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с овладением властью или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Традиционные виды поведения участников политического конфликта – подавление соперника, компромисс, отступление. Важнейшей проблемой современной конфликтологии является прогнозирование политического конфликта и поиск методов его предотвращения, а если он возникает – то разрешение и снижение его негативных последствий, снятие постконфликтных синдромов.
Особенности политического процесса в современной России определяются историческими традициями и своеобразием того периода развития, который переживает наша страна.
Особенности внутриполитического процесса[127] состоят в том, что:
основным содержанием деятельности (политического участия) здесь является завоевание, удержание и использование государственной власти;
он охватывает разные структуры общества, в том право, социальную, культурно-идеологическую, экономическую, военную и т.д. сферы общественной жизни;
в деятельности политических субъектов сочетаются как сознательные, упорядоченные, программированные акции, так и стихийные, спонтанные, непредсказуемые выступления, что делает его особенно сложным, поливариантным, трудно прогнозируемым;
функционирование социально-политических структур характеризуется разной направленностью: участием прогрессивных и реакционных; инновационных и консервативных (реставраторских) сил и проектов, вследствие чего сам процесс нередко приобретает альтернативный и нелинейный характер («откаты», «возвраты», «повороты»);
внутриполитические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными средствами; а противоречия и конфликты разрешаться как эволюционно, путем постепенных, преемственных изменений («реформы», «перестройки»), так и революционным путем – коренной ломкой старых отношений, институтов («перевороты»).
Политические процессы, особенно XX века, принято различать – по степени участия общества, граждан во власти и их влияния на принятие и проведение в жизнь политических решений – как демократические, так и недемократические (авторитарные, тоталитарные). В современной политологии сложились два основных подхода к оценке степени демократичности политического режима страны: 1) нормативистский; 2) функционалистский. Первый схватывает статику, сиюминутное состояние дел и определяет его соответствие некой обязательной для всех норме, модели демократии, взятой из опыта индустриально развитых стран.
Представления о народной демократии были заложены еще Платоном и Аристотелем, которые считали ее отнюдь не лучшей формой. Эти идеи развили Ж.-Ж. Руссо – в концепции «народного суверенитета», А. Линкольн, который заложил в основание американской конституции тезис о том, что демократия «исходит от народа», «осуществляется народом» и действует «в интересах народа». К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из закона о возрастающей роли народных масс в истории, потому в их теории социализма с идеей подлинной демократии связаны принципы общественных форм собственности, коллективизма, народного самоуправления. Зарубежные критики народной демократии конкретизируют ее негативные стороны в моделях «тоталитарной демократии» (Р. Арон, К. Лефорт), «управляемой демократии» (Дж. Сартори), «колониальной демократии» (А. Зиновьев), «электоральной демократии» (Р. Даль) и т.д.[128]
Тип плюралистической демократии, свойственный большинству западноевропейских государств, обусловлен тем, что в современном обществе происходит «диффузия» (М. Дювержье), или распыление власти. Основным субъектом политики становится группа, через которую личность представляет свои права и защищает интересы. Особой проблемой для обеспечения баланса интересов является создание противовесов узурпации власти со стороны отдельных групп, политических сил[129] (модели «конкурентной демократии» Й. Шумпетера, С. Липсета – Д. Лернера, «полиархической демократии» Р. Даля и др.).
Наиболее развитым типом демократии принято считать либеральную, становление и развитие принципов которой насчитывает не одно столетие (Дж. Локк, И. Кант, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, А. Токвиль и др.). Для нее характерны акценты на индивидуально-личностном субъекте (признании приоритетности прав, свобод человека и гражданина), а также его автономии по отношению к группе, обществу. В качестве цели демократии либеральное мировоззрение провозглашает идеал индивидуальной свободы, а средства к этому – равенство всех перед законом и судом. Однако последовательное проведение указанных идей также наталкивается на свои преграды: формальный характер равенства; противоречия между индивидуальными, групповыми, общественными интересами[130].
Сегодня на основе фактических данных и теоретических разработок можно сделать вывод о том, что развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развитиясоциально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической стабилизации страны и, в конечном счете, либерализации политического пространства.