Этапы формирования психики ребёнка.

1) Моторный. Характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни.

2) Сенсорный. 1 год – 3 года. Движения приобретают психомоторный характер, то есть становятся осознанными.

3) Аффективный. 3 года – 12 лет. Деятельность приобретает индивидуальный характер.

4) Идеомоторный. 12 – 14 лет. Формируются усложнённые понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков. Мышление становится абстрактным, формируется личность.

Особенности массажа.

Нужно учитывать:

- возраст ребёнка, психическое и физиологическое развитие;

- формирование зон окостенения и физиологические изгибы;

- вакцинацию (нельзя делать массаж примерно за 5 дней до прививки, после прививки выждать от 5 дней до 2 недель (в случае, к примеру, АКДС);

- у детей до года делаем массаж + гимнастику; не используем крема, лучше тальк, присыпки. Если потница, раздражение, аллергия – стоит подождать с сеансом, поскольку ребёнку массаж причинит дискомфорт.

Приёмы, используемые в детском массаже:

- поглаживание;

- растирание;

- вибрация.

Выжимание на детях не применяем!

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. Учитываем настроение, поведение ребёнка. При стойкой негативной реакции лучше перенести сеанс.

Противопоказания к массажу и гимнастике:

1. острые лихорадочные состояния;

2. тяжёлые формы гипотрофии (почти атрофия);

3. гнойные и другие острые поражения кожи;

4. увеличение лимфатических узлов;

5. поражение костной системы;

6. рахит в период разгара и в остром течении. Лёгкие степени можно исправлять («куриную грудку»);

7. врождённые пороки сердца;

8. большие пупочные, паховые грыжи. До 7 месяцев – фиксируем пластырем место выхода, можно одной рукой прижимать сложенный бинтик, другой делать массаж. Неудобно, зато не будет раздражения от пластыря. После 7 месяцев нельзя делать массаж при грыже;

9. почечные патологии.

Массаж здорового ребёнка до года.

Возраст 1(1,5) – 3 месяца.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- большую часть суток спит (20-22 ч);

- ест примерно 6 - 8 раз в сутки. Массаж проводится либо за 30 минут до еды (+ ребёнку сразу нужно немного поспать), либо спустя 40 минут после еды;

- движения случайны и беспорядочны, ноги и руки согнуты во всех суставах и прижаты к телу (физиологический гипертонус).

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание от кисти к плечу. Не разгибаем ребёнка! 5 – 6 движений по каждой руке.

2. Массаж ног. Поглаживание от стопы к паху, внутреннюю поверхность бедра обходим, 5 – 6 движений по каждой ноге.

3. Выкладываем на живот, 15 – 20 секунд. В крайнем случае - 10.

4. Массаж спины. Может выполняться как раз совместно с выкладыванием на живот. Поглаживание, ладонной и тыльной поверхностью. Направление – от ягодиц (включительно) к плечам, 4 – 6 поглаживаний.

5. Положение на боку. Выполняется рефлекторное разгибание позвоночника снизу вверх двумя пальцами – указательным и большим или «вилкой». 1 – 2 раза на каждом боку.

6. Массаж живота. Поглаживание прямых и косых мышц живота, круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке.

7. Выкладывание на живот. Рефлекторное ползание – создаём опору для ступней в виде ладони прижатой к пяткам.

8. Массаж рук и ног по той же схеме.

9. Массаж стоп. Поглаживание стопы и вокруг голеностопных суставов. Сгибание (нажать в середине стопы) и разгибание (нажать близко к пальцам) пальцев ног. 2- 3 раза.

Длительность массажа 5 – 7 минут.

Ближе к трём месяцам можно позаниматься на фитболе.

Возраст 3 – 4 месяца.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- увеличивается время бодрствования до 4 – 5 часов в сутки, сеансы проводить в это время;

- уверенно держит голову, занятия становятся более интенсивными, в массаже вводится приём растирания.

Цель занятий: нормализация тонуса ног, развитие ручной умелости. Воспитание первых навыков в изменении положения тела.

План занятий:

1. Поглаживание рук (6 – 8 раз на каждой).

2. Скрещивание рук на груди, разведение их в стороны (3 – 4 раза).

3. Массаж живота. Чередуются поглаживания по часовой стрелке с поглаживаниями прямых и косых мышц живота (5 – 6 раз).

4. Массаж ног. Поглаживание, обхватывающее растирание (5 – 6 раз).

5. Поворот со спины на живот (держим за ручку и ножку, заставляем переворачиваться (по одному разу влево и вправо).

6. Массаж спины. Поглаживание плоскостное и глубокое, растирание (примерно 4 раза).

7. Ребёнок лежит на спине, скрещивание рук на груди. Если плохо перенёс в начале сеанса, лучше не делать.

8. Ребёнок на боку, рефлекторное разгибание позвоночника (по одному разу на каждом боку).

9. Массаж живота. Поглаживание, если слабая брюшная стенка, тонизируем пощипыванием.

10. Подтанцовывание. Держим ребёнка подмышки, ставим на кончики стоп, не давая полностью опереться. Ребёнок «подтанцовывает».

11. При гипертонусе – покачивание в позе эмбриона (ребёнок согнут калачиком, туки и ноги прижаты к телу. Покачивание расслабляет мышцы).

Длительность сеанса 15-20 минут, в реальности выходит около 40, если заниматься на фитболе - точно будет не меньше 40 минут.

Не допускать резких движений!

Возраст 4 – 6 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- ребёнок сам переворачивается со спины на живот;

- лёжа на животе, приподнимает туловище на вытянутых руках. - «подтанцовывание» закрепилось;

- появляются попытки сесть.

Цель занятий: окончательная нормализация тонуса мышц ног, воспитание отводной реакции стоп, обучение удерживанию предметов. Поощрение желания сесть. Развивается чувство ритма, можно использовать ритмичный счёт, прибаутки. Активное общение с детьми.

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание, лёгкое растирание. Если есть гипотонус, можно разминание добавить. (8 – 10 движений в целом).

2. Скрещивание рук на груди, разведение их в стороны. Можно делать упражнение «бокс» - держим за предплечья, «боксируем» ручками ребёнка, он сопротивляется. (4 – 6 раз).

3. Массаж живота. Поглаживание, растирание. (4 – 6 раз).

4. Массаж ног. Поглаживание, растирание. (6-8 раз).

5. «Топанье» - ребёнок на спине, берём ножки и «топаем» всей поверхностью стопы, или «велосипед» - ребёнок на спине, имитация езды.

6. Отведение ног в согнутом положении. Делаем до сопротивления, дальше не надо.

7. Со спины на живот (1 – 2 раза).

8. Массаж спины. Поглаживание, растирание.

9. Вводим мягкие приёмы разминания (щипцеобразное, валяние).

10. «Парение» - на согнутых в локтях руках поднимаем ребёнка (он в положении лёжа на животе), слегка покачиваем, если позволяет вес.

11. Массаж грудной клетки. Ребёнок лежит на спине, массажные движения совершаются двумя руками по направлению грудных мышц к подмышечным ямкам. При ударных приёмах обходим середину – область сердца. Проходим сверху сосков, не затрагивая их.

12. Поднимание выпрямленных ног.

13. Присаживание. Если 4 месяца – придерживаем за плечи, угол присаживания около 30 градусов. В 5 – 5,5 месяцев придерживаем за предплечья, слегка тянем, чтобы ребёнок попытался сесть сам, угол присаживания около 45 градусов. К 6 месяцам вкладываем пальцы, придерживаем за кисти. Сами не сажаем, если уже умеет, фиксируем ноги и ждём, чтобы сел.

14. Повторный массаж рук и ног.

Длительность около 20 минут, + гимнастика на мяче.

Возраст 6 – 9 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- движения становятся более целеустремлёнными, экономичными, может перекладывать игрушки из одной руки в другую;

- должен сам сидеть, хочет встать;

- некоторые ползают, хотя в наше время ползают всё реже и непродолжительно.

План занятий.

1. Массаж рук. Поглаживание, растирание, разминание.

2. Упражнения для рук. Скрещивание – разведение, имитация плавания брассом, «бокс».

3. Массаж живота.

4. Массаж ног. Поглаживание, растирание, разминание.

5. Попеременное и одновременное сгибание - разгибание ног. (4 – 6 раз).

6. Массаж стоп. Поглаживание, растирание, лёгкое поколачивание.

7. Поворот со спины на живот, держим только за ноги.

8. Массаж спины.

9. Приседание, если ребёнок стоит. Фиксируем за предплечья (одно или два), приседаем вместе с ребёнком.

10. Массаж грудной клетки.

11. Ребёнка посадить, выполнить сгибание – разгибание рук в положении сидя.

12. Если ползает – поощряем, подманиваем игрушкой.

13. Что слабовато – массируем ещё раз, руки или ноги.

Возраст 9 – 12 месяцев.

Краткая характеристика умений и возможностей:

- ребёнок достаточно активный, хорошо понимает просьбы взрослых;

- либо стоит, либо ходит, применяется больше активных упражнений.

План занятий.

1. Массаж рук.

2. Круговые движения руками попеременно.

3. Скрещивание – разведение рук.

4. «Тачка». Ребёнок на животе, опирается на руки, ноги поднимаем, он идёт или стоит, что уже хорошо.

5. Массаж ног. Массируем по сегментам, отдельно голень и бедро. Сначала бедро, потом голень, стопу. Направление движений обычное.

6. «Велосипед» ножками.

7. Попеременное отведение согнутых ног в стороны.

8. Приподнимание выпрямленных ног.

9. Массаж живота.

10. Массаж спины.

11. Приседание, если стоит.

12. «Подползание», «подлезание» - ребёнок проползает под преградой – палочкой.

Можно сшить специальный коврик с гречкой, пуговицами разного размера и т.п. для ходьбы. В этом возрасте больше упражнений, чем массажа, если ребёнок здоров.

Наши рекомендации