Сущность демократического правового государства

Действующая Конституция Российской Федерации признает суверенный характер власти исключительно за Российской Федерацией.

Суверенитет государства − это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за его пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

По буквальному смыслу слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra − выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. верховенство.

Со времени своего основания в 1918 г. Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признавалась суверенным государством всеми действующими на ее территории советскими конституциями, как союзными, так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер. Он мог быть реализован только в случае выхода России из состава Союза ССР.

Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитета Российской Федерации явилась Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР[1]. Выражая волю народов России, Декларация провозгласила государственный суверенитет Российской Федерации на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной − Вооруженными силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической − Президентом и Правительством России, а также государственными органами, руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

С точки зрения теории государственного права, государство, являющееся частью другого государства, не может представлять собой суверенное государство.

Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются, поэтому даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие в переводе с древнегреческого − демократия).

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

Российская Федерация в соответствии со ст. 1, 14 Конституции РФ − это государство демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.

Демократию в данном случае можно рассматривать как характеристику современной республиканской формы правления, где все граждане пользуются равными правами, избирают государственную власть, участвуют в управлении общественными делами непосредственно или через своих представителей. В демократической республике власть принадлежит народу в целом, а не отдельному лицу (монархия) и не отдельному классу, группе или сословию (буржуазная республика, аристократическая республика и т. д.).

Демократия обязательно предполагает определенную зрелость общества, наличие больших масс самостоятельных, ответственных граждан, способных так или иначе брать на себя бремя управления страной.

Есть две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная (репрезентативная) демократия. Прямая демократия предполагает постоянное и непосредственное участие всех граждан в разработке общезначимых государственных решений. В наши дни прямая демократия существует только в виде отдельных, хотя и очень важных элементов: прямые выборы на политические должности (президенты, депутаты, судьи и т. д.), референдумы и др.

Представительная демократия предполагает наделение гражданами политическим органам таких полномочий, которые позволяют им действовать, управлять от имени народа. При этом решающие рычаги власти и контроля остаются у общества и реализуются, например, в виде тех же выборов.

Становление демократии – сложный, длительный и противоречивый процесс. В нашей стране он начался по существу с 1917 г., однако республиканская форма правления не стала демократической в полной мере. По существу, мы могли быть тогда только бюрократической республикой, где от имени народа действовала партийно-государственная номенклатура.

В 90-х годах прошлого века начинается новый этап формирования демократии в России. Базовые принципы демократии – суверенитет народа, гарантированность прав и свобод граждан, подчинение меньшинства большинству, способность граждан к компромиссам, толерантность – легли в основу конституционного строя Российской Федерации.

Однако нам еще далеко до полного утверждения этих принципов в практике политической жизни. Необходимо наличие ряда предпосылок:

Ø Международные предпосылки – утверждение демократических принципов в международных отношениях.

Ø Политические предпосылки – обеспечение реальных политических прав и свобод граждан.

Ø Социально-экономические предпосылки – независимость (в первую очередь материально-экономическая) граждан от государства.

Ø Духовные предпосылки – утверждение в обществе демократических традиций, норм поведения участников политических процессов, демократических идей, мировоззрения, определяющих характер функционирования политических институтов.

Демократическое государство тоже не идеально, здесь есть ряд противоречий и проблем: например, несоответствие принципа представительности народа способу ее воплощения – парламентаризму. Ни один парламент не может в полной мере учесть потребности и интересы всех групп населения. Другое противоречие – подчинение меньшинства большинству недемократично, меньшинство также должно быть представлено в полной мере. Впрочем, специалисты предлагают преодолеть указанное противоречие с помощью консенсусной демократии – демократии согласования, где решения принимают на основе убеждения, доказательств и где меньшинство имеет право на вето. Это вполне возможно, но требует более высокого уровня политической культуры граждан.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции Российской Федерации нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и существенно нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле часто отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Фактически не реализуется на практике в полной мере и принцип разделения властей. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, поскольку оно все еще в значительной мере носит формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует немало времени и усилий нашего народа. В то же время следует помнить, что определенный разрыв между теорией и практикой вполне естественен и характерен в той или иной мере для всех стран.

В соответствии со своей Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Главное в идее правового государства − связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита прав и свобод граждан от возможного произвола со стороны государства и ее органов.

Современная демократия невозможна без правового государства. Наука признает важнейшими следующие принципы правового государства:

Ø Верховенство права (главенство закона, власть основаны на законе, а не закон даруется властью, все граждане равны перед законом). «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», − закреплено в ст. 15 Конституции.

Ø Обеспечение и государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Ø Организация власти на основе принципа разделения властей, невозможность полного контроля со стороны государства за своими гражданами.

Ø Правовая форма взаимоотношений (наличие юридически зафиксированных взаимных прав и обязанностей) индивида, общества и государства.

Антоним правового государства – тоталитарное государство, которое устанавливает полный (тотальный) контроль над своими гражданами, превращая их из свободных личностей в бессловесных подданных. Такому государству не нужно разделение властей на самостоятельные ветви, оно само творит право (законы), исходя, как правило, из узкогосударственных интересов и потребностей.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 19) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных должностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на судебные, правоохранительные органы для обеспечения таких решений этих органов, которые устраивали бы их подопечных, и т. п.

Однако смысл существования правового государства не сводится только к защите человека от государственных притязаний. Принцип правового государства преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами.

Становление правового государства в России – сложная проблема. Наш опыт исторического развития, традиции и стереотипы, национальный менталитет повседневно вступают в противоречие с теми принципами, которые были провозглашены Конституцией РФ в 1993 г. Но трудное – не значит неразрешимое. У России просто нет другого выхода, как создавать предпосылки эффективного и реального правового государства. Для этого необходимо:

Ø формировать уважение к закону;

Ø в правовом строительстве отдавать безусловный приоритет обеспечению прав и свобод граждан;

Ø развивать местное самоуправление;

Ø обеспечить реальную демократизацию государства;

Ø изменять отношение граждан к государству как за счет новой внутренней политики государства, так и посредством просвещения, повышения культуры, достоинства и свободы россиян.

Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено в полной мере верховенство закона. В Российской Федерации недостаточно эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Проблемы становления правового государства в России неоднократно отмечались на самом высоком уровне, в том числе в выступлениях Президента РФ В. В. Путина. Построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства и всех его граждан. Процесс этот идет и за последние годы Россия добилась существенного прогресса в создании правового государства, в росте политической, правовой и гражданской культуры населения.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1) Что означает термин «суверенитет»?

2) Становление Российской Федерации как суверенного государства.

3) Раскройте понятие «Россия как демократическое государство».

4) Определите проблемы, возможности и перспективы становления демократии в Российской Федерации.

5) Почему в России не в полной мере реализуются принципы демократии?

6) В чем сущность правового государства?

7) В какой мере Россия может быть отнесена к правовым государствам?

Наши рекомендации