Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса

К 1998 г. долг Российской Федерации перед международными кредитными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим. Положение усугублялось неблагоприятной международной конъюнктурой, которая характеризовалась опасными для экономики России тенденциями. Важным фактором развития кризиса стало то, что значительная часть внимания и усилий российской элиты была направлена на разрешение политических, а не экономических проблем.

17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Данное решение не имело отношения к государственным интересам — государство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев банков. Разразился невиданный прежде кризис. 23 августа Б. Н. Ельцин отправил правительство С.В. Кириенко в отставку. Финансовый кризис перерос в политический. В сентябре 1998 г. главой правительства стал Е. М. Примаков.

В результате дефолта 17 августа 1998 г. вся российская банковская система оказалась на грани краха. Некоторые крупные банки разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении — на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Разорилось множество фирм. Сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому среднему классу, потеряли работу и источники дохода.

Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными то варами. Ситуация в экономике стала стабилизироваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприятные тенденции, в частности рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления, продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Летом 1998 г. началась вторая половина второго и последнего президентского срока Б. Н. Ельцина. Развернулись поиски преемника, что не могло не обострить борьбу группировок. Ситуацию осложняло то, что Президент Ельцин и его окружение долго не могли найти человека, относительно которого они были бы убеждены, что он оградит их от судебных преследований или какой либо внесудебной расправы. Проявлением этих метаний Ельцина была частая смена премьер министров, наступившая после отставки Черномырдина. Параллельно шел процесс самоорганизации элиты с целью самостоятельно определить преемника. Раскол в правящих верхах и во власти стал очевиден. Россия оказалась на пороге очередного кризиса.

Этот момент показался чрезвычайно благоприятным для авантюристов, которые не оставили замыслов изменить ситуацию на Северном Кавказе. 12 января 1999 г. в Чечне был создан «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана». Резко активизировались нападения на граничащие с территорией Чечни республики и края России. 9 августа Ельцин отправил в отставку правительство С. В. Степашина. Исполняющим обязанности премьера был назначен В. В. Путин. В обращении по телевидению Ельцин назвал его своим преемником на посту Президента.

Практическая работа № 10

Тема: «Стабилизация власти. 2000-2008 г.г.».

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Явлинский Г.А. «Дорожная карта» российских реформ.// Новая газета. 25 апреля 2005 г.

Медведев Д. Интервью британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта 2008 г.

Теория

Политическая модернизация. Выборы Президента Российской Федерации 2000 г. Государственное строительство. Административная реформа. Партийное строительство. Укрепление Российской армии. Власть и олигархи. Переизбрание В.В. Путина. Изменения в избирательной системе. Выборы Президента РФ в марте 2008 г.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 3 с. 183-200

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

Постановка задачи

Изучить документальные фото и видеоматериалы о становлении новой политической системы России. Изучить биографии политических деятелей 90-х годов и подготовить справку. Составить перечень реформ и их значение. Составить сравнительную таблицу о развитии мирового экономического кризиса в России и одной из стран.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

План

1. Предпосылки неизбежности корректировки внутренней и внешней политики.

2. Меры по обеспечению гражданского единства и согласия.

3. Укрепление российской государственности.

4. Значение нового курса для возрождения России.

5. Налоговая реформа.

6. Судебная реформа.

7. Столкновения с олигархами.

8. Борьба с терроризмом.

Опорные знания

Даты и события:

31 декабря 1999 г. - отставка Б. Н. Ельцина. Назначение В. В. Путина и. о. Президента Российской Федерации

26 марта 2000 г. - избрание В. В. Путина Президентом России

14 марта 2004 г. — повторное избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации

Имена:Б. Н. Ельцин, В. В. Путин.

Понятия:Федеративная реформа; единое законодательное пространство; местное самоуправление.

Оборудование:Учебник История России и мира 11 класс, статистические материалы, атлас, интернет ресурсы

Работа с картой

Найдите на карте границы федеральных округов. Чем было обусловлено их появление?

Работа с документами

В чем на Ваш взгляд новоизбранный Президент России видел главные задачи в стабилизации положения в стране, и почему начинать нужно было именно с них? Какие меры, из перечисленных в документе, с вашей точки зрения, имели особо важное, центральное значение и почему?

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. 2000 г.

Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения - не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям. Общественное мнение приписывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и «карающий меч», и бюрократы посредники между центром и регионами. Между тем, сокращая аппараты федеральных служащих на местах, мы хотим добиться их мобильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компетенции федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персонифицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементирует единство страны. Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемых глав регионов. Опорой полпредам в работе будут только закон и данные им полномочия.

Второй наш шаг определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Сегодня в территориях государственный орган или должностное лицо может уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным или противоречащим федеральному законодательству. Может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни сплошь и рядом. Такое унижение российского суда как одной из федеральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпимо. Вот это, собственно говоря, и есть внешнее проявление того, о чем я сказал. У нас государство является не федеративным, а децентрализованным.

Федеральная власть, Президент России должны иметь правовую возможность навести здесь порядок. И руководители регионов должны иметь право влиять на местные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирают свободы граждан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то звено, на которое не может не опираться власть федеральная. Но подобные институты вмешательства есть во многих федеративных государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четко го исполнения Конституции и федеральных законов. Впрочем, даже сейчас, на стадии обсуждения этой проблемы, российские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых территориях мы наблюдаем.

Наш следующий шаг - реформа Совета Федерации. И это тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности.

Работа со схемами, диаграммами, таблицами

Составьте хронологическую таблицу основных мероприятий Президента В. В. Путина в 2000-2003 гг.

Наши рекомендации