Психомоторное развитие детей. Этапы формирования психики ребенка. Оценка нервно-психического развития у детей

Физиологические особенности кожи ребенка. Морфологические элементы сыпи.

Кожа

Толщина различных слоев кожи у детей до трех лет в 1,5—3 раза меньше, чем у взрослых, и только к 7 годам она достигает показателей взрослого человека.

Отличительная особенность кожи детей, особенно новорожденных, — слабая связь эпидермиса с дермой, что в первую очередь вызвано недоста­точностью количества и слабым развитием якорных волокон. Нервные окончания кожи к моменту рождения развиты недостаточно, но функционально состоятельны и обусловливают болевую, тактильную и температурную чувствительность.Кожа ребенка первого года жизни в силу особенностей строения, био­химического состава и хорошей васкуляризации отличается нежностью, бархатистостью и эластичностью. В целом она тонкая, гладкая, поверх­ность ее суше, чем у взрослых, и склонна к шелушению. Вся поверх­ность кожи и волос покрыта водно-липидным слоем, или мантией, которая предохраняет кожу от неблагоприятных факторов окружающей среды, замедляет и предупреждает всасывание и воздействие химических веществ, служит местом образования провитамина D, обладает антибак­териальным свойством.

Кожные высыпания

Кожные высыпания (морфологические элементы) могут затрагивать различные слои кожи, а также ее придатки (потовые и сальные железы, волосяные фолликулы).

Первичные морфологические элементы появляются на неизмененной коже. Их подразделяют на бесполостные (пятно, папула, узел и др.) и по­лостные с серозным, геморрагическим или гнойным содержимым (пузы­рек, пузырь, гнойничок). Вторичные морфологические элементы появляются в результате эволю­ции первичных .

5 вариант

1. Тонус мышц у новорожденных определяется Визуальная оценка позы и положение конечностей ребенка

2. Недостаточно выражена функциональная особенность кожи у детей: Защитная, пигментообразующая, выделительная, терморегулирующая

3. Активная речь у ребенка 2,5 лет: Начинает произносить сложные предложения

4. Поисковый рефлекс у новорожденного угасает: 3-4 мес

5.Какой степени паратрофии соответствует превышение массы тела на 11-20% 1 степень

6.Карликовым считается рост? Менее 140 см

7.Дошкольный период ребенка составляет: 3-7 лет

8.Младший школьный период ребенка составляет: 7-11 лет

9.Полная смена молочных зубов на постоянные заканчивается в возрасте: 12-13 лет

10.К особенностям костной ткани детей раннего возраста относятся: Череп состоит из отдельных костей, грудная клетка конусовидная с горизонтальными ребрами, таз узкий, воронкообразный, вертлужная впадина не развита.

Характеристики дыхательной системы детей. Методика исследования

Закладка воздухоносных путей и паренхимы легких из вентральной части передней кишки происходит на 22-26 сутки внутриутробн развития в виде формирования респираторного дивертикула. Вскоре разделяется на вентралн (трахея и 2 лег почки) и дорсальный части (пищевод). Прав легоч почка делится на 3, а левая на 2 трубки. Далее ветвление продолжается формируя бронх дерево.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ-ПЕРКУССИЮ, ПАЛЬПАЦИЮ, АУСКУЛЬТАЦИЮ МЫ ЖЕ ХОРОШО ЗНАЕМ, НАПИШЕТЕ САМИ.

6 вариант

1. Особенности роста ногтей: в первые дни жизни задерживается и на ногтевой пластинке образуется физиологическая черта. На 3 месяце она достигает свободного края ногтя

2. Пушковые волосы у новорожденных локализуются: везде кроме бровей, ресниц и волосистой части головы

3. Сосательный рефлекс у новорожденного угасает к:12 месяцам

4. Хватательный рефлекс у новорожденного угасает к: 3-4 месяцам

5.Заболевание гигантизм связано с системой:эндокринной

6. У ребенка при рождении отмечается отставание по массе тела более, чем на 30%, подкожно-жировой слой снижен: на теле, конечностях и лице. Какая степень гипотрофии у ребенка:2 степень

7.Старший школьный период ребенка составляет:от 12 до 17-18лет

8.Для получения наибольшей информации при проведении общего осмотра используют следующие технические приемы:осмотр проводят при дневном освещении

9.Большая эластичность и меньшая ломкость костей детей раннего возраста обусловлены: Волокнистое строение и особенности химического состава обуславливают большую эластичность

10. «Костный возраст» – это имеющееся у ребенка определенного возраста количество:ядер окостенения

Кожа

Толщина различных слоев кожи у детей до трех лет в 1,5—3 раза меньше, чем у взрослых, и только к 7 годам она достигает показателей взрослого человека.

Отличительная особенность кожи детей, особенно новорожденных, — слабая связь эпидермиса с дермой, что в первую очередь вызвано недоста­точностью количества и слабым развитием якорных волокон. Нервные окончания кожи к моменту рождения развиты недостаточно, но функционально состоятельны и обусловливают болевую, тактильную и температурную чувствительность.Кожа ребенка первого года жизни в силу особенностей строения, био­химического состава и хорошей васкуляризации отличается нежностью, бархатистостью и эластичностью. В целом она тонкая, гладкая, поверх­ность ее суше, чем у взрослых, и склонна к шелушению. Вся поверх­ность кожи и волос покрыта водно-липидным слоем, или мантией, которая предохраняет кожу от неблагоприятных факторов окружающей среды, замедляет и предупреждает всасывание и воздействие химических веществ, служит местом образования провитамина D, обладает антибак­териальным свойством.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖИ

Для оценки состояния кожных покровов проводят расспрос, осмотр,

пальпацию и специальные пробы.

РАССПРОС И ОСМОТР

Осмотр ребенка по возможности проводят при естественном дневном освещении. Кожные покровы осматривают последовательно сверху вниз: волосистую частьголовы, шею, естественные складки, паховые и ягодич­ные области,ладони,подошвы, межпальцевые промежутки. При осмотре оценивают:

— цвет кожи и его равномерность;

— влажность;

— чистоту (отсутствие высыпаний или других патологических элемен­

тов, например шелушения, расчесов, кровоизлияний);

— состояние сосудистой системы кожи, в частности локализацию и

выраженность венозного рисунка;

— целостность кожных покровов;

— состояние придатков кожи (волос и ногтей)

Цвет кожи зависит от ее толщины и прозрачности, коли­чества содержащихся в ней нормальных и патологических пигментов, степени развития, глубины залегания и полно­кровия кожных сосудов, содержания НЬ в единице объема

крови и степени насыщения НЬ кислородом.

В зависимости от расовой и этнической принадлежности цвет кожи в норме у ребенка может быть бледно-розовым или с различными оттенками желтого, красного, корич­невого и черного цветов.

О влажности кожи судят по ее блеску: в норме поверхность кожи умеренно блестящая, при повышенной влажности кожа сильно блестит, нередко покрыта каплями пота; чрез­мерно сухая кожа — матовая, шероховатая

Чистота кожи

При обнаружении патологических элементов на коже необ­ходимо уточнить:

— время их появления;

— связь с какими-либо факторами (пищевыми, лекарствен­

ными, инфекционными, химическими и др.);

— существование подобных симптомов в прошлом, их эво­

люцию (изменение окраски кожи, характера высыпаний);

— морфологический тип (см. ниже);

— размер (в миллиметрах или сантиметрах);

— количество элементов (единичные элементы, необильная

сыпь, элементы которой можно сосчитать при осмотре,

обильная

— множественные элементы, не поддающиеся под­

счету);

—форму (округлая, овальная, неправильная, звездчатая,

кольцевидная и др.);

— цвет (например, при воспалении возникает гиперемия);

—локализацию и распространенность (указывают все части

тела, имеющие сыпь, преимущественную локализацию

—голова, туловище, сгибательные или разгибательные

поверхности конечностей, складки кожи и т.д.);

— фон кожи в области сыпи (например, гиперемированный);

— этапность и динамику развития элементов сыпи;

— особенности вторичных элементов, остающихся после

угасания сыпи (шелушение, гипер- или гипопигментация,

корочки и др.)

Состояние придатков кожи

При осмотре волос обращают внимание на равномерность роста, опреде­ляют соответствие степени развития волосяного покрова и его распределе­ния на теле возрасту и полу ребенка. Оценивают внешний вид волос (они должны быть блестящими с ровными концами) и состояние кожи волосис­той части головы.

При осмотре ногтей обращают внимание на форму, цвет, прозрачность, толщину и целостность ногтевых пластинок. Здоровые ногти имеют розо­вый цвет, ровные поверхности и края, плотно прилегают к ногтевому ложу. Околоногтевой валик не должен быть гиперемированным и болезненным.

ПОДКОЖНАЯ ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА

Жировая ткань состоит преимущественно из белого жира, обнаружива­емого во многих тканях, и небольшого количества бурого жира (у взрослых располагается в средостении, вдоль аорты и под кожей в межлопаточной

области). В клетках бурого жира функционирует естественный механизм разобщения окислительного фосфорилирования: энергия, освобождающа­яся при гидролизе триглицеридов и метаболизме жирных кислот, не исполь­зуется для синтеза аденозинтрифосфата, а преобразуется в тепловую.

В конце внутриутробного периода и в первый год жизни масса жировой ткани нарастает в результате увеличения и количества, и размеров жировых клеток (к 9 мес жизни масса одной клетки возрастает в 5 раз). Толщина под­кожной жировой клетчатки заметно увеличивается в период от рождения до 9 мес, а затем постепенно уменьшается (к 5 годам в среднем уменьшается в 2 раза). Наименьшую толщину отмечают в 6—9 лет.

В пубертатном периоде толщина подкожного жирового слоя снова уве­личивается. У девочек-подростков до 70% жира расположено в подкожной клетчатке (что придает их формам округлость), в то время как у мальчиков на подкожный слой приходится лишь 50% общего количества жира.

Состояние подкожной жировой клетчатки оценивают при осмотре и пльпации.

Степень развития подкожной жировой клетчатки оценивают по толщи­

не кожной складки, измеренной на различных участках тела (рис. 5-40):

— на животе;

— на груди (у края грудины);

— на спине (под лопатками);

— на конечностях.

Для приблизительной практической оценки можно ограничиться иссле­

дованием 1—2 складок.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРА

Для определения равномерности и правильности распределения под­кожного жирового слоя осматривают и пальпируют различные участки тела. При осмотре заметны половые различия: у мальчиков в старшем воз­

расте распределение подкожного жира более равномерное, а у девочек отме­чают скопления подкожной клетчатки в области бедер, живота, ягодиц и на передней поверхности грудной клетки.

КОНСИСТЕНЦИЯ ЖИРА

Подкожный жировой слой в норме мелкозернист,однороден. Иногда можно обнаружить уплотнения и/или очаги атрофии.

ТУРГОР МЯГКИХ ТКАНЕЙ

Определяют по ощущению сопротивления и упругости при сдавли­вании кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности плеча или бедра (в его верхней трети) большим и указательным пальцами. При удов­

летворительном тургоре ощущают упругое сопротивление сдавливаемых тканей; при снижении тургора создается ощущение вялости или дряблости этой складки.

9 вариант

1. Гемангиома – это розовые или ярко-красные полиморфные пятна, образованные расширенными капиллярами, иногда выступающие над поверхностью кожи

2. Телеангиэктазия – это локальное чрезмерное расширение капилляров

3. У ребенка формируется «зрелая» походка в возрасте: к 4-5 годам

4. В каком возрасте у ребенка появляется улыбка в ответ на ласковое обращение: с 2 мес

5. Основной функцией подкожно-жировой клетчатки является: энергетическая, теплоизоляционная, защитная

6. Дефицит массы тела при гипотрофии Ш степени составляет: более 30%

7.Возраст, которому соответствуют показатели физического развития: масса 15 кг, длина 92 см. 2-2,5 года

8.Возраст ребенка, масса которого составляет 10,5 кг, длина тела 75 см. 1 год

9.Передние верхние резцы появляются в возрасте: 8-9 лет

10.Физиологические изгибы позвоночника у новорожденного: формируются в 3-4 месяца

Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костной и мышечной систем у детей. Обследование костей и суставов.

10 вариант

1. Гипергидроз характерен для детей препубертатного и пубертатного возраста, повышенная влажность кожи, а именно подмышечных впадин и ладоней при нарушении вегетативной регуляции

2. Цианоз – это синюшный оттенок кожи и видимых слизистых оболочек

3. Ребенок хорошо удерживает голову в вертикальном положении в возрасте: 3-4 мес

4. В каком возрасте ребенок начинает переворачивания со спины на живот: с 5 мес

5. Аппетит при гипотрофии Ш степени: отсутствует

6. При гипотрофии П степени ребенок: дефицит массы тела от 20 до 30%

7. Показатели окружности головы новорожденного 34-36 см

8. Показатели окружности головы и груди у ребенка в год (см.) голова – 46 см, грудь – превышает окружность головы на 1-2 см

9.Формула количества постоянных зубов: Х=4n-20, где n – возраст ребенка в годах, Х – число постоянных зубов

10. Количество зубов у ребенка в 1 год: 8 зубов

Психомоторное развитие детей. Этапы формирования психики ребенка. Оценка нервно-психического развития у детей

Ответ:

Психомоторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой. Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

Оценка нервно-психического развития ребенка

Главной особенностью оценки неврологического статуса, является комплексная оценка поведенческих и неврологических признаков. Оцените положение новорожденного, реакцию ребенка при осмотре, и рефлексы (Моро, хватательный рефлекс, сосательный рефлекс). Безусловные рефлексы – непроизвольные движения или действия, которые помогают нам определить состояние нервной системы новорожденного. Некоторые рефлексы могут вызываться только в определенный период развития ребенка. Приведенные ниже рефлексы вызываются только в период новорожденности, а также вызываются симметрично.

Поисковый рефлекс. Вызывается, если коснуться угла рта новорожденного. Он поворачивает голову в направлении касания и открывает ротик — начинает «искать». Поисковый рефлекс помогает ребенку искать грудь.
Сосательный рефлекс.Помещенный между губами предмет новорожденный плотно захватывает. Захватывая между губами сосок матери и удерживая в полости рта, одновременно губами производит ритмичные сосательные движения. Сосательный рефлекс появляется в 32 недели беременности и полностью развит после 36 недель гестационного возраста.

Рефлекс Моро.Может вызываться с рождения, его называют рефлексом вздрагивания. Он исчезает к 4-5 месяцам после рождения. Вызывается ударом по пеленальному столу, любым звуковым или вибрационным раздражителем. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро) и выпрямляет ножки, предварительно согнутые и прижатые к животу. Вторая фаза (клоническая) – сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.

Рефлекс Робинсона (ладонный хватательный).При касании ладонной поверхности новорожденного, он закрывает ладошку и сжимает пальчики – «хватает». Рефлекс более выражен у недоношенных.

Ползанье по Бауэру.В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Эти рефлексы исчезают к концу первого месяца жизни.

Рефлекс Кернига Невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.

Рефлекс Бабинского.При проведении штрихового движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам возникает подошвенное сгибание всех пальцев – симптом отрицательный или тыльное разгибание большого пальца при подошвенном сгибании остальных – симптом положительный.

Эти рефлексы исчезают на первом году жизни ребенка. Угасание у новорожденных безусловных рефлексов свидетельствуют о значительных изменениях со стороны центральной нервной системы. У грудных детей оценивается выражение лица, положение тела, характер и объем движений, объем моторно-статических навыков, состояние сознания. Ребенок 1-го месяца фиксирует взгляд на предмете, следит за ним. В 2 месяца держит головку, лепечет, смеется. В 3 месяца неуклюже хватает предметы, различает лица близких людей, гудит, переворачивается с животика на спинку. В 4 месяца берет предметы, играет своими руками. В 6 месяцев сидит самостоятельно, хватает движущиеся предметы и бросает их. В 8 месяцев стоит с поддержкой, ползает, рассматривает игрушку, перекладывая из руки в руку, произносит согласные. В 10 месяцев говорит отдельные слова, сам встает, знает значение отдельных слов, машет рукой. В 12 месяцев ходит, имеет словарный запас в 4-8 слов, знает значение слова «нельзя».

Сроки развития моторно-статических навыков и особенно речи могут колебаться у нормальных здоровых детей в зависимости от индивидуальных особенностей, особенностей воспитания и режима. Поэтому при оценке нервно-психического развития необходимо ориентироваться на весь комплекс: опорных признаков и нельзя делать заключение на основе одного двух признаков.

Огромное влияние на нервно-психическое развитие оказывает воспитание ребенка в семье, детском коллективе, школе, а также состояние его здоровья. Многие болезни ребенка вызывают задержку нервно-психического развития детей, особенно речи. Нужно всегда исключить так называемую педагогическую задержку психического развития, связанную с дефектами воспитания ребенка.

4 вариант

1. Оценить тонус сосудов кожи, зависящий от характера нейровегетативной реакции, при пальпации позволяет: Дермографизм

2. Какие из перечисленных ниже функций несовершенны у новорожденных?Защитная

3. К какому возрасту жизни формируется звуковой раздражитель:К концу 1-го месяца

4. Масса мозга у детей удваивается к: 6 месяцу

5.Дефицит массы тела при 3 степени гипотрофии составляет:30% и больше

6.Избыток массы тела у ребенка называется:Ожирение

7.Грудной период ребенка составляет:От 29-х суток до конца 1-года жизни

8.Преддошкольный период ребенка составляет:1-3 года

9.Прорезывание всех молочных зубов заканчивается к возрасту (в годах):К 1 году

10.Первые постоянные зубы появляются в возрасте:5 лет

Наши рекомендации