Начальные этапы формирования личности ребенка-дошкольника

До­школьный возраст является начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение дошкольников начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение при­обретают мотивы общественного содержания, которые подчи­няют другие мотивы.

Изучение мотивов дошкольников дало возможность уста­новить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмо­циональную оценку взрослого—одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у ребенка настолько велика, что он час­то приписывает себе положительные качества. Так, один до­школьник, порядочный трусишка, говорил о себе: «Я пошел в джунгли охотиться, вижу—тигр. Я его—раз—поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый?»

Личные мотивы проявляются в различных видах деятель­ности и направлены на предметы деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя иг­рушками и атрибутами игры, не анализируя заранее самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему в ходе игры данные предметы. Постепенно в процессе совместной деятель­ности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствовать­ся в своем поведении нравственными нормами. У него форми­руются моральные представления и оценки. В среднем до­школьном возрасте ребенок активно переживает события, по­ступки, о которых, слышал, которые наблюдал. Проявляются сочувствие, заботливость. В формировании нравственных ка­честв личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В образе взрослого ребенок в первую очередь выделяет занятость общественно полезным делом.

Формы поведения, которым хочет подражать ребенок, на всем протяжении дошкольного возраста эпизодичны, неус­тойчивы, часто меняются под влиянием общения ребенка со взрослыми, прослушанных книг, рассказов, просмотренных кинофильмов.

В дошкольном возрасте появляется определенное отноше­ние к себе и своим возможностям. Пятилетние дети, как пра­вило, их переоценивают. В возрасте семи лет дети в большин­стве случаев оценивают себя правильно: «Умею одеваться, убирать постель». В этом возрасте дошкольники указывают на умение следовать определенным нравственным нормам: «Умею помогать взрослым» и др. Свои возможности они оце­нивают по практическому их осуществлению. Самооценка стар­шего дошкольника становится уже достаточно устойчивой.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формирова­нию первых задатков произвольного поведения, т. е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс фор­мирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои воз­можности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планиро­вать свои действия и производить их анализ и самоконтроль.

Д.Б. Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошколь­ного возраста ребенок проходит огромный путь развития—от отделения себя от взрослого («я сам») до открытия своей внут­ренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеют характер мотивов, побуждающих личность к удовлетво­рению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

5. Кризис дошкольного детства (кризис 7 лет)

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может смес­титься к 6 или 8 годам. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рож­дения социального «Я» ребенка. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Изменение самосознания ребенка приводит к переоценке ценнос­тей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудитель­ную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет от­ношение к учебной деятельности (в первую очередь отмет­ки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — ме­нее важным. Старший дошкольник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

По мнению Л.С. Выготского кризис 7 лет характеризуется следующим.

Когда дошкольник вступает в кризис, он утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношении с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так как ходил раньше. В поведении появляется что-то искусственное, нелепое, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок строит из себя шута.

В 7 летнем возрасте начинают возникать такие структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Семилетка открывает факт своих переживаний.

Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе, которые были не возможны до обобщения переживаний. К кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Признаки кризиса 7 лет:

· возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (как будто не слышит);

· появление со стороны ребенка оспаривания необходимости выполнить просьбу взрослого или отсрочивание времени ее исполнения;

· непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

· хитрость как нарушение сложившихся правил в открытой форме (мокрые руки вместо вымытых);

· демонстративная «взрослость» (вплоть до карикатуры манеры поведения);

· обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде (чтобы не выглядеть «как маленький»);

· упрямство, требовательность, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

Помощь ребенку в кризисный период должна заключаться в следующем:

· разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать так, а не иначе);

· предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности;

· напоминание о необходимости выполнить поручение;

· выражение уверенности в способности ребенка справиться с поручением.

ВЫВОДЫ:

• Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни.

• Основная потребность дошкольника – жить общей жизнью со взрослыми – в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.

• Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

• В игре и других видах деятельности дошкольника (рисовании, самообслуживании, общении) рождаются такие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений и др.

• На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми. Формы этого общения: сначала внеситуативно-познавательная (3-5 лет), в конце возраста – внеситуативно-личностная (после 5 лет).

• Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

• Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.

Наши рекомендации