Государство как субъект управления общественными процессами. Типология государств. Роль и место современного государства в управлении обществом
Под государством обычно понимается публичная и нормативно-выраженная властная сила общества. По поводу места и роли государства в обществе, а также пределов его регулирующего, управляющего воздействия споры не утихают в течение двух последних тысячелетий. И сегодня в России существуют различные позиции – либеральная, марксистская, державная и другие.
Позиция современных либералов сводится к уменьшению степени и возможностей государства и государственного управления в развитии общества. Приоритет отдается внутренней, собственной активности человека, его предприимчивости, творчеству, свободе. Приверженцы марксистской теории государства исходят из принципов классовой природы государства и неизбежности его отмирания. Однако при этом допускается довольно широкое вмешательство государства в систему современных общественных отношений. Наконец, государственники пытаются использовать государственный рычаг как основной фактор поступательного движения общества, вернуть государству его былое величие. Очевидно, что в ближайшие годы следует ожидать роста влияния государства уже в силу кризисной ситуации в российском обществе.
Вопрос о сильном или слабом государстве сегодня уже не стоит. Нам, безусловно, необходимо сильное, авторитетное, влиятельное и дееспособное государство. Вопрос только в том, чтобы это сильное государство правильно выстроило вектор силы – не на порабощение граждан и навязывание собственных корпоративных целей и ценностей, а на создание условий для максимальной реализации гражданами своих возможностей, как в собственных интересах, так и в интересах общества в целом. Это требует научно выверенного и профессионального подхода к формированию государственных институтов.
Характерные черты государства как субъекта государственного управления:
¨ Системность
¨ Целостный характер
¨ Всеобщий характер
¨ Иерархичность
¨ Властный характер (принуждение)
¨ Исторический характер
¨ Легитимность, причем и само государство ограничено законом
¨ Многообразие форм и типов государств
Многомерность государства выражается в следующих аспектах:
¨ Государство является формой существования общества, т.е. это структура и механизм общественного самоуправления.
¨ Государство – это территориальная организация людей.
¨ Это институт гражданства.
¨ Это выразитель и интегратор общих интересов, целей.
¨ Государство как монополист на легитимное принуждение и законопроизводство.
¨ Государство – это специальный аппарат, т. е. совокупность людей, обеспечивающих деятельность государственных органов.
Типология государств чрезвычайно многообразна, и это также существенно влияет на особенности функционирования государственного управления. Выделение типов государств возможно на основе следующих критериев.
1. Государства, классифицируемые по источнику и суверенному носителю:
¨ Монархия (тирания)
¨ Аристократия (олигархия)
¨ Демократия (охлократия)
Такую типологию государств (в скобках указаны «неправильные» аналоги) предложил еще Аристотель.
2. По форме правления:
¨ Парламентская республика (ФРГ, Италия)
¨ Президентская республика (США, Аргентина, Мексика)
¨ Смешанные формы – полупрезидентская республика (Франция, Россия)
¨ Парламентарная монархия (Великобритания, Испания, Швеция)
3.По форме государственного устройства:
¨ Унитарные
¨ Федеративные (Россия, США, Германия).
4. По политическому режиму:
¨ Деспотические (тоталитарные, автократические, авторитарные), где способ реализации государственной воли – насилие, ограничение свободы, тотальный контроль
¨ Либеральные, где государственная власть исходит, прежде всего, из прав и свобод граждан (пока это больше политический лозунг)
¨ Демократически-правовые режимы, где народная воля реализуется в рамках закона
¨ Советско-бюрократический тип правления и другие.
Современные общественные функции государства, т.е. те основные направления деятельности, которые государство осуществляет по отношению к обществу, можно выделить следующим образом:
1. Функция обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает это государство. Без сохранения общественной стабильности, спокойствия, компромисса и сотрудничества невозможно будет не только эффективное управление, но погибнет и само государство.
2. Если первую функцию можно было назвать политической, то вторая – это социальная функция, предполагающая обеспечение, защиту и развитие прав и свобод каждого человека и гражданина. Для нашего государства особенно важно сегодня не просто провозгласить эти права и свободы, но и создать соответствующие условия для их реализации.
3. Экономическая функция: создание организационно-правовых предпосылок для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества, поиск новых форм отношений между государством и экономикой.
4. Внешняя функция – поддержание свободы, суверенитета, обеспечение исторического существования народов своей страны в рамках мирового сообщества. Взаимодействие с другими государствами предполагает осуществление двух основных направлений – выполнение геополитических обязательств (мирное сосуществование, экологическая защита и т.д.) и сохранение национальных интересов, территориальной целостности страны.
Особенности российского государства как субъекта управления можно выделить следующим образом:
1. Традиционно монопольно-доминирующая роль государства в общественной жизни, слабость гражданского общества.
2. Мессианская роль государства, выражающаяся, в частности, в концепции «Москва – третий Рим».
3. Соборность российского государства как духовное единение общества и государства, служение обществу через службу государству.
4. Тоталитарные методы управления, ограничение возможностей развития личности.
5. Военно-административный характер формирования и функционирования государства.
6. Приоритет духовного, зачастую в противовес рациональному.
В значительной мере этими особенностями были обусловлены и традиционные недостатки государственного управления в России: чрезмерное единообразие, централизм; безответственность первых лиц, произвол чиновников, бюрократизм и волокита, косность, отсутствие динамизма и другие.
Радикальные преобразования в современной России, реформа государственного управления по существу означают прорыв в традиционной ментальности народа, что может привести либо к распаду России как целостного образования, либо к превращению ее в современное демократическое государство.
Сегодня мы видим некоторое возвращение к традиционным особенностям российского государства как субъекта государственного управления, что в значительной мере вызвано внешними факторами, в частности, усилением давления на Россию со стороны западных стран.
Система государственного и муниципального управления в Российской Федерации и Республике Башкортостан могут соотноситься либо как федеральный центр и периферийные органы (центр и провинция), либо как федеративное государство и субъект федерации (целое и часть). Мы будем учитывать здесь и то и другое, поскольку именно это обстоятельство определяет как общие черты, так и особенности систем государственного и муниципального управления в РФ и РБ.
Важнейшими общими чертами систем государственного и муниципального управления в Российской Федерации и Республике Башкортостан являются:
1. Наличие общей государственности. Республика Башкортостан – неотъемлемая часть Российской Федерации, добровольно вошедшая в состав России еще 450 лет назад.
2. Единое правовое поле. Конституция и законы Республики Башкортостан, отражая специфику организации общественной жизни республики, тем не менее, не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Отдельные проблемы в этой области, имевшие место в 90-х годах 20 века, остались в прошлом.
3. Общие принципы организации государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы. Органы государственного управления РБ входят в систему государственного управления Российской Федерации, активно и конструктивно взаимодействуют как с федеральными органами государственной власти, так и с органами государственного управления других, особенно соседних субъектов РФ (Республика Татарстан, Свердловская, Оренбургская, Челябинская области и др.).
4. Наконец, принципиально важным является то обстоятельство, что у нас единое социокультурное пространство: общая история, язык, традиции, организация жизни, менталитет.
Особенности системы государственного и муниципального управления в Республике Башкортостан обусловлены, прежде всего, спецификой самой республики.
Основные особенности Республики Башкортостан как субъекта государственного управления:
1. Это молодое государство, даже если считать с 23 марта 1919 г. Ему нет и ста лет, что по историческим меркам − для государства «не возраст».
2. До недавних пор весьма острым было противоречие между реальным и провозглашенным суверенитетом. Сегодня термин «суверенитет республики» не используется в политическом и правовом лексиконе, можно говорить о самостоятельности Республики Башкортостан лишь как о весьма высокой степени автономии в составе Российской Федерации.
3. Башкортостан находится и развивается на стыке двух культур, двух цивилизаций, двух религий, двух континентов. Евразийское начало, характерное для России в целом, в концентрированной форме выражается в нашей республике. В то же время республика полиэтнична, и система государственного управления с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство.
4. В определенном смысле Башкортостан является классическим субъектом Российской Федерации: в меру самостоятелен, удален от центра и в то же время очень гармонично впаян, адаптирован в состав Российской Федерации.
Своеобразие системы местного и государственного управления в Республике Башкортостан сводится, в частности, к следующим моментам:
1. Наличие института президентской власти, что характерно даже не для всех республик в составе Российской Федерации.
2. Однопалатный парламент.
3. Если в России система органов государственного управления исходит из федеративных принципов государственного устройства, то в РБ система государственного управления построена на унитарной основе.
4. Наличие местных (территориальных) органов государственного управления на уровне районов и городов, по крайней мере, до 2006 г. В большинстве субъектов Российской Федерации их нет.
5. Более жесткая, по сравнению с Россией в целом, вертикаль власти, государственного управления, контроля над экономикой; большая степень централизма, отсутствие в республике теневого кабинета (конструктивной оппозиции).
6. Относительно низкий уровень развития местного самоуправления, что выражается в отсутствии опыта организации органов местного самоуправления в городах, опыта организации ассоциаций муниципальных образований в РБ и т. д.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. В рамках каких концепций определяют место и роль государства в обществе?
2. Назовите характерные черты государства как субъекта государственного управления.
3. В каких аспектах выражается многомерность государства?
4. На основе каких критериев возможно выделение типов государств?
- Назовите современные общественные функции государства.
- В чем заключаются особенности российского государства как субъекта управления?
- Укажите общие черты систем государственного и муниципального управления в Российской Федерации и Республике Башкортостан?
- Каковы основные особенности Республики Башкортостан как субъекта государственного управления?
- Назовите современные общественные функции государства.
- Раскройте собственное видение концепции “Москва-третий Рим”.
Тесты для самопроверки
1. Позиция современных либералов по отношению к месту и роли государства в обществе главным образом определяется:
1) государственным управлением как основным фактором поступательного движения общества;
2) классовой природой государства, неизбежности его отмирания;
3) приоритетом внутренней, собственной активности человека;
4) либерально-демократическими ценностями.
2. Монархия, аристократия и демократия выделены в отдельные типы государства на основании следующих критериев:
1) по источнику и суверенному носителю;
2) по форме государственного устройства;
3) по форме правления;
4) по политическому режиму.
3. Российская Федерация по форме правления является:
1) президентской республикой;
2) парламентской республикой;
3) смешанной республикой;
4) монархией.
4. Одной из важнейших общих черт систем государственного и муниципального управления в РФ и РБ является:
1) единое правовое поле;
2) единая форма правления;
3) единая форма государственного устройства;
4) легитимность.
5. Следующий тип государства выделяется по критерию действующего политического режима:
1) авторитарный тип;
2) унитарный тип;
3) федеративный тип;
4) охлократия.