Создание парламентской системы в СССР
В 1988 — 1990 гг. в Конституцию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систему высших органов государственной власти и управления. Важнейшее место в ней занимал Съезд народных депутатов - прямое продолжение съездов Советов, работавщих в 1917 – 1936 гг.
Этот орган наделялся всей полнотой власти в стране и был правомочен рассматривать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. К исключительным полномочиям Съезда относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; вопросы национально-государственного устройства; границы СССР и границы союзных республик; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, а также Председателя и Верховного Совета СССР и его первого заместителя. С декабря 1989 г. Съезд народных депутатов СССР избирает Комитет конституционного надзора – независимый орган, наблюдавший за соответствием издававшихся законов и подзаконных актов Конституции СССР.
Количественный состав Съезда был установлен в 2250 депутатов. Одна треть (750 депутатов) избиралась от территориальных округов, другая треть (750 депутатов) — от национально-территориальных округов по следующим нормам представительства: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов — от автономной республики, 5 депутатов — от автономной области и по 1 депутату — от автономного округа. Выборы депутатов в округах проводились на альтернативной основе. Наконец, последняя треть (750 депутатов) избиралась от общесоюзных общественных организаций на их форумах. При этом закон о выборах определял квоту для организаций, исходя из их роли в общественно-политической жизни страны. Так, по 100 мест выделялось для КПСС, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 — для ВЛКСМ, женских, ветеранских организаций, объединений научных работников, творческих союзов и иных общественных объединений. Выборы от общественных организаций позволяли избираться на съезд на безальтернативной основе и фактически без учета мнения населения. Именно таким способом были избраны депутатами Съезда высшие руководители партии и правительства, включая самого М. С. Горбачева. Срок полномочий депутатов Съезда был установлен в пять лет. Съезды должны были собираться не реже одного раза в год. В действительности они созывались чаще. Всего за период с 1989 по 1991 г. состоялось пять Съездов народных депутатов СССР. Они проходили в обстановке полной гласности, и их заседания, как правило, транслировались по телевидению.
С образованием Съезда народных депутатов изменились правовой статус и порядок формирования Верховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти. Избирался Верховный Совет на Съезде народных депутатов из их числа. Верховный Совет, как и прежде, состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. В каждой из палат было по 271 депутату (всего — 542 депутата). Конституция установила сложный порядок обновления депутатского корпуса Верховного Совета: ежегодно он должен был изменяться на 1/5.
Верховный Совет СССР имел довольно широкие полномочия. Он назначал выборы народных депутатов, утверждал состав правительства, образовывал и упразднял министерства, избирал судей высших судов СССР, назначал и смещал Генерального прокурора, принимал законы, ратифицировал и денонсировал международные договоры.
Для предварительного рассмотрения законопроектов Совет Союза и Совет Национальностей могли создавать постоянные комиссии, а Верховный Совет в целом – постоянные комитеты.
Руководил работой Верховного совета избиравшийся на Съезде народных депутатов Председатель Верховного Совета.
|
|
Рис. 25. Государственное управление СССР в 1989-1990 гг.
Первый съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. На съезде и позже, в Верховном Совете СССР, – началось политическое структурирование, возникла парламентская оппозиция. Было объявлено об образовании Межрегиональной депутатской группы (МДГ), в состав которой вошли сторонники радикальных реформ. Сопредседателями ее стали историк Ю. А. Афанасьев, академик А. Д. Сахаров, опальный партийный функционер Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов и др. Принципиальными положениями программы МДГ были: признание частной собственности, в том числе на землю; введение рыночных отношений; отмена 6-й статьи Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС»; децентрализация власти; введение многопартийности; образование нового федеративного государства на добровольной основе с широкими правами субъектов федерации.
Позже появилось влиятельное парламентское объединение «Союз», отстаивающее СССР как целостность, сохранение единого юридического, экономического, культурного пространства всей страны. Лидером его стал А. И. Лукьянов, возглавивший Верховный Совет СССР с марта 1990 г.
В 1990 г. прошли выборы на съезды народных депутатов союзных республик. Во многих республиках депутаты настаивали на принятии деклараций о государственном суверенитете своих республик по отношению к СССР. Декларации о суверенитете были приняты: в марте 1990 г. – в Грузии, Литве и Эстонии; в мае 1990 г. – в Латвии; в июне 1990 г. – в Узбекистане и Молдавии, в июле 1990 г. – в Белоруссии и на Украине.
Весной 1990 г. состоялись альтернативные выборы народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин. Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. огромным большинством была принята Декларация о суверенитете РСФСР, провозглашавшая принцип верховенства республиканских законов над союзными.
Резко осложнилось положение внутри КПСС. Выборы подорвали основу номенклатурного способа управления в стране. В 1986 – 1989 гг. сменилось 82,2% секретарей райкомов и горкомов партии, 90,8% секретарей обкомов, крайкомов и республиканских партийных организаций.
Впервые с начала 1920-х гг. в партии стали формироваться политические платформы, имевшие отличия от официальной линии ЦК КПСС. Группировке крайне левых, готовивших учредительный съезд Российской коммунистической партии в составе КПСС, противостояло социал-демократическое крыло – «Демократическая платформа в КПСС». Параллельно с этим наблюдался фактический раскол партии по республиканскому принципу. Компартии республик Прибалтики, Армении, Азербайджана демонстрировали свою самостоятельность по отношению к Москве. С 1990 г. начала формироваться Компартия РСФСР, где сильны были позиции противников М.С. Горбачева.
Нарастание политического кризиса шло одновременно с ухудшением экономического положения. Снижались объемы производства, усиливались инфляционные тенденции, увеличивался дефицит государственного бюджета. Дополнительная эмиссия в 1990 г. составила 25 млрд руб. Стремительно сокращались золотовалютные ресурсы. Если в 1990 г. в Госфонде СССР хранилось 484,6 т золота, то к 1 сентября 1991 г. – только 264 т. Повсеместно стали вводиться талоны на предметы первой необходимости. В апреле 1991 г. государство вынуждено было пойти на непопулярную меру – разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены на значительную часть своей продукции.
Кризисные явления в экономике и дефицит товаров народного потребления вызывали понятное недовольство населения, которое многократно усиливалось прессой. В условиях гласности СМИ могли освещать многие ранее закрытые темы. Начав с критики сталинского периода, пресса переключилась на деятельность В.И. Ленина, современных лидеров партии и руководителей государства. В центре внимания оказалась проблема льгот и привилегий партийно-государственного аппарата. Большой общественный резонанс вызвали публикации о злоупотреблениях служебным положением и преступлениях высокопоставленных должностных лиц.